Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области" на 2016 - 2018 годы
(утв. приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области
от 4 марта 2016 г. N 89)
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области на 2016 - 2018 годы |
Наименование государственной программы Тамбовской области |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы |
Основание для разработки ведомственной целевой программы |
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 N 628, от 22.02.2012 N 138, от 27.12.2012 N 1433) |
Заказчик ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области |
Исполнители и участники ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области, сельскохозяйственные товаропроизводители, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории области по разведению и откорму крупного рогатого скота мясного направления |
Цель ведомственной программы |
- обеспечение населения высококачественным мясом говядины, обеспечение продовольственной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; - создание технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития производства мяса крупного рогатого скота; - повышение уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости на основе развития перспективной отрасли мясного скотоводства и увеличения объемов производства мяса крупного рогатого скота. |
Задачи ведомственной программы |
- увеличение поголовья животных специализированных мясных и помесных пород, полученных от скрещивания с мясными породами, внедрение новых технологий содержания и кормления; - увеличение производства высококачественной говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Увеличение объема производства на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе к 2018 году 2,2 тыс. тонн; Увеличение поголовья скота мясного направления пород к 2018 году 9800 голов, в том числе 4600 коров; Увеличение поголовья скота помесных пород к 2018 году до 550 голов, в т.ч. коров - 200 голов Увеличение поголовья скота специализированных мясных пород к 2018 году 9250 голов, в т.ч. коров 4400 голов; Приобретение племенного молодняка мясных пород к 2018 году - 500 голов; Численность населения занятого в отрасли - 130 человек Прирост выручки от реализации мяса к 2018 году - 240,0 млн. руб. Объем налоговых поступлений в бюджет к 2018 году - 2,4 млн. руб.; Среднемесячная заработная плата в 2018 году - 25000 руб. |
Основные мероприятия ведомственной целевой программы |
- строительство, реконструкция и модернизация ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных и помесных пород; - субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных и помесных пород; - приобретение племенного молодняка мясных пород; - субсидии на возмещение части затрат на приобретение молодняка мясных пород; - приобретение семени и эмбрионов; - субсидии на возмещение части затрат на приобретение семени и эмбрионов; - содержание маточного поголовья коров мясного направления по системе корова-теленок; - субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья коров мясного направления по системе корова-теленок |
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2016 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Общий объем финансирования программы на 2016 - 2018 годы в ценах соответствующих лет составляет 547,8 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Тамбовской области 93,4 млн. руб., в том числе по годам: 2016 г. - 7,0 млн. рублей; 2017 г. - 38,8 млн. рублей; 2018 г. - 47,6 млн. рублей. за счет внебюджетных источников - 454,4 млн. руб.; в том числе по годам: 2016 г. - 96,5 млн. рублей; 2017 г. - 139,1 млн. рублей; 2018 г. - 218,8 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы |
увеличение объемов производства высококачественной говядины в живом весе до 8 тыс. тонн к 2018 г., в т. мяса от скота мясных и помесных пород 2,2 тыс. тонн рост поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах с 7,3 до 9,8 тыс. голов к 2018 г.; занятость населения в отрасли |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Разработка Программы необходима для создания стартовых условий эффективного развития мясного скотоводства области, насыщения рынка качественной мясной продукцией тамбовских предприятий, удовлетворения потребностей населения в мясных продуктах за счет собственного производства, как основы продовольственной безопасности региона, повышения уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда. Одним из наиболее социально значимых моментов программы является возможность привлечения личных подсобных хозяйств в общую схему создания мясного подкомплекса региона.
Мясной подкомплекс Тамбовской области по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса для снабжения мясом и обеспечения занятости населения. Однако в нем накопилось большое количество нерешенных проблем.
На протяжении последних лет численность сельскохозяйственных животных и, как следствие, объемы производства мяса крупного рогатого скота снижаются. Удельный вес говядины в общем объеме производства мяса по области из-за низкой продуктивности животных составляет 13,5 тыс. тонн - 7,2%. (таблица 1). До настоящего времени основной объем производства говядины получают от откормочного контингента из молочных стад.
Таблица 1
Характеристика развития мясного скотоводства в Тамбовской области
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. (оценка) |
2015 г. в % к 2011 г. |
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на конец года, тыс. гол. |
143,9 |
141,7 |
143,2 |
140,2 |
126,0 |
87,5 |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях, тыс. гол. |
0,4 |
1,5 |
4,5 |
7,0 |
7,7 |
в 19,3 раза |
Среднесуточный прирост живой массы крупного рогатого скота на выращивании и откорме в сельскохозяйственных организациях, г |
409 |
500 |
600 |
620 |
650 |
158,9 |
Валовое производство мяса всего, тыс. тонн |
100,7 |
180,0 |
263,5 |
341,6 |
345,0 |
342,6 |
в т.ч. говядины |
34,0 |
28,6 |
28,8 |
27,3 |
25,0 |
73,5 |
Уровень рентабельности производства мяса в сельскохозяйственных организациях, % |
-13,5 |
-11,0 |
-10,0 |
3,8 |
4,0 |
|
В связи с этим производство мяса крупного рогатого скота характеризуется низкими качественными показателями. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют 620 г., средняя живая масса скота, реализованного на убой, составляет 425 кг, достаточно высока доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров.
Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота, что означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль. Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения.
Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.
В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах России были существенно ниже соответствующих показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Такое состояние было обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков - производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалам продуктивности.
Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой 340 кг вместо 450 - 500 кг.
Относительно невысокий показатель интенсивности использования откормочного контингента в Тамбовской области означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35% сверхремонтных бычков, 65 - 70% бычков отправляют на убой не откормленными до требуемых кондиций, в связи с этим население недополучает ежегодно не менее 11,2 тыс. тонн говядины.
Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и, особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5 - 8% к имеющемуся откормочному контингенту.
Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья и сенокосы имеют недостаточную урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они теряют свою продуктивность, зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате суточные привесы скота на таких кормах сокращаются до 300 - 500 г.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота еще недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные многолетние кормовые смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.
Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России и в Тамбовской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями и культурой производства: выход телят составляет менее 65% вместо 85 - 90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 620 г. вместо желательных не менее 850 - 900 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320 - 340 кг вместо желательных 450 - 500 кг.
Убыточность производства говядины не позволяла своевременно проводить обновление технологического оборудования, обеспечивать полноценное кормление животных, особенно комбикормами, что негативно отразилось на продуктивности животных.
Проблемы в развитии отрасли мясного скотоводства повлекли за собой полное отсутствие грамотных зооветеринарных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере, что не позволяет реализовать научные разработки в практической деятельности.
Для кардинального изменения ситуации в подотрасли и перехода от фазы стагнации к созданию условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе. Ускоренное развитие мясного скотоводства в Тамбовской области не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на высококачественную говядину за счет отечественного производства.
Тамбовская область располагает большими возможностями для развития специализированного мясного скотоводства. Есть благоприятные природные и хозяйственные условия: наличие сельхозугодий 2,5 млн. га, в том числе 127 тыс. га сенокосов, 313 тыс. га пастбищ для развития этой отрасли. Область располагает трудовыми ресурсами, учебно-научной базой для подготовки квалифицированных специалистов на базе Мичуринского государственного аграрного университета, имеет большую инвестиционную привлекательность, возможность производить конкурентоспособную продукцию в крупных специализированных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах области.
Стратегия и основное направление развития мясного скотоводства в области должны быть направлены на создание стартовых, технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли.
В связи с сокращением за последние годы поголовья молочного скота, за счет которого в основном и обеспечивалась потребность населения в говядине, возникла необходимость развития мясного скотоводства, которое может быть конкурентоспособным лишь при условии сведения к минимуму затрат на производство говядины, максимального увеличения продолжительности пастбищного периода содержания скота, а также применения ресурсосберегающих технологий.
Немалые резервы в увеличении производства мяса заложены в организации промышленного скрещивания маточного поголовья молочного скота с быками классических мясных пород, как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в частном секторе.
Приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере реализации программы являются:
чистопородное разведение специализированных мясных пород крупного рогатого скота;
получение помесного поголовья молодняка на основе межпородного (промышленного) скрещивания со специализированным мясным скотом (использование эффекта гетерозиса для дальнейшего выращивания и разведения);
строительство откормочных площадок (фидлотов) для заключительного откорма молодняка мясных пород по современным общемировым технологиям;
привлечение личных подсобных хозяйств в общую схему создания мясного подкомплекса региона;
создание культурных пастбищ с прифермским оборотом для обеспечения кормления скота на протяжении всего весенне-летнего периода зеленой массой;
насыщение продовольственного рынка качественной мясной продукцией отечественных производителей;
обеспечение роста производства конкурентоспособной "мраморной" говядины с учетом повышения качества концентрированных объемистых кормов;
технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
В 2012 году в Тамбовской области начался процесс создания товарных (коммерческих) стад, развитие которых будет идти по нескольким направлениям:
чистопородное разведение специализированных мясных пород. Наиболее предпочитаемыми породами в области определены абердин-ангусская, герефордская, лимузинская, калмыцкая и другие породы;
получение помесного поголовья молодняка на основе межпородного (промышленного) скрещивания со специализированным мясным скотом, использование эффекта гетерозиса для дальнейшего выращивания и разведения.
Чистопородное мясное скотоводство специализированных мясных пород необходимо рассматривать не только для товарного производства мяса, но и для создания племенных стад.
Одним из направлений разведения мясного скота планируется скрещивание телок местного малопродуктивного скота с быками специализированных мясных пород, преимущественно абердин-ангусской и герефордской, которое будет осуществляться поэтапно:
поглотительное скрещивание местного скота;
получение и выращивание помесного поголовья;
чистопородное разведение специализированных мясных пород.
В дальнейшем в области планируется строительство откормочных площадок (фидлотов). На фидлотах по современной общемировой технологии происходит заключительный откорм молодняка в возрасте свыше 8 - 10 месяцев высокоэнергетическими кормами для выращивания кондиционного скота живой массой свыше 500 кг и получением "мраморного" мяса. На фидлоты будет поставляться поголовье бычков и сверхремонтных телок из крупных товарных предприятий, а также фермерских (семейных) ферм. При желании все эти предприятия будут осуществлять заключительный откорм непосредственно в своих хозяйствах.
Для реализации выращенного "мраморного" мяса предполагается использовать мощности имеющихся мясокомбинатов области.
Заключительной структурой, непосредственно поставляющей мясо и мясопродукты до конечного потребителя, помимо мясокомбинатов, станут торговые сети, кафе и рестораны.
Большое внимание необходимо уделить процессу теоретического и практического обучения специалистов - технологов. Для этой цели планируется привлечь ученых Мичуринского государственного аграрного университета (заключение хозяйственных договоров, сопровождение проектов), консультационные службы для обеспечения максимального изучения имеющегося российского опыта в действующих предприятиях (Ленинградской, Воронежской, Калужской и других областей), а также проведение практических семинаров и конференций.
2. Цель, задачи и сроки реализации программы
Цель Программы - обеспечение населения высококачественным мясом говядины, обеспечение продовольственной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; создание технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития производства мяса крупного рогатого скота; повышение уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости на основе развития перспективной отрасли мясного скотоводства и увеличения объемов производства мяса крупного рогатого скота;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- увеличение поголовья животных специализированных мясных и помесных пород, полученных от скрещивания с мясными породами,
- внедрение новых технологий содержания и кормления;
- увеличение производства высококачественной говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе.
Реализация программы, предусматривающей развитие мясного скотоводства в организациях, КФХ и ЛПХ будет содействовать повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости сельского населения, улучшения жилищных условий, повышения уровня жизни, создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности.
Реальным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы на селе является ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - программа). По этой программе специалисты и молодые семьи, проживающие и работающие на селе, получают государственную поддержку в виде социальных выплат на строительство или приобретение жилья в течение двух-трех лет. В рамках программы за 2006 - 2012 годы улучшили жилищные условия 1584 семьи, в том числе 810 - молодые семьи и семьи молодых специалистов. Построено (приобретено) - 113,2 тыс. кв. м жилья, в том числе - 51,3 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов. Объем финансирования на эти цели составил 1365,4 млн. руб., в том числе 386,4 - средства федерального бюджета, 217,5 млн. руб. - средства областного бюджета, 761,5 млн. руб. - внебюджетные средства.
В 2013 году, с учетом переходящих остатков средств федерального и регионального бюджетов мероприятия по улучшению жилищных условий на селе продолжались.
За период 2014 - 2020 годов планируется ввести 116,8 тыс. кв. м жилья, в том числе - 61,5 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов.
Запланировано строительство первой очереди сетей инженерной инфраструктуры для микрорайона в с. Бурнак Жердевского района Тамбовской области на 219 домов. Проект взаимоувязан со строящимися крупными объектами АПК, требующими притока высококвалифицированных молодых кадров. В рамках реализации мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности за период 2006 - 2012 годы введено сельских школ на 2705 мест. Общий объем финансирования на эти мероприятия составил 1170,2 млн. рублей, в том числе 196,3 млн. руб. - средства федерального бюджета, 973,0 млн. руб. - средства бюджета Тамбовской области и 0,9 млн. руб. - средства местных бюджетов. Построенные школы стали по сути социокультурными комплексами, объединяющими ресурсы учреждений социальной сферы для осуществления образовательной, воспитательной, культурно-оздоровительной работы среди детей, молодежи и взрослого населения села.
За период 2014 - 2020 годов запланировано ввести общеобразовательных учреждений на 900 мест.
Учитывая большую социальную значимость задачи по улучшению состояния здоровья сельского населения, на период 2014 - 2020 годов запланировано ежегодно строить не менее 10 ФАПов. Схема территориального развития области расположена на сайте http://ekon.tambov.gov.ru/4358.
Схемы территориального планирования муниципальных районов Тамбовской области размещены на официальном сайте Минрегиона РФ в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования http://fgis.minregion.ru/fgis/
Сроки реализации программы 2016 - 2018 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показателями (индикаторами) реализации программы являются:
- увеличение объема производства на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе к 2018 году 2,2 тыс. тонн;
- увеличение поголовья скота мясных и помесных пород к 2018 году 9800 голов, в том числе 4600 коров;
в том числе: увеличение поголовья скота помесных пород к 2018 году до 550 голов, в т.ч. коров -200 голов;
увеличение поголовья скота специализированных мясных пород к 2018 году 9250 голов, в т.ч. коров 4400 голов;
- приобретение племенного молодняка мясных пород к 2018 году 500 голов;
- численность населения, занятого в рамках реализации региональной программы в 2018 году - 130 человек;
- увеличение объема выручки о реализации мяса к 2018 году до 418,0 млн. руб.;
- прирост выручки от реализации мяса КРС к 2018 году - 240,0 млн. рублей:
- объем налоговых поступлений в бюджет к 2018 году - 5,0 млн. руб.;
- среднемесячная заработная плата в 2018 году - 25000 руб.
4. Перечень и описание программных мероприятий
В период реализации программы будут задействованы механизмы устойчивого роста производства высококачественного мяса, создана база для обеспечения населения области высококачественной мясной продукцией собственного производства.
Мероприятиями, направленными на реализацию программы, являются:
- строительство, реконструкция и модернизация ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных и помесных пород;
- субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных и помесных пород;
- приобретение племенного молодняка мясных пород;
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение молодняка мясных пород;
- приобретение семени и эмбрионов;
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение семени и эмбрионов; содержание маточного поголовья коров по системе корова-теленок;
- субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья коров по системе корова-теленок (приложение 2).
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет финансовых ресурсов бюджета Тамбовской области.
Общий объем финансирования мероприятий программы составит 547,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2015 г. - 103,5 млн. рублей;
2016 г. - 177,9 млн. рублей;
2017 г. - 266,4 млн. рублей;
Конкретные мероприятия и объемы финансирования программы будут уточняться ежегодно при формировании проекта бюджета Тамбовской области на соответствующий год. При недоиспользовании средств по одним мероприятиям управление сельского хозяйства области может перераспределять оставшиеся финансовые средства под фактическое выполнение других мероприятий в рамках программы.
6. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств бюджета Тамбовской области, предусмотренных законом о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период. Потребность в ресурсах определена исходя из оценки необходимости создания материально-технической базы, приобретения помесного и товарного скота в целях обеспечения запланированного объема производства мяса КРС.
Таблица 2
Расчет эффективности расходования бюджетных средств за годы реализации программы
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||
Выручка от реализации мяса скота мясного направления (ТП) |
млн. руб. |
228,0 |
310,0 |
550,0 |
Ежегодный прирост выручки от реализации мяса говядины (ТП) |
млн. руб. |
228,0 |
82,0 |
240,0 |
Финансирование на продукцию из бюджета Тамбовской области (Фб) |
млн. руб. |
7,0 |
38,8 |
47,6 |
Эффективность использования бюджетных средств (Эб) |
руб. |
2845 |
161 |
327 |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 2, где - объем прироста выручки от реализации на 1 рубль средств бюджета Тамбовской области. Рассчитывается как отношение ежегодного прироста выручки от реализации мяса КРС (ТП) к финансированию программы из бюджета Тамбовской области (Ф).
Разработанные мероприятия по стимулированию развития мясного скотоводства позволят повысить уровень насыщения продовольственного рынка качественной мясной продукцией отечественных производителей, обеспечить занятость населения в сельской местности, преобразовать образ жизни на селе, создать новую культуру питания населения в целом, новые рабочие места со стабильной оплатой труда. Обеспечить продовольственную безопасность Тамбовской области, увеличить поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней.
Таблица 3
Расчет социально-экономической и экологической эффективности реализации программы (по годам)
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Валовое производство мяса говядины в сельхозпредприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах, тыс. тонн |
5,3 |
6,6 |
8,0 |
В том числе от скота мясных и помесных пород, тыс. тонн |
1,2 |
1,5 |
2,2 |
Затраты на производство мяса скота мясного направления |
182,0 |
230,0 |
352,0 |
Численность населения, занятого в рамках реализации региональной программы, человек |
100 |
110 |
130 |
Среднемесячная заработная плата работников, руб. |
23000 |
24000 |
25000 |
Объём налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области, млн. руб. |
3,6 |
4,1 |
5,0 |
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация подпрограммы обеспечит дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней в сумме 46,6 млн. рублей.
Экологическое состояние животноводческих предприятий необходимо оценивать характеристиками среды обитания животных (воздух, вода, корма, продукты жизнедеятельности, уход за животными), а также качеством получаемой продукции (мясо).
В качестве основного направления, снижающего загрязнение окружающей среды при содержании скота на животноводческих фермах и фидлотах является очистка и утилизация навозных стоков. При этом используются следующие технологические схемы утилизации навоза: очистка с разделением на твердую и жидкую фракции; использование стоков для производства торфокомпостных смесей, которые вывозят на поля биотермического обеззараживания; очистка стоков с помощью прудов- накопителей и навозохранилищ; самоочищение и утилизация отходов в естественных водоемах; анаэробная переработка или сбраживание жидкого навоза, благодаря которому в нем гибнут патогенные микроорганизмы, навоз теряет неприятный запах, а семена сорных растений - всхожесть.
Наиболее эффективное направление хозяйственного использования жидкого навоза на животноводческих фермах - утилизация его на полях.
Компостирование навоза применяют для получения компостогумифицированного продукта биологического окисления, который содержит органические соединения, продукты распада, биомассу мертвых микроорганизмов и т.д. Внесение этого продукта в почву не вызывает нарушения стабильности агроэкосистем. В процессе компостирования
удовлетворяется потребность в кислороде, выделяются диоксид углерода и вода, возрастает температура и органические вещества переходят в стабильную форму. При сборе навоза в бурты сохраняется часть тепла, выделяющегося при ферментации, что ускоряет процессы компостирования.
Отделение санитарно-защитными зонами животноводческих ферм и фидлотов от жилых застроек сельскохозяйственных населенных пунктов также предотвращает загрязнение окружающей среды. Такую зону устанавливают от границы территории, на которой размещаются здания и сооружения для содержания животных, а также от площадей навозохранилищ или открытых складов кормов.
Со стороны животноводческой фермы и фидлота для защиты их от снежных заносов и пыли в санитарно-защитных зонах создаются лесные насаждения. Кроме того, они создаются и на территории фермы и фидлота для отделения живой защитой навозохранилищ, очистных сооружений, площадок компостирования, буртов навоза и т.п. от животноводческих и служебных помещений, пунктов осеменений, складов кормов. Эти насаждения размещают таким образом, чтобы не затруднять циркуляцию воздуха на территории ферм и фидлотов.
Со стороны жилой зоны в санитарно-защитных зонах предусматривают лесные полосы шириной не менее 48 м при ширине санитарно-защитных зон свыше 100 м.
При реализации программных мероприятий следует предусмотреть возможность наступления рисковых событий. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы предусматривается в форме ее своевременного финансирования и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов производства мяса из-за невыхода на
прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, задержки реализации инвестиционных проектов.
Таблица 4
Расчет потерь и финансовых результатов с учетом рисков, млн. руб.
Показатели |
Годы |
Всего |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||
Возможные потери при реализации Программы: | ||||
- от снижения поголовья |
4,8 |
8,3 |
8,4 |
21,5 |
- от невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины |
2,2 |
6,3 |
6,5 |
15,0 |
- от невыхода на плановое поголовье скота |
3,9 |
6,0 |
8,4 |
18,3 |
- от удорожания ресурсов |
5,9 |
6,4 |
7,3 |
19,6 |
- от снижения цен |
3,2 |
4,8 |
5,6 |
13,6 |
Расчеты показали (таблица 4), что потери, связанные с реализацией программы находятся в пределах допустимых значений. Поэтому целесообразно эти риски свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
7. Система управления реализацией программы
Реализация программы осуществляется управлением сельского хозяйства области путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающимся мясным скотоводством, за счет средств бюджета Тамбовской области.
Система управления реализацией программы предполагает определение ответственных за:
реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, предусмотренных в программе;
координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом;
финансирование программных мероприятий; мониторинг реализации программы;
формирование отчетности о ходе реализации программы (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным).
Начальник управления |
А.В. Аксенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.