Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к муниципальной программе города Тамбова
"Эффективное управление финансами и
оптимизация муниципального долга"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Управление муниципальным долгом" на 2014 - 2020 годы
25 июня, 25 декабря 2014 г., 12 февраля, 18 июня, 29 июля, 30 декабря 2015 г., 22 июня, 30 декабря 2016 г., 18 сентября, 8 ноября, 29 декабря 2017 г.
Паспорт изменен с 30 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Тамбова от 29 декабря 2017 г. N 8157
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Политика в области управления муниципальным долгом является неотъемлемой частью политики управления финансами города Тамбова. Проведение эффективной долговой политики способствует обеспечению своевременного финансирования социально значимых и инвестиционных расходов городского бюджета. Такая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления муниципальным долгом, публичностью муниципальных долговых обязательств.
Город Тамбов относится к числу городов со средним уровнем долговой нагрузки. Административный центр Тамбовской области занимает восьмое место в Центральном федеральном округе и сороковое место среди всех административных центров Российской Федерации по показателю отношения муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов городского бюджета на 01 января 2013 года.
Удельный вес муниципального долга муниципального образования городской округ - город Тамбов (далее - город Тамбов) к объему доходов городского бюджета (без учета безвозмездных поступлений) по состоянию на 01 января 2013 года составил 53,3%.
В структуре муниципального долга присутствуют только прямые обязательства - банковские и бюджетные кредиты. На их долю приходится 100% долга, условные обязательства отсутствуют. Удельный вес бюджетных кредитов, привлекаемых на финансирование капитальных вложений, составляет 18,8 % к общему объему долга. Без учета заемных средств, направленных на инвестиции, удельный вес муниципального долга города Тамбова к объему доходов городского бюджета (без учета безвозмездных поступлений) по состоянию на 01 января 2013 года составил 43,3%.
Несмотря на это, задача по обеспечению оптимизации управления муниципальным долгом остается крайне актуальной.
Комплекс мер, реализованных администрацией города Тамбова в 2012 году по оптимизации уровня муниципального долга, позволил сократить первоначально запланированные в городском бюджете расходы на обслуживание муниципального долга на 8,1%. В результате стоимость обслуживания муниципального долга составила 2,3% в общем объеме расходов городского бюджета при максимально допустимом уровне - 15,0%.
Неисполнение в срок долговых обязательств администрацией города Тамбова не допускалось, что свидетельствует об эффективном управлении муниципальным долгом города Тамбова.
Вместе с тем в условиях экономических и финансовых кризисов риски, связанные с управлением муниципальным долгом, возрастают, что обусловлено угрозой сокращения поступлений доходов, прежде всего, налоговых в бюджетную систему Тамбовской области, а, следовательно, - и в городской бюджет. Такая ситуация может привести к существенному увеличению стоимости муниципальных заимствований, снижению долговой устойчивости, увеличению процентной нагрузки на городской бюджет, неисполнению обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям.
Поэтому необходимо обеспечить сохранение умеренной долговой нагрузки на городской бюджет, а для этого придерживаться более жестких ограничений по сравнению с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации по объемам муниципального долга города Тамбова и расходам на его обслуживание. Для этого администрацией города будет обеспечиваться проведение взвешенной политики муниципальных внутренних заимствований и управления муниципальным долгом города Тамбова.
Управление рисками реализации подпрограммы предусматривает осуществление следующих мер:
- установление верхнего предела муниципального внутреннего долга города Тамбова и оценка возможных рисков;
- погашение бюджетных кредитов доходами городского бюджета;
- проведение мониторинга показателей долговой устойчивости и мониторинга состояния долга муниципальных предприятий.
В целях обеспечения дальнейшей оптимизации управления муниципальным долгом подпрограммой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга города Тамбова, сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления муниципальным долгом.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основными приоритетами муниципальной политики города Тамбова в сфере реализации подпрограммы являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности городского бюджета;
- проведение взвешенной политики муниципальных внутренних заимствований и управления муниципальным долгом города Тамбова;
- сохранение умеренной долговой нагрузки на городской бюджет.
Приоритеты в сфере реализации подпрограммы определены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В соответствии с приоритетами определена цель подпрограммы - эффективное управление муниципальным долгом города Тамбова и его оптимизация.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга;
- минимизация стоимости заимствования;
- поддержание суверенных кредитных рейтингов администрации города Тамбова на инвестиционном уровне, создание предпосылок для их повышения.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы (без определения этапов).
В течение срока реализации подпрограммы предполагается:
- обеспечить сбалансированность городского бюджета путем привлечения кредитов для финансирования дефицита городского бюджета;
- оптимизировать структуру и объем расходов на обслуживание муниципального долга;
- своевременно и в полном объеме осуществлять обслуживание муниципального долга;
- предоставлять муниципальную поддержку юридическим лицам, реализующим вопросы местного значения, в форме муниципальных гарантий города Тамбова, осуществлять постоянный контроль за соблюдением юридическими лицами обязательств по предоставленным гарантиям.
Планируется также осуществление долгосрочных мероприятий, направленных на реализацию цели и задач подпрограммы.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Система показателей (индикаторов) подпрограммы сформирована по задачам (приложение N 1 к муниципальной программе).
Индикаторы задачи "Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга городского округа - город Тамбов":
отношение муниципального долга к доходам городского бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) - менее 100%;
отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание муниципального долга к доходам городского бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) - 35%.
Индикатор задачи "Минимизация стоимости заимствования" - доля расходов на обслуживание муниципального долга города Тамбова в общем объеме расходов городского бюджета - менее 15%.
По задаче "Поддержание суверенных кредитных рейтингов городского округа - город Тамбов на инвестиционном уровне, создание предпосылок для их повышения" индикатор не определен. Решение данной задачи позволит сохранить или повысить уровень долгосрочного рейтинга, что будет способствовать расширению инвесторской базы в городе Тамбове.
По итогам реализации подпрограммы ожидается сохранение объема муниципального долга города Тамбова на безопасном уровне, то есть не превышающем годовой объем доходов городского бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений), а также отсутствие гарантийных случаев по предоставленным муниципальным гарантиям.
Постановлением администрации города Тамбова от 30 декабря 2015 г. N 9653 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Для достижения поставленной цели и решения задач подпрограммы предлагается провести следующие основные мероприятия:
- нормативное правовое регулирование в сфере управления муниципальным долгом города Тамбова. Реализация данного мероприятия предусматривает нормативное правовое регулирование в сфере муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий, погашения и обслуживания муниципального долга города Тамбова;
- обеспечение своевременности и полноты исполнения долговых обязательств города Тамбова. Расходные обязательства по обслуживанию муниципального долга определяются на основании договоров и соглашений, графика погашения субзайма по установленному Центральным банком Российской Федерации курсу доллара США на день оплаты;
- планирование ассигнований на погашение долговых обязательств и (или) финансирование дефицита городского бюджета (в случае утверждения городского бюджета с дефицитом, единственным источником финансирования дефицита городского бюджета являются заемные средства), а также на возможное исполнение муниципальных гарантий в источниках финансирования дефицита городского бюджета. Данное мероприятие предусматривает планирование бюджетных ассигнований в городском бюджете на возможное исполнение муниципальных гарантий в объеме, достаточном для исполнения возможных долговых обязательств города Тамбова;
- нормативное правовое регулирование и мониторинг состояния муниципального долга.
В основных направлениях долговой политики на 2014 - 2016 годы отмечено, что поддержание долговой нагрузки на безопасном уровне является стратегической задачей в планируемом периоде. Позиция обеспечения сохранения долговой нагрузки на городской бюджет в пределах параметров, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по муниципальному долгу, остается неизменной.
В этой связи требуется постоянный мониторинг муниципального долга. Результаты анализа данных об уровне текущего муниципального долга и изменении его структуры представляют собой одно из веских оснований для нормативного правового регулирования.
В рамках этого направления осуществляется:
нормативное правовое регулирование в части определения общего порядка и принципов осуществления заимствований, погашения и обслуживания долга города Тамбова и передачи финансовому управлению области информации из долговой книги городского округа - город Тамбов;
мониторинг переданной финансовому управлению области информации о долговых обязательствах, отраженных в долговой книге;
раскрытие информации о долговых обязательствах города Тамбова;
жесткое соблюдение ограничений по предельному размеру муниципального долга, дефицита, расходов на обслуживание муниципального долга.
В рамках подпрограммы осуществляется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты города в сфере регулирования бюджетных правоотношений в городе Тамбове.
Необходимость разработки указанных нормативных правовых актов будет определяться в процессе реализации подпрограммы в соответствии с изменениями бюджетного законодательства, принимаемыми на федеральном уровне, и с учетом необходимости обеспечения соответствия данных актов реализуемым механизмам управления муниципальным долгом и муниципальными финансами.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации подпрограммы
Раздел не приводится в связи с отсутствием муниципальных заданий в рамках реализации подпрограммы.
Раздел 6 изменен с 30 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Тамбова от 29 декабря 2017 г. N 8157
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
На 2014 - 2020 годы объемы бюджетных ассигнований определены исходя из прогнозов по объемам заимствований, сроков возврата, а также расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга.
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы на весь период ее реализации составляет 1 501 122,8 тыс. рублей.
Разработчику подпрограммы - комитету финансов, предусмотрено 449 647,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 г. - 134 957,6 тыс. рублей;
2015 г. - 179 036,8 тыс. рублей;
2016 г. - 110 390,4 тыс. рублей;
2017 г. - 25 262,7 тыс. рублей.
Соисполнителю - администрации города Тамбова Тамбовской области, предусмотрено 1 051 475,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 г. - 32 020,1 тыс. рублей;
2016 г. - 132 147,9 тыс. рублей;
2017 г. - 214 381,4 тыс. рублей;
2018 г. - 227 964,9 тыс. рублей;
2019 г. - 225 181,6 тыс. рублей;
2020 г. - 219 779,4 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств городского бюджета представлено в приложении N 3 к муниципальной программе.
7. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется комитетом финансов, являющимся ее ответственным исполнителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.