Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
города Тамбова "Развитие образования
города Тамбова" на 2016 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие общего, дополнительного образования и молодежной политики"
30 декабря 2015 г., 11 марта, 24 июня, 17 августа, 16 ноября, 30 декабря 2016 г., 23 января, 10 марта 2017 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 10 марта 2017 г. N 1284 в паспорт внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Развитие общего, дополнительного образования и молодежной политики"
Постановлением администрации города Тамбова от 24 июня 2016 г. N 3890 в раздел 1 внесены изменения
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма устанавливает меры, направленные на развитие общего, дополнительного образования детей и молодежной политики.
В течение ряда лет в области проводится политика, направленная на реструктуризацию всей системы образовательных организаций, на создание как можно большему количеству детей условий для получения полноценного качественного образования.
Система образования города Тамбова представляет собой развитую сеть образовательных организаций, охватывающую следующие уровни общего образования: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование и дополнительное образование.
На начало 2015/2016 учебного года муниципальная система образования насчитывает 30 организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Система общего образования представлена 22 организациями:
- 20 общеобразовательных организаций;
- муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 5 при ФКУ ИК - 1";
- муниципальное автономное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат "Центр технологического образования".
Обучение детей по дополнительным образовательным программам осуществляется в 8 организациях дополнительного образования:
- 6 детско-юношеских спортивных школ;
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей";
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы".
Для усиления психолого-педагогической службы образовательных организаций в городе Тамбове функционирует муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
Все образовательные организации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. С целью наиболее эффективного использования финансовых средств осуществлен переход всех общеобразовательных организаций в статус автономных. Автономными являются также детско-юношеские спортивные школы N 5, 6.
Всего в общеобразовательных муниципальных организациях в 2015/2016 учебном году сформировано 968 классов-комплектов, что больше прошлогодних показателей на 11 классов-комплектов. Средняя наполняемость классов по муниципальным учреждениям составляет 26,6 человека. Количество учащихся за 2015 год возросло на 739 человек (в 2013/2014 учебном году - 24433 учащихся, в 2014/2015 - 24981, в 2015/2016 - 25720).
Функционирование 45% школ в городской системе образования по модели "Школа-ступени", оптимизация расписаний занятий и ремонт служебных помещений для использования данных площадей в учебной деятельности позволили при росте общего количества детей не только не увеличить долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены, а даже сократить этот показатель на 2,3%.
За 6 лет осуществления поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов многое сделано в направлении совершенствования материально-технической базы школ. Отремонтировано 45% актовых и 40% спортивных залов, в 35% зданий школ обновлены системы отопления и водоснабжения, в 75% зданий отремонтирована кровля, в 22% - обновлен фасад.
В течение 5-ти лет общеобразовательные организации за счет выделяемых бюджетных средств всех уровней и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивали оснащение образовательной деятельности. Муниципальная система образования в данном направлении пополнилась мебелью более чем на 31,0 млн. рублей. В школы приобретено оборудование более чем на 120 млн. рублей, из них компьютерное и мультимедийное оборудование более чем на 56,7 млн. рублей, учебно-лабораторное - на 28,5 млн. рублей, учебно-производственное оборудование - на 2,175 млн. рублей, оборудование для организации медицинского обслуживания учащихся - на 585 тыс. рублей, оборудование для школьных столовых - на 3,3 млн. рублей, спортивное - более чем на 17,3 млн. рублей, другое оборудование, необходимое для организации образовательной деятельности - на 4,7 млн. рублей.
На настоящем этапе вопросы оснащенности образовательной деятельности в целом соответствуют федеральным требованиям по:
- комплексному, материально-техническому оснащению образовательной деятельности и оборудованию учебных помещений;
- учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса.
Улучшение материально-технической базы школ, принятые управленческие решения по повышению заработной платы учителей обязывает повысить ответственность учителя за качество своей работы.
Одним из показателей эффективности деятельности педагогических коллективов являются результаты государственной итоговой аттестации. В ходе анализа государственной итоговой аттестации 9-х классов 2015 года выявлено, что на протяжении последних лет выпускники 9-х классов города Тамбова показывают результаты, превышающие областные показатели по большинству предметов. На протяжении всех лет проведения единых государственных экзаменов в 11 классах показатели выпускников города Тамбова также превышают средние показатели по Тамбовской области и России.
В направлении развития потенциальной одаренности в городе Тамбове есть определенные достижения в области предметных знаний. Это в первую очередь касается результатов олимпиадного движения. На протяжении ряда лет учащиеся городских школ занимают в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников более 60% призовых мест от общего их числа, а также являются победителями и призерами заключительного этапа олимпиады. В 2015 году их число составило 5 человек.
Немаловажным фактором поддержки талантливых детей является выделение бюджетных средств всех уровней на присуждение стипендий и грантов. В 2014/2015 учебном году премию Президента Российской Федерации получили 9 человек, обладателями областных грантов стали 14 учащихся и 19 учащимся назначены городские именные стипендии и единовременные премии.
В связи с задачами, поставленными в Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области, необходимо в школах разработать механизмы выявления и сопровождения одаренных детей; в ходе выстраивания данной работы целесообразно соотнести уровень профессиональной компетентности каждого учителя с результатами его труда.
Возрастает важность и значимость организации системной работы по профессиональному самоопределению учащихся в каждой общеобразовательной организации. Частью этой сферы деятельности является технологическое образование, профильное обучение и допрофессиональная подготовка.
В настоящее время профильным обучением в школах города Тамбова охвачено 100% учащихся 10 - 11 классов, что соответствует требованиям индивидуально-ориентированного подхода к формированию учебного плана профильного обучения.
С 2013 года реализуется проект создания Центра технологического образования, которому отводится значительная роль в профориентационной работе. В 2013 - 2015 годах на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования выделено 37 млн. рублей. Усовершенствование специализированной материально - технической базы Центра позволило за два года более чем в 2 раза увеличить охват количества учащихся (с 1800 до 4262 человек).
С 2011 года город Тамбов участвует в реализации Государственной программы "Доступная среда" (задействовано 13 общеобразовательных организаций). В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся с умственной отсталостью. Стандарты вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Количество учащихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов ежегодно растет. Обучение данной категории детей требует создания особых условий. В 2014 - 2015 годах в рамках Государственной программы "Доступная среда" на обеспечение доступности объектов образования для детей-инвалидов и маломобильных групп населения для школ города было выделено 10 млн. рублей из бюджетов различного уровня.
В реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы принимают участие 13 муниципальных автономных общеобразовательных учреждений: средние общеобразовательные школы N 4, 5 имени Ю.А. Гагарина, 9, 11, 22, 24, 30, 31, 33, 35, 36, "Центр образования N 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова", "Лицей N 21". В данных общеобразовательных организациях обучается 167 детей-инвалидов, что составляет 60,3% от общего числа детей-инвалидов. Впервые в долгосрочную целевую программу Тамбовской области "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" включено муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 6".
С 2013 года в Центре дополнительного образования детей и Центре внешкольной работы функционируют муниципальные опорные площадки в рамках реализации комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013 - 2015 годы, целью которой является социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Одной из наиболее эффективных моделей школ сегодня является модель общественно активной школы, в реализации которой принимают участие практически все муниципальные общеобразовательные организации. В большинстве муниципальных общеобразовательных организаций реализуется модель "Общественно активная школа". В рамках реализации данной модели муниципальная система образования участвует в работе регионального проекта "Старшему поколению - активное долголетие", рассчитанного на 2014 - 2016 годы.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания. Представители муниципальных общеобразовательных организаций ежегодно принимают активное участие в городской научно-практической конференции "Истоки истины", в Юношеских Питиримовских духовно-образовательных чтениях, Рождественских встречах, активно участвуют в муниципальном и областном этапах конкурсов "Красота божьего мира", "Святые заступники Руси", "Подвиг души и духа", "Православная культура Тамбовского края".
В городе сложилась система музейной педагогики. 8 школьных музеев и 3 музейных зала муниципальных общеобразовательных организаций реализуют различные формы работы с учащимися. Это музейные уроки, работа поисковых клубов, творческих лабораторий, конкурсы патриотической направленности, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и почетными гражданами города Тамбова.
Немаловажным аспектом процесса патриотического воспитания является формирование у школьников готовности выполнения служения Отечеству. Одним из важных составляющих являются учебные 5-дневные учебные сборы. В 2015 году в сборах приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 574 человек.
Регулярно, весной и осенью, во время призывной кампании, проводятся Дни призывника с участием учащихся общеобразовательных учреждений города Тамбова и приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Старшеклассники посещают подшефные войсковые части, где школьники знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, вооружением и военной техникой.
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях модернизации российского образования является одной из приоритетных задач. Обязательными элементами здоровьесберегающей деятельности является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, учетом заболеваемости, проведение профилактической работы по предупреждению заболеваний школьников, поддержание физического здоровья учащихся. В общеобразовательных организациях ежегодно проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся, проводится антропометрия.
По данным мониторинга уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций города Тамбова, 58 % (14057 чел.) учащихся имеют средний уровень физического развития, 21 % (5129 чел.) - высокий уровень, 17 % (4136 чел.) - низкий и 4 % учащихся не подлежат определению уровня физического уровня. Две трети учащихся (77 % - 18728 чел.) относятся ко II группе здоровья, каждый пятый школьник (19 % - 4570 чел.) по состоянию здоровья относится к III группе здоровья, 3% (782 чел.) учащихся-к I группе и 1% (156 чел.) - к IV группе.
Одним из направлений оздоровительной работы в школе является обеспечение детей горячим питанием в течение учебного дня, которым охвачено 20258 школьников, что составляет 84% от общего числа учащихся.
Вопросы организации школьного питания регулярно рассматриваются на заседаниях коллегии комитета образования администрации города Тамбова, родительских собраниях, школьных управляющих советов, "круглых столах" и конференциях.
В целях эффективной организации работы по формированию здорового образа жизни осуществляется взаимодействие с учреждениями здравоохранения, культуры и спорта. Регулярно организовываются массовые, спортивно-массовые мероприятия, конференции, беседы с учащимися. Утвержден совместный план-график посещений учащимися Центра здоровья с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля города Тамбова", организовано сотрудничество общеобразовательных организаций со специалистами Центра по профилактике и борьбе со СПИДом.
В общеобразовательных организациях города Тамбова сформирована система воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни (далее - ЗОЖ). Наряду с традиционными воспитательными мероприятиями, направленными на формирование ЗОЖ (классными часами, уроками здоровья, беседами и др.), в учреждениях проводится оптимизация учебной, психологической, физической нагрузок и создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация программ, направленных на здоровьесбережение, обеспечивает проведение различных мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков. Практически все общеобразовательные организации города имеют инфраструктуру, позволяющую осуществлять деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Все медицинские кабинеты имеют лицензию на медицинскую деятельность и современное оборудование.
Обязательной составляющей в организации образовательной деятельности учащихся является создание условий для занятий физической культурой и спортом. Особенно актуальным это становится в связи с введением Указом Президента Российской Федерации в 2014 году норм ГТО. В проекте по апробации ГТО в 2015 году приняли участие 3262 учащихся 10 - 11 классов. Выполнили нормативы ГТО более 60% участников.
Самой серьезной и многочисленной организованной формой в рамках летней оздоровительной кампании на территории города является деятельность 25 лагерей дневного пребывания детей, которые размещаются в 20 муниципальных общеобразовательных организациях. Общий охват детей в лагерях дневного пребывания в 2015 году составил 4160 детей. Подростков организовывают работой в отрядах по благоустройству территории образовательного учреждения. Общий охват детей, занятых в школьных отрядах по благоустройству территории, составил 480 подростков.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует поиска новых механизмов интеграции общего и дополнительного образования школьников, организации внеурочной деятельности.
В течение четырех последних лет в городе эффективно реализуется межведомственный проект о сетевом взаимодействии с использованием внестационарной формы оказания дополнительных образовательных услуг в виде выездных классов. Более 50% муниципальных общеобразовательных организаций города принимает у себя педагогов художественных и музыкальных школ.
Дополнительное образование в муниципальной системе образования представляет собой сформированное пространство для выбора учащимися источников формирования знаний и способностей, индивидуальных траекторий освоения знаний. Об успешности выбора такого принципа функционирования дополнительного образования свидетельствует тот факт, что показатель численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в 2014/2015 учебном году составил 82%. Данный показатель превышает ориентир, предложенный Президентом Российской Федерации, на 7%.
В муниципальных общеобразовательных организациях работает 121 школьная спортивная секция. Мониторинг показал, что 10 % школьников посещают более одной спортивной секции. Наибольшее количество учащихся занимается в спортивных секциях средних общеобразовательных школ N 35 (25% от общего количества учащихся), N 30 (20% от общего количества учащихся), N 22 (11% от общего количества учащихся), лицее N 6 (32% от общего количества учащихся).
На базе детско-юношеских спортивных школ функционируют 5 спортивных ассоциаций, которые объединяют близлежащие по месторасположению общеобразовательные организации и проводят соревнования среди школьников по реализуемым в детско-юношеских спортивных школах и игровым видам спорта.
Задача развития массового спорта решается путем создания школьных спортивных клубов, которые осуществляют свою деятельность в целях вовлечения учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирования у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья. Такая форма организации физкультурно-спортивной деятельности позволяет обеспечить вовлечение в спортивно-оздоровительный процесс 100% учащихся каждой общеобразовательной организации. К концу 2014 года на базе муниципальных общеобразовательных организаций создано 13 спортивных клубов, они функционируют в 65% общеобразовательных организациях.
Педагогическую деятельность в образовательных организациях общего и дополнительного образования в 2015/2016 учебном году осуществляют 2349 педагогических работников (2240 - основных работников, 109 - совместителей), включая руководителей. По сравнению с 2014/2015 учебным годом (всего - 2329, 2205 - основные работники, 124 - совместители) численность педагогических работников увеличилась на 20 человек.
Особые требования к деятельности учителя предъявляет профессиональный стандарт педагога. Подготовка педагогических и руководящих работников к профессиональной деятельности в современных условиях, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, профессионального стандарта учителя осуществляется, в том числе, в ходе курсов повышения квалификации. Фактически в 2015 году повысят свою квалификацию по 56 программам 573 педагогических работника.
Развитию базовых компетенций и педагогической культуры педагогов образовательных организаций способствуют конкурсы профессионального мастерства, в которых педагогические работники города Тамбова активно участвуют. В муниципальной системе образования ежегодно в течение учебного года проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Сердце отдаю детям" и другие. Педагоги образовательных организаций достойно представляют город Тамбов на областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства.
В 2014 - 2015 годах в данных мероприятиях приняли участие:
- на муниципальном уровне - 85 человек;
- на региональном уровне - 77 человек;
- на всероссийском уровне - 47 человек.
Ежегодно представители муниципальной системы образования становятся победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.01.2010 N 117 "О денежном поощрении лучших учителей".
Тренеры-преподаватели муниципальной системы дополнительного образования из года в год побеждают на областном конкурсе лучших тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
55 учителей, одержавшие победу в региональном конкурсе "Народный учитель Тамбовской области - 2015", за счет средств областного бюджета получили материальную поддержку в размере 40 тысяч рублей.
На протяжении последних лет школы города Тамбова занимают лидирующую позицию в региональном конкурсе "Лучшая школа Тамбовщины".
Ежегодно муниципальные общеобразовательные организации входят в ведущие всероссийские рейтинги лучших образовательных организаций страны, демонстрирующих высокие образовательные результаты, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся, успешность поступления выпускников школ в ведущие российские вузы (топ-200, топ-500).
Сфера молодежной политики города Тамбова в настоящее время достаточно обширна, многогранна и представлена 8 высшими и 15 средними профессиональными учебными заведениями, 22 волонтерскими отрядами, единственным в области Домом молодежи, сетью из 22 подростковых клубов по месту жительства, а также различными молодежными общественными организациями и объединениями.
Администрацией города Тамбова в 2013 - 2015 годах проделана серьезная работа в сфере реализации основных направлений молодежной политики на территории города Тамбова, сохранения клубной системы по месту жительства, и накоплен достаточно большой опыт работы в новых социально-экономических условиях. На постоянной основе осуществляется работа по формированию положительного имиджа молодежной политики города, обмену опытом в сфере организации работы с молодежью, расширению межрегиональных и международных связей.
В 2015 году продолжается работа по сопровождению деятельности Тамбовской городской детской организации "Юные россы" (далее - ТГДО "Юные россы"), добровольческих отрядов и групп, реализации волонтерских акций и мероприятий, профилактике негативных явлений в молодежной среде, формированию здорового образа жизни и т.д. На сегодняшний день ТГДО "Юные россы" объединяет 20 школьных детских организаций численностью около 15,0 тыс. подростков в возрасте от 10 до 18 лет.
Городское волонтерское движение объединено в координационный добровольческий центр, который ведет свою работу на базе муниципального автономного учреждения "Дом молодежи". В настоящее время в деятельности волонтерских отрядов задействовано около 800 студентов, общий охват в мероприятиях составляет более 5000 человек.
Основной подход к реализации молодежной политики в Тамбове состоит в том, что дети, подростки и молодежь рассматриваются не только как объект планового проведения мероприятий, но и как полноправный партнер, принимающий участие во всех мероприятиях, касающихся всех составляющих современного мира.
В настоящее время в городе Тамбове обеспечено стабильное функционирование системы образования. Эффективное решение задач, стоящих перед сферой образования, в соответствии с показателями социально-экономического развития города и эффективности деятельности муниципалитета, имеющимися потенциалом и ресурсами, с учетом изменения законодательства в сфере образования и стратегических ориентиров государственной политики в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволило создать условия для дальнейшего развития системы общего и дополнительного образования и достижения стратегических ориентиров образовательной инициативы "Наша новая школа".
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках подпрограммы.
С 2016 года город Тамбов примет участие в проекте по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. На федеральном уровне соответствующая программа утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы. Стратегическими документами, обеспечивающими участие в вышеназванной федеральной программе, являются программы: "Содействие созданию в Тамбовской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы", утвержденная постановлением администрации области от 11.01.2016 N 6, "Содействие созданию в городе Тамбове (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы", утвержденная постановлением администрации города Тамбова от 05.04.2016 N 2005.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации муниципальной подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной подпрограммы
Приоритеты городской политики в сфере реализации подпрограммы сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального, регионального, муниципального уровней. Согласно Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года одним из приоритетных направлений является развитие образовательного, культурного и духовного потенциала населения.
Задачи в области данного направления предстоит решать через ряд мер, в частности:
содействовать формированию единого и доступного каждому жителю образовательного пространства города, обеспеченного технологическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создающего горожанам условия для получения современного образования в соответствии с их потребностями в рамках Федеральной программы развития образования;
создать благоприятные условия для реформы муниципальной системы образования, развития способностей учащихся и получения ими качественного среднего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
соблюдать в образовательных организациях города принципы вариативного образования, ориентированного на типологически разные группы и контингенты детей, выделять категории учащихся: одаренных, с повышенной учебной мотивацией, имеющих физические и психические проблемы в развитии, имеющих социальные отклонения, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;
разработать научно обоснованные психолого-педагогические концепции и программы обучения, обеспечивающие решение актуальных проблем развития всех контингентов детей с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, склонностей и интересов;
обеспечить создание в системе образования здорового духовно-нравственного климата, существенно повысить статус воспитательной работы в каждой образовательной организации;
стимулировать приход в образовательные организации города талантливых педагогов;
развивать в муниципальной системе образования системы профориентации и формирования профессиональных умений и навыков через создание особо организованных систем деятельности.
Цель подпрограммы: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально-экономического развития города Тамбова.
Достижение цели подпрограммы обеспечивается через решение следующих задач:
обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования в городе Тамбове;
укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций, учреждений в сфере молодежной политики города Тамбова и обеспечение безопасности образовательного процесса;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организация их досуга;
создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования;
создание условий для развития созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику.
Ключевыми механизмами развития системы муниципальной системы образования на период действия подпрограммы являются:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования;
дальнейшее развитие тенденции увеличения заработной платы и повышения привлекательности педагогической профессии;
обновление педагогического корпуса общего образования, повышение уровня подготовки педагогов;
повышение активности и инициативы получателей образовательных услуг, вовлечение местных сообществ в совместную деятельность с образовательными организациями;
создание высокотехнологичной образовательной среды.
Подпрограмма планируется к реализации в 2016 - 2020 годах в один этап.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Система показателей (индикаторов) подпрограммы сформирована по задачам.
Задача "Обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования в городе Тамбове":
удельный вес численности учащихся муниципальных образовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности учащихся;
доля учащихся 10 - 11 классов в общеобразовательных организациях, обучающихся в классах с профильным и углубленным изучением отдельных предметов, в общей численности учащихся 10 - 11 классов;
доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение учащихся, в общей численности общеобразовательных организаций;
доля руководителей и учителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных организаций;
отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в регионе;
отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования к средней заработной плате в регионе;
доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций;
отношение среднего балла единого государственного экзамена в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена;
доля учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, в общей численности учащихся;
удельный вес численности педагогических работников муниципальных образовательных организаций, прошедших аттестацию на высшую и первую квалификационные категории и на соответствие занимаемой должности, в общей численности педагогических работников образовательных организаций;
удельный вес численности населения города в возрасте 5 - 18 лет, охваченного дополнительным образованием, в общей численности населения города в возрасте 5 - 18 лет.
Задача "Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций, учреждений в сфере молодежной политики города Тамбова и обеспечение безопасности образовательного процесса":
доля учебных помещений, укомплектованных в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в общем количестве учебных помещений;
доля зданий организаций и учреждений, нуждающихся в проведении ремонтных работ, в общем количестве зданий;
Задача "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, организация их досуга":
количество детей, охваченных активным отдыхом в каникулярное время;
количество трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время;
количество детей и подростков, занимающихся в подростковых клубах;
уровень охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных организаций в общей численности учащихся.
Задача "Создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования":
удельный вес численности педагогических работников возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников образовательных организаций;
доля обучающихся, охваченных мониторингами учебных и внеучебных достижений, общероссийскими, международными исследованиями, от общего количества учащихся;
доля учащихся, участвующих в городских, региональных, международных, межрегиональных, всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, слетах, конференциях и т. д. в рамках общего и дополнительного образования.
Задача "Создание условий для развития созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику":
количество молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, вовлеченных в работу муниципальных организаций и учреждений.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации Программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за муниципальной системой образования города Тамбова и учитывают планируемые результаты реализации подпрограммы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) подпрограммы (с расшифровкой значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к Программе.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
обеспечение условий для получения гражданами общедоступного и бесплатного общего образования;
повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
рост качества образовательных результатов;
включение общественности в управление образовательными организациями и оценку качества образования;
повышение привлекательности педагогической профессии за счет роста заработной платы (средняя заработная плата педагогических работников в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе);
повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг муниципальной системы образования;
развитие системы, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
обновление педагогического корпуса, повышение уровня квалификации педагогических кадров;
обеспечение современных условий организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
поддержание требуемого уровня безопасности образовательного процесса;
развитие новых моделей организации школьного питания, совершенствование форм и методов их функционирования;
обеспечение отдыха, оздоровления детей и подростков в лагерях с дневным пребыванием детей в летний оздоровительный период;
обеспечение трудоустройства несовершеннолетних граждан в каникулярное время;
стабилизация доли детей и молодежи, участвующих в программных мероприятиях;
внедрение на территории города Тамбова современных методик и программ работы с детьми и молодежью по основным направлениям;
совершенствование системы оценки качества образования и образовательных услуг;
формирование системы поддержки инноваций и инициатив в общем и дополнительном образовании;
формирование системы поддержки педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, направленной на обновление кадрового состава педагогов общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования;
усиление мотивации педагогических коллективов муниципальных общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей на предоставление высококачественных педагогических услуг;
повышение эффективности муниципального управления сферой образования;
развитие системы мониторинга и контроля;
обеспечение устойчивого функционирования системы общего и дополнительного образования.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Система программных мероприятий охватывает реализацию вышеуказанных задач.
Решению задачи "Обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования в городе Тамбове" способствуют основные мероприятия:
реализация образовательных программ общего образования;
реализация образовательных программ дополнительного образования детей;
строительство и реконструкция зданий муниципальных организаций и учреждений.
Решению задачи "Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций, учреждений сферы культуры города Тамбова и обеспечение безопасности образовательного процесса" способствуют мероприятия - осуществление капитального ремонта и ремонта зданий муниципальных организаций и учреждений.
Информация о проведении капитального ремонта образовательных организаций представлена в приложении N 1 к ресурсному обеспечению реализации Программы. Информация о строительстве образовательных организаций представлена в приложении N 2 к ресурсному обеспечению реализации Программы.
Решению задачи "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, организация их досуга" способствуют мероприятия:
организация и обеспечение бесплатного питания учащихся льготной категории муниципальных общеобразовательных организаций;
организация летнего отдыха детей в каникулярное время.
Решению задачи "Создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования" способствуют мероприятия:
развитие кадрового потенциала, которое реализуется путем поддержки педагогов через систему городских конкурсов профессионального мастерства, проведения городских семинаров, "круглых столов", научно-практических конференций для педагогических работников, осуществления ежемесячных выплат стимулирующего характера молодым специалистам муниципальных общеобразовательных организаций;
проведение прочих мероприятий в сфере образования, которые включают в себя проведение муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, городских олимпиад, интеллектуальных конкурсов, соревнований, научно-практических конференций и обеспечение участия учащихся в них, проведение учебных военных сборов для юношей, учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных организаций;
сопровождение реализации отдельных мероприятий муниципальной программы, которые реализуются путем обеспечения функционирования комитета образования администрации города Тамбова и обеспечение деятельности муниципальных учреждений, выполняющих работы по сопровождению образовательной деятельности, бухгалтерскому обслуживанию, материально-техническому обеспечению и другим услугам (работам) по обеспечению деятельности муниципальных организаций и учреждений.
Решению задачи "Создание условий для развития созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику" способствуют мероприятие - создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, которое реализуется путем обеспечения деятельности муниципальных организаций и учреждений в сфере молодежной политики, проведение мероприятий по работе с детьми и молодежью, по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
В рамках программы подлежат исполнению неисполненные денежные обязательства, возникшие в связи выполнением мероприятий программы города Тамбова "Развитие системы общего, дополнительного образования и молодежной политики города Тамбова", действие которой утрачивает силу с 01.01.2016.
Решение задач в рамках подпрограммы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к Программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы муниципальными организациями оказываются муниципальные услуги:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
реализация образовательных программ дополнительного образования детей;
организация отдыха детей и молодежи;
организация временного трудоустройства.
муниципальные работы по организации деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание услуг муниципальными организациями представлен в приложении N 3 к Программе.
Постановлением администрации города Тамбова от 10 марта 2017 г. N 1284 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы утверждается решением Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов составляет - 1 855 743,6 тыс. рублей (23,3 процента), областного бюджета составляет 4 445 327,1 тыс. рублей (55,7 процента), федерального бюджета составляет 1 219 880,1 тыс. рублей (15,3 процента).
Предусмотрено финансирование подпрограммы из внебюджетных источников в объеме 458 937,6 тыс. рублей (5,7 процента). Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые муниципальными бюджетными и автономными организациями от оказания платных услуг, за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий подпрограммы за счет средств федерального, областного, городского, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств, представлена соответственно в приложениях N 2, 4 к Программе.
7. Механизмы реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для ее реализации в полном объеме, а также мониторинг объемов финансирования и сроков выполнения подпрограммных мероприятий.
Организацию реализации подпрограммы осуществляет комитет образования администрации города Тамбова.
Комитет образования администрации города Тамбова с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по подпрограммным мероприятиям, механизм реализации подпрограммы, состав исполнителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.