Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации района
от 14.11.2013 N 459
Муниципальная программа
"Развитие образования Гавриловского района на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
программы
Наименование программы |
"Развитие образования Гавриловского района на 2014 - 2020 годы" |
Ответственный исполнитель программы |
Отдел образования, молодёжной политики и спорта администрации района |
Соисполнители программы |
Нет |
Подпрограммы программы |
"Развитие дошкольного образования" (приложение N 3) "Развитие общего и дополнительного образования" (приложение N 4) "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия в области образования" (приложение N 5) |
Цели программы |
Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. |
Задачи программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования. 2. Модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов. 3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни. 4. Создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования. 5. Обеспечение безопасности учащихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности. |
Целевые индикаторы |
1. Удельный вес численности населения в возрасте 7-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 7 - 18 лет (2020 год - 99,5%). 2. Отношение численности детей 2-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет (2020 год - 100%). 3. Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся (2020 год - 70%). 4. Удовлетворенность населения качеством образования (2020 год - 70%) |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в два этапа: 01.01.2014 - 31.12.2015; 01.01.2016 - 31.12.2020 |
Объёмы и источники финансирования программы |
Общие затраты на реализацию программы в 2014 - 2020 гг. за счет всех источников финансирования - 585647,5 тыс. рублей: Местный бюджет 83630,3 тыс. руб. 2014 год - 12485,9 тыс. руб. 2015 год - 12485,9 тыс. руб. 2016 год - 11731,7 тыс. руб. 2017 год - 11731,7 тыс. руб. 2018 год - 11731,7 тыс. руб. 2019 год - 11731,7 тыс. руб. 2020 год - 11731,7 тыс. руб. Областной бюджет 502017,2 тыс. рублей 2014 год - 64323,1 тыс. руб. 2015 год - 68418,1 тыс. руб. 2016 год - 73855,2 тыс. руб. 2017 год - 73855,2 тыс. руб. 2018 год - 73855,2 тыс. руб. 2019 год - 73855,2 тыс. руб. 2020 год - 73855,2 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации программы
В настоящее время в районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для её дальнейшего развития.
Система образования Гавриловского района в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта "Модернизация региональной системы общего образования Тамбовской области на 2011 - 2013 годы".
Муниципальная программа "Развитие образования на 2014 - 2020 годы" - это программа функционирования и развития муниципальной системы образования, это стратегический планово - координационный документ, основное назначение которого заключается в том, чтобы сформировать основные направления дальнейшего развития муниципальной системы образования и стратегию её перехода на новый уровень.
Система общего образования Гавриловского района включает в себя 1 общеобразовательное учреждение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловскую среднюю общеобразовательную школу и 13 филиалов с контингентом обучающихся 850 человек. Одно дошкольное образовательное учреждение муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "Солнышко" с количеством воспитанников 141 ребенок. 4 дошкольные группы полного дня на базе общеобразовательного учреждения.
Вариативные формы дошкольного образования представлены группами предшкольной подготовки, группой кратковременного пребывания детей.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования; выравнивания стартовых возможностей детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу; обеспечения единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания; повышения педагогической компетентности родителей законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, на территории района работают 4 консультативных пункта с охватом 97 человек. Благодаря целенаправленной работе, проводимой в районе, охват детей всеми формами дошкольного образования составляет 68,5%: дошкольными образовательными учреждениями составляет 36%, охват вариативными формами дошкольного образования - 32%
Сложившаяся система образования в районе призвана обеспечить для каждого ребёнка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в дошкольном учреждении, начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Населению предоставлены образовательные услуги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
Выполнению программных мероприятий в системе образования способствует взаимодействие со всеми заинтересованными организациями, и применение программно-целевых методов решения стоящих перед системой образования в рамках муниципальной программы "Развитие образования Гавриловского на 2014 - 2020 годы". В рамках мероприятий подпрограмм образовательные учреждения планируют проведение муниципальных этапов и участие в региональных и Всероссийских мероприятиях для педагогических работников и обучающихся.
Более подробно анализ состояния и прогноз развития системы образования изложен в соответствующих разделах подпрограмм "Развитие дошкольного образования", "Развитие общего и дополнительного образования".
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Приоритеты муниципальной политики сформированы с учетом целей и задач, поставленных в рамках реализации Государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2013 N 1677, в документах федерального и регионального уровней: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. N 2148-р); Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы (утверждена распоряжением администрации области от 08.06.2010 N 173-р); Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г. (утверждена постановлением администрации области 27.11.2007 N 1284); Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области 29.04.2009 N 512-З); Концепция развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области (утверждена постановлением администрации области от 17.04.2009 N 433); Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы (утверждена распоряжением администрации области от 08.06.2010 N 174-р); Комплексная программа развития системы дошкольного образования Тамбовской области на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением администрации области от 22.06.2011N 681); Комплексная программа "Модернизация общего образования Тамбовской области в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011 - 2015 годы" (утверждена постановлением администрации области от 28.06.2011 N 748); Комплекс мер по реализации проекта "Модернизация системы общего образования Тамбовской области в 2012 году" (утверждена постановлением администрации области от 16.02.2012N 167)
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления администрации Тамбовской области вместо "28.12.2013" следует читать "28.12.2012"
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
- повышение качества результатов образования на уровнях общего образования;
- создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
- обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
- рост эффективности использования имеющейся материально- технической базы учреждений образования;
- формирование устойчивой кадровой политики, обеспечение учреждений образования квалифицированными педагогическими кадрами.
- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Цель программы - обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
- модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
- развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
- создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
- развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Программа рассчитана на 2014 - 2020 годы, планируется к реализации в 2 этапа.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показатель 1 "Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет" является одним из ключевых показателей, используемых для характеристики системы образования.
Показатель 2 "Отношение численности детей 2 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 2 - 7 лет" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.
Показатель 3 "Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.
Показатель 4 "Удовлетворенность населения качеством образования" характеризует рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов программы;
- оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижении значений показателей (индикаторов), являются:
- экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике;
- законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации и Тамбовской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных программой мероприятий;
- политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере образования;
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) программы и подпрограмм, включенных в состав программы, (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1.
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Для обучающихся и их семей:
- обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 2 до 7 лет, нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование;
- повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
- обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
- рост качества образовательных результатов на всех уровнях образования;
- включение общественности (в первую очередь родителей) в управление образовательными учреждениями и оценку качества образования;
- предоставление гражданам полной и объективной информации об образовательных учреждениях, содержании и качестве их программ (услуг);
для профессионального сообщества:
- повышение привлекательности педагогической профессии и за счет роста заработной платы (средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составит не менее 100% от средней заработной платы в общем образовании, в общеобразовательных учреждениях составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе);
- обновление педагогического корпуса дошкольного и общего образования, повышение уровня их подготовки, рост уровня квалификации преподавательских кадров;
- развитие в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления, расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями.
Для общества и работодателей:
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг дошкольного и общего образования;
- обеспечение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования;
- обеспечение потребности экономики района в кадрах высокой квалификации;
- рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг до 70%.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий программы
Мероприятия программы включены в три подпрограммы. Две из них соответствуют уровням образования и предусматривают мероприятия, направленные на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном и общем образовании. Третья подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих эффективность управления системой образования в целом.
Подпрограмма "Развитие дошкольного образования", приложение к программе N 3 (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
- создание условий для повышения эффективности и качества системы дошкольного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на расширение доступности дошкольного образования как за счет капитального ремонта зданий, так и за счет стимулирования развития вариативных моделей дошкольного образования, включая семейные, негосударственные детские сады.
Муниципальные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение районных, областных и участие в межрегиональных Всероссийских мероприятиях для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования", приложение N 4 программы (далее - подпрограмма), предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение доступности общего образования;
- повышение качества общего образования;
- создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования.
В целях обеспечения предоставления качественных услуг общего образования и дополнительного образования детей будет продолжен комплекс мер, направленных на привлечение в образовательные учреждения молодых талантливых педагогов, создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста (обеспечение ежемесячных выплат стимулирующего характера молодым специалистам, предоставление материальной поддержки лучшим учреждениям, обеспечение единовременных стимулирующих выплат лучшим учителям, педагогам дополнительного образования).
Также в рамках подпрограммы предполагается:
- организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования;
- обеспечение школьников общеобразовательных учреждений области горячим питанием и молоком.
Инициативы педагогов и образовательных учреждений получат поддержку через конкурсы.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение районных, областных и участие в межрегиональных Всероссийских мероприятиях для обучающихся и педагогических работников школ.
Будет обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования через приобретение учебников, обновление учебной материальной базы школ.
Подпрограмма предусматривает реализацию организационно- управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества образования.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования", приложение к программе N 5 (далее - подпрограмма), направлена на решение задачи развития институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Подпрограмма включает мероприятия по экспертно-аналитическому, организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и материально-техническому обеспечению системы образования через обеспечение выполнения муниципальными учреждениями соответствующих государственных услуг и работ.
Подпрограммой предусмотрен комплекс мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений и развитию единой образовательной информационной среды.
Подпрограмма предусматривает реализацию новых организационно-управленческих механизмов, направленных на снижение неэффективных расходов в области образования.
Подпрограмма включает мероприятия по социальной поддержке специалистов системы общего образования, осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности.
Решение задач в рамках программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации программы
5.1. Перечень государственных услуг и работ в сфере образования включает в себя:
5.1.1. государственные услуги:
- предоставление дошкольного образования;
- предоставление начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- предоставление общего образования обучающимся, в том числе обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку по отдельным предметам или профилям;
- профессиональной переподготовки, стажировки; предоставление дополнительного образования;
- организация и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий;
- предоставление гарантированных государством услуг по отдыху и оздоровлению детей;
- реализация программ дополнительного образования детей различных направленностей.
5.1.2. государственные работы:
- организация и проведение научно-методической и опытно- экспериментальной работ;
- осуществление мер по обеспечению безопасности при перевозке детей;
- подвоз обучающихся, воспитанников;
- обеспечение проведения психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии;
- методическое и организационно-технологическое обеспечение: подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений; мониторинга качества знаний обучающихся;
- разработка и апробация программ и проектов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей; возрождение и культивирование традиционных народных промыслов и ремесел;
- организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий с детьми;
- организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, мероприятий с детьми, работниками образовательных учреждений;
- создание и ведение единых баз данных в сфере образования, осуществление в установленном порядке сбора, обработки, анализа и предоставления статистической и иной отчетности в сфере дошкольного и общего образования;
- организация и проведение смотров, конкурсов и иных мероприятий;
- организация и проведение спортивно-массовых физкультурных мероприятий;
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет отдел образования, молодёжной политики и спорта администрации Гавриловского района.
Образовательные учреждения на основе Программы разрабатывают мероприятия с включением в них конкретных работ и организуют их выполнение.
Контроль за своевременным и качественным выполнением программных мероприятий осуществляет отдел образования, молодёжной политики и спорта администрации района.
Исполнители Программы ежегодно (до 25 июля и до 01 марта) представляют в отдел образования, молодёжной политики и спорта отчет о выполненных мероприятиях по реализации Программы.
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов и внебюджетных источников.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Общие затраты на реализацию Программы в 2014 - 2020 гг. составят 605731,9 тыс. рублей.
7. Механизмы реализации программы
7.1. Механизмами реализации программы являются:
7.1.1. комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов: цель программы предполагается к достижению через всю сеть образовательных учреждений, расположенных в районе и предоставляющих образовательные услуги. Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
7.1.2. взаимодействие с потребителями образовательных услуг:
важным ресурсом успеха программы должны стать обучающиеся и воспитанники, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поддержки детских объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами образовательных учреждений.
Предполагается развитие форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов включения родителей (законных представителей) в управление образовательными учреждениями;
7.1.3. опора на лучшую практику:
ключевым принципом реализации программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогов;
7.1.4. финансовые стимулы:
новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие образовательным учреждениям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений;
7.2. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе показателей, характеризующих целенаправленность образовательного и воспитательного процессов, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий.
В целях корректировки, повышения её эффективности, осуществляется промежуточный мониторинг результатов.
Эффективность реализации Программы определяется степенью соотношения поставленных цели и задач с конкретными результатами.
Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.