Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
приказом
управления ветеринарии
Тамбовской области
от 19.12.2017 N 237/1
Ведомственная целевая программа
"Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2018 - 2020 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
"Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области па 2018 - 2020 годы" |
Наименование государственной программы Тамбовской области |
Государственная программа развития сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы |
Основание для разработки ведомственной целевой программы |
Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 "Государственная программа развития сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443, распоряжение главы администрации области 25.02.2014 N 53-р |
Заказчик ведомственной целевой программы |
Управление ветеринарии Тамбовской области. |
Исполнители ведомственной целевой программы |
Управление ветеринарии Тамбовской области. Управление сельского хозяйства области; Тамбовские областные государственные бюджетные учреждения ветеринарии (далее - ТОГБУ ветеринарии); свиноводческие предприятия области; сельхозтоваропроизводители, ИП главы крестьянских (фермерских) хозяйств |
Цель ведомственной целевой программы |
Создание условий для эффективного проведения на территории Тамбовской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных |
Задачи ведомственной целевой программы |
снижение уровня инфицированности животных возбудителями заразных болезней; снижение частоты возникновения очагов заразных болезней животных; повышение уровня защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений; увеличение объемов и повышение качества платных ветеринарных услуг |
Целевые индикаторы к показатели ведомственной целевой программы |
Повышение уровня лабораторного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС на 75% к 2020 году; повышение уровня материально-технической оснащенности ТОГБУ ветеринарии средствами предупреждения и ликвидации АЧС до 75,5% к 2020 году; удельный вес ежегодно ввозимых на территорию области подконтрольных грузов, не инфицированных возбудителей АЧС - 100%; удельный вес свиноводческих комплексов имеющих высокий уровень зоосанитарной защиты (IV компартмент) - 100,0% к 2020 году; уменьшение поголовья свиней в КФХ до 20%, поддержания снижения численности диких кабанов до показателя плотности популяция 0,25 особи на 1000 га. |
Основные мероприятия ведомственной целевой программы |
Проведение специальных ветеринарных профилактических (противоэпизоотических) мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию АЧС; обеспечение ТОГБУ ветеринарии современным лабораторным оборудованием, приборами, диагностикумами, техническими, лекарственными и другими средствами предупреждения и ликвидации АЧС; организация специально оборудованных постов государственного ветеринарного контроля и надзора за поступающими в область подконтрольными грузами; проведение компартментализации свиноводческих предприятий с предъявлением им требований по ведению свиноводства в режиме высокой зоосанитарной защиты (IV компартмент), осуществление свиноводческими предприятиями мероприятий по оборудованию производственных помещений санпропускниками и другими объектами ветеринарно-санитарной защиты, отвечающими требованиям, предъявляемым к IV компартменту; приобретение сельскохозяйственных животных (КРС, овец и коз) личными подсобными хозяйствам и КФХ в целях перевода на альтернативные виды животноводства. |
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Общий объем финансирования на 2018 - 2020 годы - 83,3 млн. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Тамбовской области - 0,0 млн. рублей; 2018 год - 0,0 млн. рублей; 2019 год - 0,0 млн. рублей; 2020 год - 0,0 млн. рублей; за счет внебюджетных средств - 83,3 млн. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 29,1 млн. рублей; 2019 год - 28,6 млн. рублей; 2020 год - 25,6 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Недопущение возникновения новых очагов АЧС на территории области; сокращение поголовья свиней в КФХ перевод крестьянских (фермерских) хозяйств на альтернативные свиноводству направления животноводства |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Африканская чума свиней (АЧС) относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних свиней, диких кабанов и независимо от способа распространения вызывает высокую летальность животных всех возрастов.
Заболевание вызывает вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. Дикие кабаны являются скрытыми носители ми вируса и при определенных условиях могут заражать домашних свиней. Факторы передачи вируса АЧС разнообразны: живые и павшие инфицированные животные, продукты убоя зараженных свиней, навоз, корма, инвентарь, транспорт, насекомые и грызуны.
Проблема АЧС усугубляется тем, что в настоящее время не разработаны способы и средства ее специфической профилактики и лечения.
Впервые в Российской Федерации АЧС зарегистрирована в ноябре 2007 года (2 неблагополучных пункта среди диких кабанов). В 2008 году АЧС уже регистрировалась в 40 населенных пунктах и 5 природных территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В 2009 году выявлено 56 очагов АЧС на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. За период 2010 - 2012 годов заболевание регистрировалось в 25 регионах Южного, Северо-Кавказского, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.
В 2013 году очаги АЧС зарегистрированы в 12 регионах Южного, Северо-Кавказского, Центрального и Приволжского федеральных округов. При этом экономический ущерб составил более 30 млрд. рублей.
В Тамбовской области впервые заболевание свиней АЧС выявлено в 2013 году. В 2016 году выявлено 5 случаев АЧС и зарегистрировано два инфицированных объекта, В 2017 году выявлен один неблагополучный пункт по АЧС.
В соответствии с постановлениями главы администрации Тамбовской области на неблагополучные пункты накладывался карантин, были определены границы эпизоотических очагов, первой и второй угрожаемых зон и проведены в них все необходимые мероприятия.
Мероприятия по уничтожению свинопоголовья в очагах и отчуждению свиней в первой угрожаемой зоне осуществлялись в течение 2 - 3 дней после установления диагноза на АЧС за счет средств резервного фонда администрации Тамбовской области.
В результате своевременного проведения противоэпизоотических мероприятий эпизоотические очаги АЧС ликвидированы на основании постановлений главы администрации Тамбовской отменены ограничительные мероприятия (карантин) по данному заболеванию.
Причинами возникновения АЧС в личных подворьях граждан явились:
отсутствие зоосанитарной защищенности подворий от возбудителя инфекции;
несоблюдение режима безвыгульного содержания свиней и их контакт с синантропными грызунами, птицей, бродячими животными и насекомыми (клещами), являющимися основными переносчиками вируса АЧС;
скармливание свинопоголовью пищевых отходов, не подвергшихся термической обработке;
несанкционированное комплектование подворий свиньями (без согласования с государственной ветеринарной службой).
Как показывает практика, появление АЧС в регионе - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
В период с 2013 по 2017 годы в области наблюдается рост промышленного свиноводства.
Животноводство Тамбовской области в последние годы интенсивно развивается. Значительно возросло поголовье свиней в крупных комплексах. Вместе с тем рост промышленного свиноводства может обострить эпизоотическую ситуацию в области по особо опасным и карантинным болезням животных, включая АЧС, в случае несоблюдения свиноводческими хозяйствами ветеринарных правил и зоогигиенических норм ведения животноводства,
В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС на территории области.
Существующая угроза заноса в область из других регионов АЧС требует принятия исполнителями подпрограммы мер по:
карантинированию всех завозимых в область животных, их профилактической вакцинации и диагностическому обследованию;
обязательному ветеринарному освидетельствованию завозимых в область кормов, кормовых добавок, продукции животного происхождения;
осуществлению постоянного и эффективного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
проведению зоосанитарного освидетельствования свиноводческих предприятий.
Реализация мероприятий позволит осуществить полное взаимодействие структур и ведомств, заинтересованных в предотвращении заноса АЧС на территорию области, повысить оперативность проведения профилактических мероприятий, совершенствовать лабораторную практику в вопросах диагностики заболевания.
В основе программы заложена целостная модель формирования системы предупреждения заноса и распространения АЧС на территории области.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджета области и внебюджетных источников;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (специально ветеринарный, контрольно-надзорный и организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели программы;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Комплексный характер поставленной задачи, требующий решения на региональном уровне, обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Данная программа направлена на координацию действий различных государственных структур и ведомств регионального и федерального уровней, а также свиноводческих предприятий.
2. Цель, задачи и сроки реализации программы
Цель программы - обеспечение эффективной защиты территории области от заноса и распространения вируса АЧС.
Задачи:
снижение уровня инфицированности животных возбудителями заразных болезней;
снижение частоты возникновения очагов заразных болезней животных;
повышение уровня защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
увеличение объемов и повышение качества платных ветеринарных услуг.
Реализация программы, предусматривающей развитие индустриального свиноводства и разведение альтернативных свиноводству других видов сельскохозяйственных животных в КФХ, будет содействовать повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости сельского населения, улучшения жилищных условий, повышения уровня жизни, создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задан, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показателями (индикаторами) реализации программы являются:
повышение уровня лабораторного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
уровень материально-технической оснащенности ТОГБУ ветеринарии средствами предупреждения и ликвидации АЧС;
удельный вес ежегодно ввозимых на территорию области подконтрольных грузов, не инфицированных возбудителем АЧС;
удельный вес свиноводческих комплексов, имеющих высокий уровень зоосанитарной защиты (IV компартмент);
поддержания снижения численности диких кабанов до показателя плотности популяция 0,25 особи на 1000 га.
Реализация намеченных мероприятий позволит:
обеспечить рост удельного веса свиноводческих предприятий, имеющих высокий уровень зоосанитарной защиты (IV компартмент) до 100%;
обеспечить выполнение ежегодного плана специальных профилактических (противоэпизоотических) мероприятий, направленных на предупреждение ликвидации АЧС на 100%;
повысить уровень лабораторного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС на 75% к 2020 году;
повысить уровень материально-технической оснащенности ТОГЕУ ветеринарии средствами предупреждения и ликвидации АЧС до 75,0% к 2020 году;
достичь удельного веса ежегодно ввозимых на территорию области подконтрольных грузов, не инфицированных возбудителями АЧС, до 100%;
стимулировать разведение видов сельскохозяйственных животных, альтернативных свиноводству, в КФХ,
снизить поголовье свиней в КФХ с 600 голов в 2018 году до 540 голов, в 2020 году 480 голов.
Перечень показателей (индикаторов) реализации программы по годам приведен в приложении N 1 к Программе.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Исходя из анализа сложившейся на территории области эпизоотической ситуации по АЧС, а также поставленных целей и задач, программой будут реализовываться следующие мероприятия по предупреждению распространения и ликвидации АЧС:
проведение специальных ветеринарных профилактических (противоэпизоотических) мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию АЧС;
обеспечение ТОГБУ ветеринарии современным лабораторным оборудованием, приборами, диагностикумами, техническими, лекарственными и другими средствами предупреждения и ликвидации АЧС;
проведение компартментализацни свиноводческих предприятий с предъявлением им требований по ведению свиноводства в режиме высокой зоосанитарной защиты (IV компартмент), осуществление свиноводческими предприятиями мероприятий по оборудованию производственных помещений санпропускниками и другими объектами ветеринарно-санитарной защиты, отвечающими требованиям, предъявляемым к IV компартменту.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области, внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС на территории области.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 83,3 млн. рублей, в т.ч. по годам:
2018 г. - 29,1 млн. рублей;
2019 г. - 28,6 млн. рублей;
2020 г. - 25,6 млн. рублей.
В том числе за счет средств:
бюджета Тамбовской области - 0,0 млн. рублей;
2018 год - 0,0 млн. рублей;
2019 год - 0,0 млн. рублей;
2020 год - 0,0 млн. рублей;
за счет внебюджетных средств - 83,3 млн. рублей, в том числе по годам:
2018 год - 29,1 млн. рублей;
2019 год - 28,6 млн. рублей;
2020 год - 25,6 млн. рублей;
Информация о программных мероприятиях, необходимых ресурсах, источниках финансирования и сроках предоставления приведена в приложении N 2 к программе.
Объемы ресурсного обеспечения могут корректироваться исходя из результатов выполнения мероприятий программы, эпизоотической и финансовой ситуации в области.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит не допустить распространения АЧС на территории области, стимулировать инвестиционную деятельность по развитию промышленного свиноводства, стимулировать разведение видов сельскохозяйственных животных, альтернативных свиноводству в КФХ. Уменьшит затраты на проведение специальных ликвидационных мероприятий (в случае выявления новых очагов АЧС).
таблица 1
Оценки социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1. Поголовье свиней на промышленных предприятиях |
тыс. голов |
963,8 |
980,0 |
1000,0 |
2. Снижение поголовье свиней в КФХ и ЛПХ к 2017 году |
% |
10 |
15 |
20 |
3. Финансирование программы внебюджетные источники |
Млн. руб. |
29,1 |
28,6 |
25,6 |
7. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией, а также контроль за реализацией программы осуществляется управлением ветеринарии области.
Реализация программы осуществляется во взаимодействии заказчика с исполнителями мероприятий программы.
Заказчиком программы является управление ветеринарии области. Заказчик с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации программы заказчик-координатор:
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;
уточняет механизм реализации программы по мероприятиям программы;
осуществляет подготовку справочно-аналитической информации о реализации программы;
организует размещение на официальном сайте управления ветеринарии области текста утвержденной ведомственной целевой программы, а также последующих изменений в нее, отчетов о результатах реализации ведомственной целевой программы.
Управление ветеринарии области организует ведение отчетности с предоставлением отчета о реализации ведомственной целевой программы ответственному исполнителю соответствующей государственной программы (подпрограммы государственной программы), а также в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области по итогам полугодия до 15 июля отчетного года, по итогам года - не позднее 15 февраля следующего за отчетным годом.
Механизм реализации программы соответствует выше обозначенным стратегическим задачам по недопущению проникновения вируса АЧС на территорию области.
Начальник управления |
А.И. Филин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.