Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 14 сентября 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 12 сентября 2018 г. N 920
Приложение N 6
к государственной программе
Тамбовской области
"Экономическое развитие
и инновационная экономика"
Подпрограмма
"Совершенствование системы стратегического и программно-целевого планирования"
(далее - подпрограмма)
21 февраля, 24 июня, 19 ноября 2014 г., 27 марта 2015 г., 30 марта, 31 августа, 26 декабря 2016 г., 15 февраля, 27 декабря 2017 г., 8 июня, 12 сентября, 24 декабря 2018 г., 7 февраля, 16 мая, 22 июля 2019 г.
Паспорт изменен с 26 июля 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 22 июля 2019 г. N 819
Паспорт подпрограммы
Раздел 1 изменен с 14 сентября 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 12 сентября 2018 г. N 920
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Тамбовской области, повышения конкурентоспособности региональной экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием в 2009 году Законом области утверждена Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года (далее - Стратегия). Система долгосрочных приоритетов, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития, представленная в этом документе, обеспечила возможность принятия скоординированных долгосрочных целевых программ развития области, участия в федеральных программах и проектах. Кроме того, заданные Стратегией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных и краткосрочных прогнозов, среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности органов исполнительной власти области с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития. Этапом в развитии системы государственного стратегического планирования стала Программа социально-экономического развития области на 2007 - 2011 годы.
В условиях новых вызовов российской и глобальной экономики назрела необходимость актуализации и модернизации Стратегии, формирования инновационной и новой инвестиционной платформ. Работа в этом направлении осуществлялась администрацией области и органами исполнительной власти в 2012 - 2013 годах.
Основными задачами при этом являются:
модернизация инфраструктурных отраслей и предприятий;
формирование инновационных технологических цепочек в реальном секторе экономики, развитие созданной в 2012 году технологической платформы по продуктам здорового питания;
создание новых современных производств, в первую очередь в агропромышленном комплексе, строительстве, машиностроении и химической промышленности - ключевых для региона секторах увеличения добавленной стоимости;
создание высокотехнологичных рабочих мест;
формирование условий для демографического развития области и сбережения населения;
модернизация социальной инфраструктуры, образовательного комплекса, обеспечивающих комфортные условия жизни населения и определяющих развитие человеческих ресурсов.
Доработанная Стратегия, утвержденная Законом области от 04.12.2013 N 347-З, является основой для формирования целостной системы стратегического управления развитием региона, а также проведения политики по повышению конкурентоспособности экономики области, комплекса научно-исследовательских работ, позволяющих проанализировать потенциал и дальнейшие перспективы развития области, поддержать реализацию "прорывных" направлений развития региона.
Стратегия, утвержденная Законом области от 04.06.2018 N 246-3, является основой для формирования целостной системы стратегического управления развитием региона, а также проведения политики по повышению конкурентоспособности экономики области, комплекса научно- исследовательских работ, позволяющих проанализировать потенциал и дальнейшие перспективы развития области, поддержать реализацию "прорывных" направлений развития региона.
Необходимо, чтобы Стратегия стала "живым" документом, по которому предусмотрен четкий механизм корректировки с учетом достигнутых результатов и актуализации Стратегии, обеспечения доступа населения к оценке результатов.
В этих условиях повышается значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности органов государственной власти и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.
Разработка прогнозов социально-экономического развития Тамбовской области осуществляется на среднесрочный и долгосрочный период.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах на основе сложившихся тенденций и перспектив социально-экономического развития области в прогнозируемом периоде с учетом вероятного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов на развитие региона.
Прогноз социально-экономического развития Тамбовской области на среднесрочный период разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и постановлением администрации области о Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Тамбовской области.
Прогноз социально-экономического развития области на долгосрочный период содержит ожидаемые показатели по всем направлениям социально-экономической деятельности, отражающие планируемые количественные и качественные результаты реализации намеченных в Стратегии целей и задач.
Корректировка прогноза социально-экономического развития области на долгосрочный период осуществляется ежегодно с учетом итогов социально-экономического развития региона за предшествующий период, а также актуализации перечня показателей.
Механизмами реализации стратегических планов развития области должны стать государственные программы области, обеспечивающие координацию стратегического и бюджетного планирования. В условиях недостаточной связи этих процессов приоритетность государственных расходов, их динамика не в полной мере соответствуют долгосрочным целям социально-экономического развития, процесс принятия бюджетных решений не носит системного стратегического характера.
В период 2007 - 2012 годов в Тамбовской области формировались базовые нормативные правовые документы и внедрялись программно-целевые методы планирования бюджетных расходов и бюджетирования, ориентированного на результат.
С момента передачи в 2007 году администрации области в полном объеме полномочий по формированию и реализации региональных целевых программ выстроена система как самих программ, так и нормативных документов, регулирующих правоотношения по данному направлению.
Приняты Порядки по разработке и реализации государственных, долгосрочных и ведомственных целевых программ области, утвержден Перечень государственных программ области (далее - Перечень). Внедрена многоуровневая оценка эффективности долгосрочных целевых программ области на основе анализа их реализации по таким критериям как: уровень финансирования, качество управления, полнота выполнения мероприятий, а также достижение целевых параметров. Предусмотрен механизм, обеспечивающий взаимосвязь эффективности реализации программ и объемов их финансирования. Объемы финансирования на реализацию программ с 2009 года распределяются исходя из результатов данной оценки.
Кроме того, приняты нормативные документы, направленные на совершенствование системы бюджетирования, ориентированного на результат:
положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
перечень показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти;
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы.
В целях увеличения доходной базы бюджета области проводится системная работа по обеспечению участия в федеральных программах и получения государственной поддержки по непрограммной части федерального бюджета. Постановлением администрации области утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти при организации данной работы. Тамбовская область входит в первую пятерку регионов Центрального федерального округа по объему привлеченных федеральных ресурсов в рамках федеральных целевых программ (далее - ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП). Тамбовская область получает поддержку из средств федерального бюджета, участвуя в 5 государственных, 23 федеральных целевых программах, непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, 20 проектах в рамках поддержки долгосрочных целевых программ области, национальных проектах, инвестиционных проектах "Первая, вторая и третья очереди программы развития АПК Тамбовской области", реализации мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукограда. Общий объем привлеченных федеральных ресурсов составил в 2012 году около 20 млрд. рублей.
Мероприятия, проведенные исполнительными органами государственной власти области по разработке государственных, долгосрочных и ведомственных целевых программ, позволили осуществить планирование ощутимой доли расходов бюджета региона программно-целевым методом.
Таблица 1.
|
2009 г. |
2012 г. |
Общее количество целевых программ Тамбовской области, в т.ч.: |
41 |
93 |
долгосрочные целевые программы области |
27 |
58 |
ведомственные целевые программы области |
14 |
35 |
Доля расходов бюджета области, формируемых в рамках целевых программ, % |
25,2 |
72,4 |
С 2012 года началось поэтапное внедрение механизма государственных программ Тамбовской области. Из 21 запланированной государственной программы области на 01.01.2013 утверждены 3: "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы, "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2013 - 2020 годы, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Остальные государственные программы области, обеспечивающие реализацию Стратегии и вхождение в государственные программы Российской Федерации, приняты в 2013 г.
При необходимости ответственным исполнителем государственной программы области могут разрабатываться и утверждаться комплексные планы ("дорожные карты"), обеспечивающие в течение установленного срока решение четко сформулированных, описываемых измеримыми индикаторами задач, необходимых для достижения конкретных стратегических целевых ориентиров.
В соответствии с принятыми государственными программами соисполнители могут утверждать согласованные с ответственным исполнителем государственной программы ведомственные планы реализации соответствующих подпрограмм и (или) их основных мероприятий.
Доля расходов бюджета Тамбовской области, сформированная программно-целевым методом, должна составить в 2013 году - не менее 80%, в 2014 году - не менее 90%, к 2020 году достигнуть 95%.
Для формирования "программного" бюджета необходимо:
утвердить все государственные программы области, указанные в Перечне, с проведением публичного обсуждения их проектов;
внести изменения в Закон области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области" в части изменения порядка составления и утверждения бюджета области;
после принятия бюджета области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов привести параметры государственных программ области в соответствие с бюджетными ассигнованиями на 2014 - 2016 годы;
разработать и принять порядок оценки эффективности реализации государственных программ области, предусматривающий возможность принятия решения о прекращении или изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы на основании указанной оценки.
В 2014 - 2015 годах должны быть отлажены процедуры формирования и экспертизы отчетности о реализации государственных программ области, в том числе при рассмотрении в Тамбовской областной Думе проекта бюджета области и отчета о его исполнении.
Ключевой проблемой остается вопрос совершенствования применения программно-целевого принципа в муниципальных образованиях области. Органам местного самоуправления области рекомендуется в 2013 - 2014 годах осуществить работу по переходу на систему муниципальных программ, соответствующих целям и задачам государственных программ области, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, индикаторов их достижения.
Начиная с 2016 года должна быть решена задача по консолидации субсидий, предоставляемых из бюджета Тамбовской области в рамках государственных программ бюджетам муниципальных образований, с закреплением требований к результатам деятельности органов местного самоуправления.
Переход на формирование расходов программно-целевым методом позволяет оценить вклад главных распорядителей средств бюджета области в достижение целей и задач социально-экономического развития Тамбовской области. Оценка персональной ответственности за качество финансового управления в настоящее время проводится в рамках рассмотрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНД) и оценки годовых отчетов о реализации целевых программ. Исполнительным органам государственной власти следует систематизировать и доработать утвержденные ими ДРОНДы, обеспечив интеграцию результатов их деятельности с решением задач и достижением целей, сформулированных в государственных программах области и Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Именно ДРОНДы могут стать реальным управленческим инструментом, на основе которого возможно осуществлять оценку эффективности деятельности ведомств. Документ должен содержать разделы, агрегирующие показатели всех программ, реализуемых ведомством, и организационные показатели деятельности с различной периодичностью оценки. Параллельно будет вестись работа по систематизации "дерева" стратегических целей, подцелей, задач и мероприятий с доведением его до уровня учреждений.
высокая зависимость показателей социально-экономического развития области от макроэкономических показателей развития Российской Федерации;
традиционное преобладание ведомственных подходов к разработке и реализации государственной политики, которое может привести к "усечению" целей и задач разрабатываемых государственных программ области;
невыполнение или затягивание выполнения органами исполнительной власти области положений нормативной правовой базы по разработке и реализации государственных программ;
затягивание принятия необходимых правовых основ в бюджетном законодательстве Российской Федерации.
Раздел 2 изменен с 13 февраля 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 7 февраля 2019 г. N 103
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритеты системы планирования социально-экономического развития Тамбовской области определены Стратегией социально-экономического развития области до 2035 года и основными целями данной государственной программы.
Создание системы стратегического управления является одной из приоритетных задач в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной экономической политике". Залогом успешности данной системы является наличие действенных инструментов практической реализации положений стратегических документов с использованием программно-целевых методов управления. Основным инструментом программно-целевого управления в Тамбовской области являются государственные программы области.
С учетом приоритетов государственной политики в рассматриваемой сфере можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования государственного стратегического управления:
обеспечение координации стратегического планирования и мер бюджетной политики, направленной на улучшение качества управления развитием региона, создание условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения области;
разработка документов государственного стратегического планирования Тамбовской области (после принятия в окончательной редакции Федерального закона "О государственном стратегическом планировании");
внедрение и расширение использования инструмента государственных программ области для планирования деятельности органов исполнительной власти, бюджетного планирования и реализации стратегических документов социально-экономического развития области с учетом стратегических приоритетов инновационного развития экономики, стимулирование к расширению применения программных подходов;
повышение скоординированности действий по участию в реализации социальной и экономической федеральной политики, участие в отборе и получение поддержки на уровне Российской Федерации приоритетных региональных проектов и программ.
Целями подпрограммы являются:
обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики области;
совершенствование регионального государственного стратегического и программно-целевого управления;
обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
развитие системы регионального государственного стратегического анализа, планирования и прогнозирования социально-экономического развития области;
формирование и совершенствование региональной государственной политики, методов и инструментов государственного управления в социальной сфере и в секторах экономики области;
развитие программно-целевого планирования в области;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области;
повышение надежности экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
создание инструментов долгосрочного финансового планирования;
формирование консолидированного бюджета Тамбовской области на основе долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Тамбовской области.
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2024 годы. Выделение этапов не предусматривается.
Раздел 3 изменен с 18 мая 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 16 мая 2019 г. N 543
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
степень достижения значения целевых индикаторов государственных программ Тамбовской области;
отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году.
В подпрограмму включены показатели:
федерального (регионального) проекта "Системные меры по повышению производительности труда":
количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости";
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики;
федерального (регионального) проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях":
количество обученных сотрудников предприятий-участников в рамках реализации мероприятий повышения производительности труда под федеральным управлением (с Федеральным центром компетенций);
под региональным управлением (с Региональным центром компетенций);
самостоятельно;
количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением (с Федеральным центром компетенций);
под региональным управлением (с Региональным центром компетенций);
самостоятельно;
доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект "Повышение производительности труда и поддержка занятости", на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям.
За весь период реализации подпрограммы предполагается достичь следующих результатов:
практически все органы исполнительной власти области будут непосредственными исполнителями Стратегии социально-экономического развития области;
бюджет области будет формироваться и исполняться исключительно на "программной" основе, доля расходов бюджета области, формируемых в рамках программ, увеличится с 70,4% до 97%;
будет создана действующая система стратегических документов и практические механизмы по их реализации;
планируется мобилизация всех инструментов и ресурсов для достижения стратегических целей и решения приоритетных задач, обеспечение эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия органов государственной власти, вовлечение государственных и негосударственных организаци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.