Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Сферой реализации муниципальной программы города Котовска Тамбовской области "Оказание содействия добровольному переселению в город Котовск соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2020 годы (далее - муниципальная программа) является обеспечение социально-экономического развития города, сокращение дефицита трудовых ресурсов, увеличение квалифицированных специалистов, увеличение миграционного притока населения в город, закрепление переселенцев в городе и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.
Муниципальная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями социально-экономического развития города.
В целом миграционная и демографическая ситуация в городе Котовске как и в Тамбовской области характеризуются оттоком населения трудоспособного возраста с территории.
В 2012 году на территорию города въехало 296 иностранных гражданина и лиц без гражданства, что осталось на уровне предыдущего года. Выехало из города 182 человека.
Если в 2008 - 2010 годах основная цель въезда, указываемая иностранными гражданами в миграционной карте, была частная, то начиная с 2011 года наибольшую долю иностранных граждан, прибывающих на территорию района, составляют лица, въехавшие с целью осуществления трудовой деятельности. Так, в 2012 году с заявленной целью "работа" въехало 163 человека, что составило 55,0% от общего количества иностранных граждан, прибывших на территорию города. В частных целях въехало 133 иностранных гражданина или 45 %.
Анализ профессионально-квалификационной оценки иностранных граждан показал, что наибольшее количество разрешений на работу выдано иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности по профессиям, не требующим соответствующей квалификации, в основном это подсобный рабочий. В большинстве случаев иностранные работники были заняты в промышленности и строительстве.
В городе Котовске, Тамбовской области, как и в целом в Центральном Федеральном округе Российской Федерации, наблюдаются в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости), старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности, незначительный миграционный прирост населения.
Важным показателем социально-демографических процессов является изменение возрастной структуры населения. По данным Тамбовстата на 1 января 2012 года доля лиц старше трудоспособного возраста составила 27,9 % в общей численности населения города, а доля населения моложе трудоспособного возраста составила 14,3 %.
Сокращение численности населения трудоспособного возраста затруднит экономическое развитие города и вызовет дефицит рабочей силы, который может покрыться за счет миграционных процессов.
Ситуация с занятостью населения в городе в 2012 году несколько улучшилась. В конце 2012 года в службе занятости населения состояло на учете 181 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 177 человек имели официальный статус безработного. За многие годы наблюдений этот показатель количества безработных самый низкий.
Показатели |
2003 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости на конец года, чел. |
926 |
772 |
347 |
333 |
378 |
266 |
298 |
181 |
Численность официально зарегистрированных безработных, чел. |
844 |
729 |
344 |
329 |
375 |
263 |
289 |
177 |
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках на конец 2012 года составила 510 вакансий. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) на рынке труда на конец года составила 0,34, против 1,15 в конце 2009 года.
В экономике города в 2012 году было занято 11358 чел., из них 6496 чел. (57,2 %) на крупных и средних предприятиях. Для экономики города Котовска, как промышленного города, существенную роль имеет снижение численности работников, занятых в обрабатывающем производстве (на 6,3 %) по сравнению с 2011 годом.
Численность населения города в последние годы постоянно снижается. По данным Тамбовстата численность населения в среднем за 2012 год составила 31,5 тыс. чел. Главной причиной сокращения численности населения является естественная убыль населения, так за период 2009 - 2012 г.г. число умерших в 1,6 - 1,8 раза превышало число родившихся. В среднем, за последние годы число родившихся составляет порядка 300 человек, а умерших - порядка 500 человек, т.е. естественная убыль населения в среднем за год составляет около 200 человек. Невысокий уровень рождаемости неизбежно ведет к увеличению численности населения старше трудоспособного возраста. Доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения составляет 37%.
N п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1. |
Численность постоянного населения на начало года, чел. |
32224 |
32025 |
31767 |
31611 |
1.1. |
в том числе в трудоспособном возрасте, чел. |
19702 |
19363 |
18576 |
18276 |
1.2. |
моложе трудоспособного возраста, чел. |
4547 |
4565 |
4538 |
4523 |
1.3. |
старше трудоспособного возраста, чел. |
7975 |
8097 |
8653 |
8812 |
1.4 |
Пенсионеров, чел. |
11788 |
11836 |
11844 |
11847 |
1.5 |
Мужчин, чел. |
14175 |
14070 |
14034 |
14037 |
1.6 |
Женщин, чел. |
18049 |
17955 |
17733 |
17574 |
2. |
Естественный прирост (+), убыль (-) чел. |
-203 |
-241 |
-186 |
-172 |
3. |
Количество родившихся, чел. |
304 |
295 |
307 |
306 |
4. |
Количество умерших, чел. |
507 |
536 |
493 |
478 |
5. |
Миграционный прирост, (+, -), чел. |
4 |
-89 |
30 |
-32 |
Таким образом, в городе наблюдается устойчивая депопуляция населения города, провоцирующая рост коэффициента демографической нагрузки и снижение качества трудовых ресурсов. Сокращение численности населения города обусловлено двумя процессами:
1) естественная убыль населения за счет низкой рождаемости и высокой смертности;
2) неустойчивые миграционные процессы, в основном уменьшающие численности населения за счет выезда в другие регионы. Положительное сальдо миграции имеет место в отдельных периодах, но по своей незначительной величине не оказывает влияния на увеличение численности населения.
В условиях миграционного оттока населения остро встает проблема старения населения при одновременном сокращении доли детей и подростков, а также населения трудоспособного возраста. Данная тенденция приводит к снижению трудовых ресурсов, необходимости привлечения трудовых ресурсов из других регионов, увеличению расходов на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание. Так, численность пенсионеров в городе превышает численность детей в возрасте до 16 лет в 2,6 раза. Обобщенной характеристикой изменений возрастной структуры населения является динамика коэффициентов нагрузки, т.е. отношение лиц в "дорабочих" и "послерабочих" возрастах к численности населения рабочих возрастов. В городе общая нагрузка составила 730 человек на 1000 лиц рабочих возрастов, из них 248 человека - дети и 482 чел. пожилого возраста, что является подтверждением дальнейшего старения населения города.
Резервы выравнивания демографической ситуации на современном этапе связаны с улучшением качества и уровня жизни населения, которое должно привести к росту продолжительности жизни.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала города.
Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами на протяжении последних 5 лет сохраняется на одном уровне и составляет 50 - 52% (по области - 68%). Город остро нуждается в узких специалистах: врач-оториноларинголог, врач-акушер-гинеколог, врач-рентгенолог др.
В планах развития экономики города предполагается увеличение спроса на квалифицированных работников, а также изменение профессионально-квалификационной структуры рынка труда, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет существующих трудовых ресурсов. В этой ситуации необходима внешняя трудовая миграция в соответствии с потребностями социально-экономического развития города.
Целесообразность принятия муниципальной программы обусловлена необходимостью межотраслевой координации, выполнения государственной программы Тамбовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2013 - 2020 годы.
При реализации муниципальной программы могут возникнуть определенные риски, поэтому будут проводится мероприятия, направленные на их нейтрализацию.
риски |
мероприятия |
Отсутствие вариантов трудоустройства участника Государственной программы |
Предложения по временному трудоустройству на неквалифицированные рабочие места; подбор вариантов трудоустройства членов семьи участника Государственной программы; ежемесячное обновление базы данных вакансий для соотечественников |
Жилищная не обустроенность участников Государственной программы |
Предварительное информирование о возможностях аренды и покупки жилья при принятии решения об участии в Государственной программе; ежеквартальное обновление информации о жилье, подлежащем для продажи, на официальном сайте органов местного самоуправления |
Несоответствие реальной квалификации участника Государственной программы квалификации, заявленной в анкете потенциального участника Государственной программы |
Повышение квалификации по программам службы занятости населения |
Неспособность семьи участника Государственной программы нести расходы по оплате найма временного жилья |
Предоставление социальной помощи участникам Государственной программы и членам их семей на временное жилищное обустройство и медицинское обследование |
Оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей
При содействии Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения N 1" (далее по тексту - центр занятости) в 2012 году трудоустроено 555 человек или 70,2% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
Всего в 2012 году в службу занятости было заявлено 2354 единицы вакансий, в том числе в обрабатывающие производства - 1282 ед. или 54,5%, строительство - 147 ед., здравоохранение и предоставление социальных услуг - 190 ед., строительство - 140 ед.
Город Котовск - стабильно развивающийся промышленный город. 6 крупных и средних предприятий представляют различные отрасли промышленного производства.
В городе развитая многоотраслевая экономика со специализацией на химической отрасли, отрасли машиностроения, пищевой, лёгкой, фарфоро-фаянсовой отраслях промышленности. Нитроцеллюлозы и пироксилиновые пороха для всех видов стрелкового оружия, оружия ближнего боя, артиллерийских систем всех калибров, находящихся на вооружении сухопутных войск, Военно-Морского Флота и авиации, лакокрасочные материалы, спанбонд, облицовочные материалы, керамические изделия, музыкальная игрушка - неваляшка - эту продукцию с маркой города Котовска можно встретить во многих странах мира.
Ведущая роль в экономике города принадлежит обрабатывающим производствам. В 2012 году промышленными предприятиями города произведено и отгружено продукции соответственно на сумму 2,4 млрд. рублей и 2,6 млрд. рублей, что соответственно на 8,8 % в сопоставимых ценах и на 36,4 % в действующих ценах больше, чем в 2011 году. Более 11 % объёма произведённой продукции трех ведущих предприятий города поставляется на экспорт.
На промышленных предприятиях города трудится около 37,0 % от занятых в экономике города. Среднемесячная заработанная плата в 2012 г на промышленных предприятиях составила 12263,2 руб., что на 12,6 % выше уровня прошлого года.
По состоянию на 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 262 малых предприятий. Предприятия малого бизнеса составляют 58,4 % от всех хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся отраслевая структура за 2012 год свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли. Доля предприятий и организаций с видом деятельности "Оптовая и розничная торговля" составила 60,3 %. В этой сфере трудится 35,8% работников, занятых в малом бизнесе. Малое предпринимательство в производственной отрасли развивается в меньшей степени. Так, на предприятия и организации обрабатывающих производств приходится 10,3%, на прочие виды деятельности - 9,5 %, платные услуги - 8,0 %, строительства - 8,0 %, транспорта и связи - 1,9 % от общего количества малых предприятий. По состоянию на 01.01.2013 год на предприятиях малого бизнеса занято 1590 человек.
Для обеспечения детей участников Государственной программы местами в детских дошкольных и средних образовательных учреждениях в городе есть необходимые возможности.
Основные показатели образования
показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Число дошкольных образовательных учреждений (на конец года) |
9 |
8 |
7 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
1351 |
1377 |
1358 |
Число учреждений, реализующих программы общего образования (на начало учебного года) |
4 |
4 |
3 |
Численность обучающихся в учреждениях, реализующих программы общего образования (на начало учебного года), человек |
2595 |
2600 |
2612 |
Число государственных учреждений среднего профессионального образования |
1 |
1 |
1 |
Численность студентов в государственных учреждениях среднего профессионального образования, человек |
505 |
507 |
634 |
Принято студентов в государственные учреждения среднего профессионального образования, человек |
150 |
151 |
143 |
Выпущено студентов государственными учреждениями среднего профессионального образования, человек |
96 |
97 |
99 |
Для получения участниками Государственной программы среднего профессионального образования в городе действует одно образовательное учреждение среднего профессионального образования - ТОГБОУ СПО "Котовский индустриальный техникум". Данное образовательное учреждение технического профиля, готовящее специалистов по следующим специальностям и профессиям:
I. По специальностям:
1. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
2. Программирование в компьютерных системах.
3. Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
4. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
5. Химическая технология органических веществ.
6. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
7. Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров.
8. Компьютерные сети.
II. По профессиям:
1. Автомеханик.
2. Повар-кондитер.
3. Мастер отделочных строительных работ.
4. Мастер общестроительных работ.
В 2013 г открыты новая специальность: биохимическое производство по профессии лаборант-эколог; лаборант-аналитик.
Техникум располагает развитой материально-технической базой, необходимой для ведения образовательной деятельности: 3 учебных корпуса, общежитие и учебно-производственные мастерские. В учебных корпусах и общежитии расположено: 13 современных кабинетов-лабораторий, 7 лабораторий, 6 компьютерных классов, 36 кабинетов, слесарные мастерские, механические мастерские, сварочная мастерская, спортивный зал, библиотека, читальный зал, медицинский кабинет, две столовые и другие вспомогательные помещения.
Кабинеты и лаборатории оснащены необходимым современным учебно-лабораторным оборудованием, стендами, моделями, приборами, персональными компьютерами, интерактивными досками, документо-камерами, планшетами управления демонстраций учебного материала.
В учебном процессе используется 120 компьютеров, имеется 6 локальных сетей. Библиотека техникума располагает библиотечным фондом в количестве 64250 экземпляров, в том числе учебной литературы 37419 экземпляров.
Структура подготовки специалистов в техникуме отвечает потребностям промышленных предприятий города и области, социальным запросам региона.
Выпускники техникума востребованы на промышленных предприятиях города, области и страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.