Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной Программы
Муниципальная Программа "Развитие культуры и туризма в Тамбовском районе Тамбовской области на 2014 - 2020 годы" определяет цели, задачи и направления развития культуры и туризма в Тамбовском районе Тамбовской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий.
Характеристика текущего состояния отрасли культуры и туризма в Тамбовском районе Тамбовской области:
Тамбовский район обладает большим потенциалом развития в сфере культуры и туризма, но к сожалению, он используется не в полной мере. Отрасль объединяет в себе деятельность по сохранению культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дела, по поддержке и развитию исполнительского искусства, современного изобразительного искусства, традиционной народной культуры, а также способствует укреплению межнациональных связей в сфере культуры, созданию благоприятных условий для устойчивого развития туризма.
Тамбовский район по своей протяженности и количеству населения (104527 чел.) является одним из самых больших в Тамбовской области. По состоянию на конец 2012 года отрасль культуры в Тамбовском районе Тамбовской области включала в себя: 24 муниципальных бюджетных и 2 автономных учреждения культуры, Межпоселенческую библиотеку и 38 сельских библиотек, детскую музыкальную школу пос. Строитель и 6 ее филиалов. В рамках развития традиционной народной культуры в районе на конец 2012 года работали 4 народных самодеятельных коллектива и 2 детских образцовых творческих коллектива.
С сфере туризма на территории Тамбовского района Тамбовской области осуществляют свою деятельность: 10 гостиниц/мотелей; 70 кафе, закусочных и столовых общего доступа, база отдыха "Челновая "Челнавка Village", отель "Турист", парк-отель "Берендей", пансионат "Тихий угол", санаторий-профилакторий "Энергетик", санаторий "Сосны", санаторий- профилакторий "Сосновый бор", универсальная лыжная база "Спартак", мотель "Бастион", гостиница "Ангел", гостиница "Калифорния", гостиница "Караван", гостиница "Созвездие", спортивно-оздоровительный лагерь "Молодежный" ТГУ им. Г.Р. Державина.
Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры и туризма, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого, исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
В настоящее время существует ряд проблем в отрасли культуры и туризма, в их числе:
- слабая материально-техническая база учреждений культуры и туризма;
- дефицит квалифицированных кадров;
- низкий престиж профессий культуры и искусства;
- ограничение в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства;
- неразвитая инфраструктура культурного туризма и его информационная составляющая.
Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и туризма позволяет ежегодно определить самые проблемные точки отрасли, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения Тамбовского района, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на электронных носителях, создание поисково-справочного аппарата. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
Для дальнейшего развития культурно-досугового и музыкального искусства требуются модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым исполнителям. В связи с высокой стоимостью оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.
Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры могут быть решены посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи Тамбовского района, создание условий для закрепления молодых специалистов в отрасли.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство.
Разработка муниципальной Программы продиктована необходимостью определения принципов поддержки культуры и туризма в Тамбовском районе Тамбовской области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития отрасли культуры и туризма до 2020 года. Муниципальная Программа ориентирована на преемственность культурных традиций Тамбовского района и необходимость проведения модернизации отрасли, исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребности граждан.
Анализ рисков реализации муниципальной Программы
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски
Правовые риски связаны с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы, изменением федерального и областного законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Финансовые риски
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, сокращением бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, что может повлечь недофинансирование, уменьшение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
Административные риски
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением Программой, с ошибками управления реализацией подпрограммы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, нарушению планируемых сроков реализации Программы, недостижению плановых значений показателей, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- проведение систематического аудита результативности реализации Программы;
- регулярный мониторинг результативности реализации Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
Техногенные и экологические риски Техногенные и экологические риски, связанные с природными, климатическими явлениями, техногенными катастрофами, могут привести к отвлечению средств от финансирования Программы в пользу других направлений развития района.
Экономические риски
Экономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий государственной Программы, в т.ч. мероприятий, связанных с реконструкцией и текущим ремонтом муниципальных учреждений культуры.
Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ), снижение доходов населения, что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения района.
Кадровые риски
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы может оказать реализация финансовых, правовых, кадровых и экономических рисков, которые содержат угрозу срыва реализации мероприятий Программы. Наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями Программы на основе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.