Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 11 апреля 2016 г. N 366 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 10
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (далее - Подпрограмма)
30 июня, 31 декабря 2014 г., 30 марта, 14 сентября, 31 декабря 2015 г., 11 апреля, 30 декабря 2016 г., 28 августа 2017 г., 25 апреля 2018 г.
Паспорт изменен с 27 апреля 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 25 апреля 2018 г. N 418
Паспорт Подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введено понятие паллиативной медицинской помощи, которая представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими тематическое обучение.
В паллиативном лечении первостепенной целью является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся как можно более комфортной и значимой. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке физического состояния пациента, купированию боли и других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки. Каждый пациент с активным прогрессирующим заболеванием, приближающийся к смертельному исходу, имеет право на паллиативную помощь.
Ежегодно в Тамбовской области от онкологических заболеваний умирает более 2000 человек (2012 г. - 2320 чел.), из них 75% нуждаются в паллиативной помощи (в первую очередь в обезболивании). Создание отделений (коек) паллиативной медицины является оптимальным вариантом организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими или другими социально значимыми заболеваниями, поскольку, являясь структурным подразделением учреждения, отделение получает широкую возможность использования диагностической базы учреждения, проведения специальных методов поддерживающего лечения и реабилитационных мероприятий. При этом достигается решение как чисто медицинской задачи - более адекватного лечения больного, так и изменение его социального статуса.
По состоянию на 01.01.2013 в области развернуто 627 коек для оказания стационарной паллиативной помощи, в том числе: хосписное отделение для онкологических больных на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4 г. Тамбова" на 10 коек, 50 паллиативных коек и 567 коек сестринского ухода - на базе круглосуточных стационаров центральных районных больниц.
При наличии развернутой сети стационарной паллиативной помощи в области существует необходимость совершенствования ее оказания на амбулаторном этапе, и в первую очередь создания эффективной амбулаторной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам по профилям "онкология" и "неврология" с участием подготовленного медицинского персонала и достаточным медико-психологическим обеспечением.
Паллиативная помощь детям на современном уровне представляет собой отдельную медицинскую специальность и отдельное направление медико-социальной деятельности. Данное направление только начинает свое развитие в России. Система паллиативной помощи детям включает доступность соответствующих служб независимо от места пребывания ребенка (дом, стационар общего профиля, специализированный стационар) и координацию этих служб.
С целью оказания помощи детям с инкурабельными заболеваниями в области развернуты койки паллиативной медицинской помощи детям на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Рассказовская центральная районная больница", которые полностью удовлетворяют потребности детского населения области в данном виде помощи и составляют 2,3 на 100 тыс. детского населения.
В рамках I этапа реализации Подпрограммы предполагается провести мероприятия по определению потребности в паллиативной помощи на основании анализа заболеваемости населения и осуществить структурные преобразования системы оказания паллиативной помощи.
В результате реализации II этапа Подпрограммы к 2020 году будет создана полноценная инфраструктура для оказания паллиативной помощи взрослым и детям.
Целью паллиативной помощи является максимальное повышение качества жизни пациентов на поздних стадиях активно прогрессирующего заболевания и предполагаемой небольшой продолжительности жизни, в том числе: адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов, психологическая поддержка больного и ухаживающих родственников, выработка отношения к смерти как к нормальному этапу жизни человека, удовлетворение моральных потребностей больного и его близких, решение вопросов медицинской биоэтики.
Основной задачей паллиативной помощи является решение физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.
В рамках Подпрограммы планируется провести комплекс мероприятий по совершенствованию паллиативной службы населению области.
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Подпрограммы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании соответствующих бюджетов.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Подпрограммы
Цель Подпрограммы - повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.
Задачи Подпрограммы:
создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам;
повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников;
обеспечение адекватного контроля хронической боли и других тягостных симптомов;
повышение удовлетворенности пациентов и их родственников качеством медицинской помощи.
Сроки реализации Подпрограммы:
Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап - с 2013 по 2015 годы, 2 этап - с 2016 по 2020 годы.
На первом этапе (с 2013 по 2015 гг.) предполагается осуществить мероприятия по определению потребности в паллиативной помощи на основании анализа заболеваемости населения и провести структурные преобразования системы оказания паллиативной помощи.
На втором этапе будет создана полноценная инфраструктура для оказания паллиативной помощи взрослым и детям.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 августа 2017 г. N 844 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы
В качестве показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Подпрограммы предусмотрены количественные показатели реализации мероприятий Подпрограммы, рассчитанные с учетом статистических данных.
Полный перечень показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Подпрограммы на период до 2020 года представлен в приложениях N 1, 1а к Программе.
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы, отражающие социально-экономическое развитие области:
обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи взрослых - 10,0 на 100 тыс. взрослого населения.
4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Основное мероприятие 1. Основное мероприятие "Оказание паллиативной помощи взрослым"
Мероприятие 1.1. Обеспечение деятельности областных государственных учреждений, оказывающих государственные услуги по паллиативной помощи
Основными направлениями развития службы паллиативной медицинской помощи взрослому населению области является развитие паллиативной помощи в стационарных условиях и организация выездной службы для оказания паллиативной помощи на дому.
Материально-техническая и ресурсная база данных подразделений отличается от общесоматических стационаров и не требует широкого перечня диагностического и лечебного оборудования. При этом развитие медико-социальной реабилитационной базы должно быть на самом высоком уровне, так как именно в оказании медико-социальной реабилитации и заключается главная функция подразделений паллиативной медицинской помощи.
Социологические опросы показывают, что большинство больных хотели бы провести остаток своей жизни и умереть дома (от 80 до 90% опрошенных в Российской Федерации), поэтому организация оказания помощи в домашних условиях должна стать приоритетным направлением развития амбулаторных форм паллиативной помощи. Помощь на дому должна осуществляться специалистами выездной службы, организованной как структурное подразделение учреждения.
Несмотря на достижения современной медицины в оказании медицинской помощи детям в ряде случаев медицина бессильна излечить тяжелобольного ребенка и сохранить ему жизнь. Для таких пациентов и членов их семей планируется дальнейшее развитие паллиативной помощи на амбулаторном этапе путем организации выездных бригад паллиативной медицинской помощи.
Немаловажное значение имеют квалифицированные медицинские кадры, имеющие теоретические знания и практические навыки по основополагающим аспектам паллиативной медицины.
Механизмы реализации данного мероприятия:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих паллиативную помощь, обеспечение их оборудованием, средствами обслуживания и ухода, специализированным автотранспортом;
организация выездной службы паллиативной помощи больным онкологического и неврологического профилей, в том числе детям;
обучение медицинского персонала областных государственных учреждений здравоохранения на тематических циклах усовершенствования по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи.
Таким образом, ожидаемым результатом реализации мероприятия будет создание эффективной службы паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников, адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов.
Раздел 5 изменен с 27 апреля 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 25 апреля 2018 г. N 418
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также внебюджетных средств.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет 488 209,6 тыс. руб. за счет средств бюджета Тамбовской области (100,0% от общего объема средств Подпрограммы).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период.
Подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Подпрограммы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также внебюджетных средств с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена соответственно в приложениях N 3, 4, 4а к Программе.
Механизмы реализации Подпрограммы
Механизмы реализации мероприятий Подпрограммы аналогичны механизмам реализации Программы.
Исполнителем мероприятий Подпрограммы является управление здравоохранения области, которое:
вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Подпрограммы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Подпрограммы;
проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Подпрограммы;
обеспечивает координацию деятельности областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения области, по реализации мероприятий Подпрограммы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании действующего законодательства в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.