Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Тамбова "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов города Тамбова" на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 14 ноября 2013 г. N 9635)
14 марта, 7 мая, 26 августа, 17 сентября, 3 октября, 27 ноября 2014 г., 5 февраля, 20 марта, 28 апреля, 1 июля, 25 сентября, 14 октября, 23 ноября, 30 декабря 2015 г., 20 апреля, 29 июня, 4 октября, 28 декабря 2016 г., 23 января, 22 июня, 26 июля, 25 сентября, 17 ноября 2017 г.
Паспорт изменен с 21 ноября 2017 г. - Постановление администрации города Тамбова от 17 ноября 2017 г. N 7050
Паспорт
муниципальной программы города Тамбова "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов города Тамбова" на 2014 - 2020 годы
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. Самое страшное, что речь идет о здоровье молодого поколения. Будущий гражданин России в большинстве случаев еще до рождения обречен на болезнь. В последние годы 70 процентов беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. До 20 процентов возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. При этом за последние пять лет заболеваемость их увеличилась в 2,5 раза. Если вести разговор с проекцией на город Тамбов, то по итогам 2012 года в структуре причин смертности населения основными оставались болезни системы кровообращения - свыше 47 процентов и новообразования 13,5 процента. Эксперты Всемирной организации здравоохранения в очередной раз констатируют, что здоровье человека зависит не только от экономической обеспеченности, образа жизни людей, наследственных факторов, медобслуживания, но и напрямую от состояния окружающей среды.
Тамбов был и остается городом с хорошими экологическими показателями: во всех природных средах города отсутствует высокое и экстремально высокое загрязнение. Неслучайно два года подряд наш регион, по оценке общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", занимает лидирующие позиции среди субъектов Центрального федерального округа по экологическому благополучию.
Тем не менее проблем в вопросах обеспечения экологической безопасности у нас хватает. Борьба с загрязнением воздуха, водных объектов и эффективное использование природных ресурсов, прежде всего почв для производства экологически чистых продуктов питания, - вот ориентиры, которые на протяжении уже нескольких лет являются первоочередными для экологического развития города.
Одним из жизненно важных факторов окружающей среды является атмосферный воздух. По данным государственного учреждения "Тамбовский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", общий уровень загрязнения атмосферы в 2012 году оценивается как "низкий". Комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитываемый по нескольким примесям и по среднегодовым концентрациям, характеризующий уровень загрязнения в 2012 году, составил 4,19. Более половины загрязняющих выбросов попадают в воздух от работы автотранспорта. Причем количество автомобилей в городе ежегодно возрастает на 5-6 процентов. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Особенно опасны для здоровья продукты сгорания дизтоплива.
Объем выбросов в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников в городе, по итогам 2012 года составил 8,491 тыс. тонн.
Местами наибольшего загрязнения атмосферы в городе являются улицы Советская, Интернациональная, Астраханская, Московская, Карла Маркса, Гастелло и перекрестки с регулируемым движением Советская/Московская, Советская/Интернациональная, Астраханская/Пролетарская, Карла Маркса/Пролетарская.
Также состояние окружающей природной среды в городе Тамбове определяется характером и интенсивностью деятельности хозяйствующих субъектов.
На территории города функционируют более 3000 предприятий и организаций, в той или иной мере оказывающих воздействие на окружающую среду.
Из них химически опасными являются: ОАО* "Пигмент", ОАО "НИИХИМПОЛИМЕР", ОАО "Айсберг", ОАО "Тамбовмаш"; пожаровзрывоопасными: ОАО "Пигмент", ОАО "Деметра", ОАО "Тамбовтерминал", ОАО "АРТИ-завод", Тамбовский вагоноремонтный завод ОАО "РЖД", ОАО "Хлебная база N 53", ОАО "НИИХИМПОЛИМЕР", Тамбовская ТЭЦ филиала ОАО "ТГК-4" "Тамбовская региональная генерация".
В производственных процессах химически опасных предприятий используются аварийно опасные химические вещества: соляная кислота (ОАО "Пигмент", ОАО "Тамбовмаш"), аммиак (ОАО "Пигмент", ОАО "Айсберг", ОАО "НИИХИМПОЛИМЕР"), окись этилена, нитриловая кислота (ОАО "Пигмент"), азотная кислота (ОАО "Тамбовмаш").
Основными экологическими показателями деятельности предприятий являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод, объемы потребления природных ресурсов.
Надежной защитой от загрязнения воздуха в городе всегда считались зеленые насаждения. Кроме общеизвестных полезных свойств обогащения воздуха кислородом и поглощения углекислого газа, зеленые насаждения хорошо справляются с пылевым и шумовым загрязнением окружающей среды, активно очищают воздух от выхлопных газов.
Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объем отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч километров пробега. Учитывая большую антропогенную нагрузку на окружающую среду города, необходимо уделять значительное внимание зеленым насаждениям. Несмотря на то, что ежегодно проводятся мероприятия по посадке и уходу за зелеными насаждениями, количество деревьев на городских улицах, в парках и скверах остается на прежнем уровне, а количество кустарников сокращается.
Качество окружающей природной среды определяется также состоянием природных вод, являющихся возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Негативное воздействие на поверхностные и подземные воды оказывается посредством их нерационального изъятия, сброса сточных вод, загрязнения почв отходами производства и потребления.
Также на состояние окружающей природной среды негативно влияют паводки, подтопления и затопления земель. Наиболее паводкоопасными территориями города являются "Дворики", ул. Гастелло, ул. Студенецкая Набережная.
В целях снижения концентраций загрязнений и объективного контроля за сбросом вредных химических веществ в поверхностные водоемы, а также в систему городской канализации, загрязнением атмосферы и вывозом отходов необходима комплексная система решения данной проблемы.
Программа позволит улучшить атмосферную среду города Тамбова, построить ливневые канализации, обеспечить снижение уровня загрязнения водоемов.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации Программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Необходимость разработки Программы обоснована приоритетами социально-экономического развития городского округа - город Тамбов.
Приоритеты в сфере реализации Программы сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих документах:
- постановление администрации Тамбовской области от 24.12.2012 N 1657 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области на 2013 - 2020 годы";
- стратегия социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года (утверждена решением Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 N 584);
- приоритеты социально-экономического развития города Тамбова, требующие программно-целевого метода планирования на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов;
- перечень муниципальных программ городского округа - город Тамбов.
Реализация Программы позволит снизить отрицательное влияние промышленности и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку, создать более комфортные и безопасные условия для проживания населения.
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей природной среды и предотвращения вредного воздействия на ее хозяйственную деятельность.
Основной целью Программы является повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем.
На реализацию цели Программы направлены решения следующих
задач:
- обеспечение охраны почвенного покрова;
- обеспечение охраны водных ресурсов;
- обеспечение охраны атмосферного воздуха.
Социальная эффективность реализации Программы характеризуется улучшением условий проживания населения города, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, сохранением генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации Программы не выделяются.
Постановлением администрации города Тамбова от 29 июня 2016 г. N 3971 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация Программы позволит достигнуть следующих показателей ее реализации.
Показатель "Количество подготовленных проектов на ремонт ливневых канализаций" является необходимым для выполнения мероприятий по ремонту ливневых канализаций.
Показатель "Протяженность вновь построенных и реконструированных ливневых канализаций и систем водоотвода" достигается посредством строительства и реконструкции ливневых канализаций и систем водоотвода и характеризует обеспеченность территории города ливневыми канализациями.
Показатель "Обеспечение пропускной способности системы ливневой канализации" характеризует уровень круглогодичного содержания ливневых канализаций в надлежащем состоянии.
Показатель "Площадь рекультивированных земель" характеризуется восстановлением продуктивности и ценности нарушенных земель и улучшением условий окружающей среды.
Показатель "Ремонт дождеприемных и смотровых колодцев в соответствии с нормативными требованиями" характеризует количество колодцев, соответствующих нормативным требованиям.
Показатель "Предотвращение захламления земель отходами" характеризуется проведением ежегодных месячников по благоустройству города, с помощью которых улучшается экологическое состояние города.
Показатель "Ликвидация последствий подтопления дворовых и придомовых территорий паводковыми водами" характеризуется количеством улиц города, на которых проводились противопаводковые мероприятия.
Вышеуказанные показатели характеризуют обеспечение охраны почвенного покрова.
Обеспечение охраны водных ресурсов характеризует показатель "Обеспечение нормативных требований по защите биоресурсов водоемов".
Обеспечение охраны атмосферного воздуха отражается следующими показателями.
Показатель "Доля площади озелененных территорий к общей площади территорий, подлежащих озеленению при помощи приобретенного посадочного материала" характеризуется приобретением посадочного материала для озеленения территории города для улучшения атмосферного воздуха и качества окружающей среды.
Показатели "Обеспечение нормативных требований по защите атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ" и "Снижение объема вредных выбросов в атмосферу при переводе автотранспорта на газомоторное топливо" характеризуют состояние атмосферного воздуха на территории города.
Перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы представлен в приложении N 2 к Программе.
Постановлением администрации города Тамбова от 29 июня 2016 г. N 3971 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
Достижение цели программы осуществляется путем скоординированного выполнения основных мероприятий программы:
- развитие и совершенствование объектов, способствующих обеспечению нормативного состояния окружающей среды;
- организация мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Выполнение данных мероприятий осуществляет также поставленные в программе задачи.
Задачу обеспечения охраны почвенного покрова планируется решать посредством выполнения следующих мероприятий:
- выполнение проектных работ по ремонту ливневых канализаций на территории города Тамбова (включая обследование);
- строительство и реконструкция ливневых канализаций и систем водоотвода, в том числе разработка проектно-сметной документации;
- содержание системы водоотведения улиц города Тамбова, включая составление проектно-сметной документации;
- работы по рекультивации полигона захоронений илового осадка в микрорайоне "Северный" и по ул. Авиационной (включая составление проектно-сметной документации);
- организация работ по ремонту, дождеприемных и смотровых колодцев;
- ремонт ливневых канализаций (включая составление проектно-сметной документации и обследование);
- проведение месячников по благоустройству территорий городского округа - город Тамбов "Весна - осень";
- мероприятия, направленные на предотвращение затоплений паводковыми водами.
Задача охраны водных ресурсов предусматривает мероприятия по оценке качества воды, установке счетчика и рыбозащитного устройства на водозаборном узле на р. Цна.
Задачу по обеспечению охраны атмосферного воздуха планируется решать посредством следующих мероприятий:
- приобретение посадочного материала, устройство газонов;
- проведение инвентаризации источников выбросов, разработка проекта предельно допустимых выбросов и оформление разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух;
- инвентаризация источников негативного воздействия на окружающую городскую среду, проведение измерений и анализов отходов;
- перевод автомобильного транспорта на газомоторное топливо.
В ходе реализации настоящей Программы осуществляется исполнение неисполненных денежных обязательств, возникших в связи с выполнением городской целевой программы "Природоохранные мероприятия в городе Тамбове на 2010 - 2015 годы", а также выполнение программных мероприятий по ранее принятым обязательствам.
Перечень и краткое описание мероприятий, реализуемых в составе Программы с указанием сроков их реализации, ответственного исполнителя и соисполнителей Программы, ожидаемых непосредственных результатов, а также связи с показателями Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации Программы
Раздел не приводится в связи с отсутствием муниципального задания на предоставление муниципальных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам.
Раздел 6 изменен с 21 ноября 2017 г. - Постановление администрации города Тамбова от 17 ноября 2017 г. N 7050
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансирование мероприятий планируется осуществлять за счет средств городского бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 163440,7 тыс. руб.
Разработчику Программы - комитету городского хозяйства администрации города Тамбова (в том числе подведомственным муниципальным учреждениям, являющимся соисполнителями Программы) предусмотрено - 163440,7 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 20 000,0 тыс. руб.,
2015 г. - 19 500 тыс. руб.,
2016 г. - 19 850,0 тыс. руб.,
2017 г. - 20500,0 тыс. руб.,
2018 г. - 21200,0 тыс. руб.,
2019 г. - 22000,0 тыс. руб.,
2020 г. - 40 390,7 тыс. руб., в том числе на мероприятия, включенные в адресную инвестиционную программу 29803,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2016 г. - 5 000,0 тыс. руб.,
2017 г. - 6803,0 тыс. руб.,
2018 г. - 12 000,0 тыс. руб.,
2019 г. - 14 000,0 тыс. руб.,
2020 г. - 15 000,0 тыс. руб.";
Объем финансирования Программы уточняется с учетом оценки эффективности реализации Программы и возможности бюджета городского округа - город Тамбов.
Данные по объему финансирования приведены в приложении N 3 к муниципальной программе города Тамбова.
Постановлением администрации города Тамбова от 25 сентября 2017 г. N 5799 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется разработчиком Программы и соисполнителями.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между разработчиком и исполнителями Программы.
Уполномоченным органом администрации города Тамбова Тамбовской области по реализации муниципальной Программы является комитет городского хозяйства администрации города Тамбова.
Разработчик Программы:
- организует реализацию Программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий;
- вносит предложения о внесении изменений в Программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;
- запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки отчетности о ходе реализации Программы;
- предоставляет в комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова Тамбовской области информацию о ходе выполнения Программы по итогам за квартал и за год по электронной почте и на бумажном носителе (до 25 числа месяца и до 15 февраля, следующего за отчетным периодом соответственно).
Соисполнители Программы:
- осуществляют реализацию мероприятий Программы, вносят разработчику Программы предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
- предоставляют разработчику Программы сведения, необходимые для проведения мониторинга (за квартал в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным;
- заключают муниципальные контракты (договоры) в соответствии с действующим законодательством с подрядными организациями на выполнение программных мероприятий;
- подписывают акты выполненных работ в соответствии с заключенными муниципальными контрактами и договорами.
Организационный механизм реализации Программы представляет собой систему органов самоуправления и иных учреждений, обеспечивающих реализацию комплекса мер по благоустройству города Тамбова.
Ход реализации Программы обсуждается на заседании коллегии администрации города Тамбова и на оперативных совещаниях, проводимых главой города Тамбова Тамбовской области, широко освещается средствами массовой информации города, обсуждается на общественных слушаниях и на собраниях общественности города Тамбова.
На реализацию Программы могут повлиять внешние риски, а именно:
- при размещении муниципальных заказов согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" некоторые процедуры торгов могут не состояться в связи с отсутствием претендентов. Проведение повторных процедур приведет к изменению сроков исполнения программных мероприятий;
- несвоевременное выполнение работ подрядными организациями может привести к нарушению сроков выполнения программных мероприятий;
- заключение муниципальных контрактов и договоров с организациями, которые окажутся неспособными исполнить свои обязательства.
* ОАО - открытое акционерное общество
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.