Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к муниципальной программе
города Котовска Тамбовской области
"Экономическое развитие и инновационная
экономика" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства"
16, 31 декабря 2014 г., 16 марта, 30 декабря 2015 г., 22, 24 марта, 13 декабря 2016 г., 10 марта, 4 апреля, 5 июля 2017 г.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 5 июля 2017 г. N 1000 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Малое предпринимательство - один из наиболее динамично развивающихся сегментов социально-экономической жизни города. Малое предпринимательство становится все более массовой формой экономической самостоятельности населения.
Наличие в экономике города развитого малого и среднего предпринимательства существенно расширяет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию бюджета города и развитию конкуренции.
По состоянию на 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 262 малых предприятий, что на 3 организации больше, чем за 2011 год. Из них фактически работает 245 предприятий или 93,5% от общего количества зарегистрированных предприятий.
В городе предприятия малого бизнеса составляют 58,4% от всех хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся отраслевая структура за 2012 год свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли. Доля предприятий и организаций с видом деятельности "Оптовая и розничная торговля" составила 60,3%. В этой сфере трудится 35,8% работников, занятых в малом бизнесе. Малое предпринимательство в производственной отрасли развивается в меньшей степени. Так, на предприятия и организации обрабатывающих производств приходится 10,3%, на прочие виды деятельности - 9,5%, платные услуги - 8,0%, строительства - 8,0%, транспорта и связи - 1,9% от общего количества малых предприятий.
По оценке, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг за 2012 год составила 1780 млн. руб., что на 498,7 млн. руб. или на 38,9% больше, чем за январь - декабрь 2011 года.
По всем отраслям деятельности наблюдается рост объемных показателей. Наибольший удельный вес в общем объеме выручки приходится на предприятия торговли и общественного питания - 73,2%.
Малыми предприятиями промышленности произведено продукции на сумму 162,2 млн. руб., что на 20 млн. руб. или на 14,1% больше, чем за 2011 год.
В строительстве малыми предприятиями выполнено работ на сумму 66,0 млн. руб., что на 0,4% больше аналогичного периода 2011 года.
На малых предприятиях торговли и общественного питания выручка от реализации товаров по сравнению с 2011 годом увеличилась на 45,9% и составила 1303 млн. рублей.
На транспортных предприятиях выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,6% и составила 11,1 млн. руб.
По состоянию на 01.01.2013 год на предприятиях малого бизнеса занято 1590 человек, что на 0,3% превышает уровень соответствующего периода прошлого года.
Малыми предприятиями города за 2012 год уплачено налогов в бюджеты всех уровней 71,0 млн. руб., что на 16,7 млн. руб. или на 30,8% больше, чем за январь - декабрь 2011 года.
На территории города зарегистрировано и осуществляют деятельность два предприятия, которые можно отнести к категории средние. Выручка предприятий за 2011 год составила 126,8 млн. рублей. Среднесписочная численность - 277 человек. За период с января по декабрь 2012 года в бюджеты всех уровней уплачено налогов - 15,2 млн. руб. Освоено 2,2 млн. руб. инвестиций.
Таким образом, сохраняется четко выраженная тенденция к увеличению количества малых предприятий и среднесписочной численности занятых на них работников.
Заметную роль в малом бизнесе играют предприниматели без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 868 индивидуальных предпринимателей, что на 64 человека ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Данная негативная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2013 года, в течение которого произошло снижение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 21,4% к аналогичному периоду 2012 года или в абсолютных цифрах на 199 человек.
На снижение количества вновь зарегистрированных предпринимателей повлияло:
уменьшение объема финансирования по программе содействия занятости населения и большим количеством индивидуальных предпринимателей, прекративших в дальнейшем свою деятельность;
вступление с 1 января 2013 года Федерального Закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования", который увеличивает фиксированные платежи в пенсионный фонд;
введение запрета на реализацию пива и пивных напитков индивидуальными предпринимателями, торгующими в нестационарных торговых объектах.
По оценке, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг предпринимателей за 2012 год составила 183,12 млн. руб., что на 20,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За 2012 год индивидуальными предпринимателями уплачено налогов в бюджеты всех уровней 31,1 млн. руб., что на 24,8% больше, чем за январь-декабрь 2011 года.
Индивидуальные предприниматели так же, как и малые предприятия, отдают предпочтение торговой деятельности.
За 12 месяцев 2012 года индивидуальными предпринимателями освоено 28,3 млн. руб. инвестиций.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 13 декабря 2016 г. N 2370 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетами в сфере реализации подпрограммы являются:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города;
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в консолидированный бюджет города.
Приоритетными видами экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
обрабатывающие производства;
строительство;
транспорт (ОКВЭД 60.21.11, 60.21.12);
научные исследования и разработки;
туристская индустрия;
оказание бытовых услуг населению.
Развитие приоритетных направлений положительно повлияет на повышение качества жизни населения города.
Целью подпрограммы является:
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
финансовая поддержка в приоритетных направлениях развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
совершенствование механизмов использования городского недвижимого имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
совершенствование экономического и налогового потенциала малого и среднего предпринимательства;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 г. N 462 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана финансовая поддержка;
количество начинающих субъектов малого предпринимательства, которым оказана поддержка;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым оказана поддержка
количество конференций, встреч, конкурсов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого предпринимательства;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
количество новых рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения;
доля обрабатывающей промышленности в обороте предприятий малого и среднего предпринимательства.
За весь период реализации подпрограммы предполагается достичь следующих результатов:
финансовая поддержка в приоритетных направлениях развития будет оказана 7 субъектам малого и среднего предпринимательства;
поддержка начинающим субъектам малого предпринимательства будет оказана 7 чел.;
поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, будет оказана 5 чел.;
оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого предпринимательства в 2020 году составит 3800 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2013 года;
в 2020 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства должно составить 1030 ед., что на 2,8% выше уровня 2013 года;
субъектами малого и среднего предпринимательства будет создано 35 новых рабочих мест;
будет проведено 28 конференций, встреч, конкурсов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составит 340 ед.;
увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте предприятий малого и среднего предпринимательства составит 14,4%.
Перечень показателей (индикаторов) реализации подпрограммы приведен в приложении N 1 к муниципальной программе.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 г. N 462 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика подпрограммы
Мониторинг состояния малых и средних предприятий позволяет определить, что на развитие малого и среднего предпринимательства в городе значительное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех проблемы:
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- невысокий уровень развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
Решение вышеуказанных проблем в разной степени будут решаться благодаря настоящей подпрограмме за счет средств бюджета города.
Для обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается возмещение из бюджета города процентных ставок (полностью или частично) по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Субъектов) в российских кредитных организациях, на развитие приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства в городе, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий:
- регистрация Субъекта на территории города Котовска в качестве налогоплательщика;
- осуществление хозяйственной деятельности не менее 6 (шести) месяцев на дату обращения за получением субсидии;
- выполнение обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией;
- внесение вида деятельности, представляемого на предоставление субсидии, в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- отсутствие на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением субсидии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней;
- отсутствие у Субъекта предпринимательства просроченной задолженности по заработной плате работникам на дату подачи заявления;
- неприменение в отношении Субъекта процедур банкротства (реорганизации, ликвидации либо санкций в виде аннулирования или приостановления лицензии).
Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия) осуществляет отбор Субъектов для предоставления поддержки в соответствии с результатами бальной оценки рассматриваемых заявок.
Победитель среди Субъектов определяется по числу максимально набранных баллов. При получении равного количества баллов каждый Субъект получает субсидию в размере, пропорциональном сумме использованного кредита.
Прием заявок от Субъектов на участие в отборе осуществляется с 01 января до 15 декабря текущего года, но не позднее шести месяцев после полной оплаты Субъектом суммы кредита и начисленных процентов.
Комиссия принимает решение о предоставлении субсидий либо отказе в предоставлении субсидий. О принятом решении Комиссия направляет заявителю уведомление.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р город Котовск отнесен к 3 категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации со стабильной социально-экономической ситуацией. Важным направлением диверсификации экономики монопрофильных городов является развитие малого бизнеса. В рамках реализации Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрена реализация мероприятия "Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства". Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства включает в себя субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемое на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, на приобретение основных средств.
В целях поддержки социального предпринимательства предусматривается выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, направленную на решение социальных проблем (далее - субъект социального предпринимательства) при одном из условий:
субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, гражданам пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 процентов; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:
содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан;
социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодёжных кружках, секциях, студиях;
организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищённым группам граждан;
содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан, а также лиц, освобождённых из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Субсидии субъектам социального предпринимательства предоставляются при наличии бизнес-проекта, предусматривающего софинансирование субъектом социального предпринимательства расходов на его реализацию в размере не менее 15 процентов от размера субсидии на который претендует субъект социального предпринимательства, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в порядке, определённом администрацией города.
Условия и порядок предоставления поддержки в виде субсидирования, а также состав комиссии по поддержке малого и среднего предпринимательства утверждается постановлением администрации города.
Имущественная поддержка заключается в сохранении права аренды муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержден решением сессии Котовского городского Совета народных депутатов. Срок рассмотрения обращений составляет 30 календарных дней. Срок, в течение которого обратившийся за оказанием поддержки субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о принятом решении, составляет 3 календарных дня. В 2012 году за субъектами малого бизнеса сохранено право аренды муниципального имущества общей площадью 682,2 кв м.
Не менее важным мероприятием является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с действующим законодательством.
Действенным инструментом стимулирования развития малого и среднего предпринимательства является привлечение их к выполнению муниципального заказа. Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" должна составлять 10 - 20 % в общем годовом объеме заказов.
Одной из приоритетных задач подпрограммы является совершенствование экономического и налогового потенциала малого и среднего предпринимательства.
В целях увеличения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет города продолжится работа по проведению мониторинга эффективности применения специальных налоговых режимов. По его результатам и в случае изменения налогового законодательства при необходимости будет производиться разработка нормативных правовых актов, регулирующих применение специальных налоговых режимов.
С целью увеличения реальных денежных доходов населения будет продолжено проведение мониторинга сложившейся средней заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Мониторинг проводится путем выборочного обследования (опроса) работодателей с предоставлением данных о размере средней заработной платы, средней численности и минимальном размере оплаты труда, установленного у данного работодателя.
Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает реализацию нескольких мероприятий.
В целях формирования положительного образа малого и среднего предпринимательства предусмотрены мероприятия по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности посредством проведения ежегодных городских конкурсов "Лучший предприниматель года", конференций представителей малого и среднего предпринимательства, встреч, "круглых столов" по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках информационной поддержки администрация города проводит работу по своевременному доведению нормативной и другой информации на основе существующих ресурсов (на сайте администрации города размещена страница - малое предпринимательство).
Для обсуждения проблем малого бизнеса в городе создана общественная организация "Совет предпринимателей", координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Члены Совета принимают участие в обсуждении наиболее актуальных и острых вопросов развития предпринимательской деятельности, обсуждении предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Реализация основных мероприятий будет способствовать социально-экономическому развитию города и в итоге позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в экономику города.
Перечень мероприятий подпрограммы приведён в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации подпрограмм
В рамках реализации подпрограммы муниципальные задания отсутствуют.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 5 июля 2017 г. N 1000 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет всех источников финансирования.
Предполагаемые объёмы финансирования подпрограммы за весь период реализации подпрограммы - 9 429,75 тыс. рублей:
2014 год - 157,5 тыс. рублей;
2015 год - 240,0 тыс. рублей;
2016 год - 3 181,7 тыс. рублей;
2017 год - 5 130,55 тыс. рублей;
2018 год - 240,0 тыс. рублей;
2019 год - 240,0 тыс. рублей;
2020 год - 240,0 тыс. рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета - 7 066,68 тыс. рублей:
2016 год - 2 855,4 тыс. рублей;
2017 год - 4 211,28 тыс. рублей,
средства бюджета области - 797,27 тыс. рублей:
2016 год - 168,0 тыс. рублей;
2017 год - 629,27 тыс. рублей,
средства бюджета города - 1 565,8 тыс. рублей:
2014 год - 157,5 тыс. рублей;
2015 год - 240,0 тыс. рублей;
2016 год - 158,3 тыс. рублей;
2017 год - 290,0 тыс. рублей;
2018 год - 240,0 тыс. рублей;
2019 год - 240,0 тыс. рублей;
2020 год - 240,0 тыс. рублей.
Объёмы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий подпрограммы с указанием главных распорядителей бюджетных средств, являющихся соисполнителями подпрограммы, представлена соответственно в приложениях N 2 и 3 к муниципальной программе.
7. Механизм реализации подпрограммы
Основными принципами реализации мероприятий подпрограммы являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих предусмотренным подпрограммой критериям, к участию в ней;
оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
открытость процедур оказания поддержки.
Реализация подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя подпрограммы с соисполнителями подпрограммы.
Ответственным исполнителем подпрограммы является отдел экономической политики администрации города.
Ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы с учётом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, затраты по мероприятиям подпрограммы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации подпрограммы ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы:
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов подпрограммы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год.
Ответственный исполнитель подпрограммы осуществляет:
внесение ответственному исполнителю муниципальной программы предложений и проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в подпрограмму;
анализ отчётов соисполнителей подпрограммы, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы.
подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической и отчетной информации о реализации подпрограммы.
Реализация Подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя с соисполнителем муниципальной программы (ответственным исполнителем подпрограммы), в порядке, установленном постановлением администрации города от 02.09.2013 N 2169.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.