Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе
Тамбовской области "Доступная среда"
Подпрограмма
"Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входят в число приоритетных государственных задач.
В области по состоянию на 01.01.2020 проживает 1,016 млн. человек. Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одной из социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности 112,3 тыс. инвалидов области, в том числе 3,6 тыс. детей-инвалидов (11,1% от общей численности населения области).
В области сформирован реестр приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (далее - Реестр) с целью создания единой системы учета сведений о приоритетных объектах, нуждающихся в проведении мероприятий по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН в первоочередном порядке. Приказом управления социальной защиты и семейной политики области от 21.01.2020 N 48-ф "О создании комиссии по формированию реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на территории Тамбовской области" создана комиссия по формированию реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности на территории области (далее - Комиссия). Решение о включении объектов в Реестр принималось Комиссией с учетом востребованности объекта, возможности его адаптации для всех категорий инвалидов, мнения представителей общественных организаций инвалидов.
С целью контроля за проведением мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов с учетом потребностей инвалидов и других МГП в области приказом управления социальной защиты и семейной политики области от 11.02.2020 N 118-ф "О создании комиссии по обследованию объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур на предмет доступности для инвалидов и других МГН на территории области" создана постоянно действующая комиссия по проверке доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, в состав которой включены представители органов исполнительной власти области и общественных организаций инвалидов.
Во исполнение пункта 11 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 N ДМ-П12-9175 (создание в регионе необходимых условий для вступления в силу с 01.01.2016 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов") органами исполнительной власти области в соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проведена работа по завершению разработки планов мероприятий (далее - "дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Для координации работы и недопущения нарушения установленных сроков разработки и утверждения "дорожной карты" администрацией области принято распоряжение от 14.08.2015 N 362-р "О реализации федерального законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Постановлением администрации области от 02.10.2015 N 1091 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тамбовской области (2011 - 2021 годы)".
Постановлением администрации области от 18.05.2009 N 579 "О Совете при главе администрации области по делам инвалидов" создан Совет по делам инвалидов при главе администрации области, в состав которого включены представители органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов.
Совет при главе администрации области по делам инвалидов (далее - Совет) является коллегиальным совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы администрации области по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидов области.
На заседаниях Совета рассматриваются вопросы о создании условий инвалидам и другим МГН для беспрепятственного доступа к объектам социальной сферы, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации.
В целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, услуг образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения, спорта и отдыха на территории области проводится паспортизация социально значимых объектов на предмет их доступности для инвалидов и других МГН. Паспорта доступности объектов согласовываются с общественными организациями инвалидов.
Паспортизированные объекты наносятся на карту доступности интернет-портала "Жить вместе".
Одной из важных задач реализации подпрограммы является повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
По состоянию на 01.01.2020 адаптировано 28 (70%) приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения от общего количества приоритетных объектов.
Вместе с тем в сфере социального обслуживания населения остается нерешенным вопрос по адаптации 12 подведомственных государственных учреждений социального обслуживания населения для инвалидов и других МГН.
В сфере образования за период 2016 - 2019 годов проведены следующие мероприятия:
в 38 дошкольных образовательных организациях (21,2% от общего количества дошкольных образовательных организаций) проведена работа по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов;
для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, нуждающихся в создании специальных условий для получения дошкольного образования, организована работа 38 групп компенсирующей и 213 групп комбинированной направленности;
для оказания необходимой коррекционной помощи детям-инвалидам в области активно развиваются вариативные формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, дошкольные мини-центры, центры раннего развития, лекотеки, службы ранней помощи);
в каждом муниципальном образовании для организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья открыты консультационные центры по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (94 ед.);
успешной практикой последних лет является тьюторское сопровождение детей-инвалидов в детских садах. В настоящее время 6 детей-инвалидов получают дошкольное образование в режиме полного дня с помощью тьюторов-ассистентов (г. Моршанск, г. Тамбов);
с целью коррекции речевого развития на базе дошкольных образовательных организаций организована работа 168 логопедических пунктов;
в 109 общеобразовательных организациях (25,2% от общего количества школ с учетом филиалов) проведена работа по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В данных организациях проведены работы по установке наружных пандусов, расширению дверных проемов, обустройству санитарно-гигиенических комнат для инвалидов, установке систем связи и оповещения, адаптации путей движения внутри здания (установка поручней на путях движения инвалидов) и др. Оборудованы кабинеты психологов, логопедов, социально-бытовой ориентировки, комнаты психологической разгрузки. В образовательные организации, которые посещают инвалиды-колясочники, закуплены лестничные подъемники.
Поставлено специальное коррекционное, реабилитационное оборудование, специализированное программное обеспечение.
В области активно развивается инклюзивное образование и с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах. Сегодня это 70,5% детей-инвалидов. В целях повышения доступности образования для детей-инвалидов организовано дистанционное обучение. В настоящее время данной формой обучения охвачены 149 детей-инвалидов.
В 6 организациях дополнительного образования (9,5%) реализованы мероприятия по созданию условий для обучения детей-инвалидов. В 19 организациях дополнительного образования (30,2% от общего их количества) реализуются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы. Расширен спектр программ дополнительного образования для детей-инвалидов, используются межведомственные ресурсы по реализации адаптированных программ дополнительного образования в форме "выездных" классов.
В целях расширения доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ реализуются дистанционные дополнительные общеразвивающие программы, в информационной базе системы "Программный навигатор дополнительного образования Тамбовской области" (https://tambov.pfdo.ru/) размещено около 200 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ, из них 32 - дистанционные.
Дополнительные образовательные услуги детям-инвалидам и детям с ОВЗ предоставляют инновационные образовательные организации: детский технопарк "Кванториум-Тамбов", Региональный модельный центр, Центр развития современных компетенций детей на базе Мичуринского аграрного университета.
В содержание программ повышения квалификации Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" для всех педагогических работников дошкольных образовательных организаций включены модули "Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся", "Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования", "Проектирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья", "Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ". Количество работников системы образования, прошедших инструктирование и обучение для работы с детьми-инвалидами, по вопросам связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг составляет 5 000 человек.
Проведены работы по частичной адаптации объектов профессиональных образовательных организаций для обучения лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ Тамбовским областным государственным автономным профессиональным образовательным учреждением (далее - ТОГАПОУ) "Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева", Тамбовским областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением (далее - ТОГБПОУ) "Индустриально-промышленный техникум", ТОГБПОУ "Строительный колледж" за счет внебюджетных средств (предупреждающая контрастная окраска дверей и крайних ступеней лестничных маршей, осуществлена адаптация путей движения для инвалидов и МГН, установка информационных стендов и столов для письма в местах, обеспечивающих свободный доступ к ним инвалидов). В 57,9% профессиональных образовательных организаций области проведены работы по адаптации отдельных корпусов для обучения инвалидов (с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушением зрения).
Создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ (далее - БПОО) на базе ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий", создана архитектурная доступность для инвалидов различных нозологических групп, приобретено специальное оборудование для создания условий при получении профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (оборудование в мастерские сварщиков, столярно-плотничных и паркетных работ, отделочных строительных работ, земельно-имущественных отношений, кабинет программирования компьютерных систем, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, в салон-парикмахерскую, геодезическую лабораторию, передвижной лингофонный кабинет, спортивный зал, оборудование для медицинского кабинета и т.д.).
Создание БПОО решает следующие задачи в области инклюзивного профессионального образования:
обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО) в сетевом формате;
предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
повышение квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций;
консультирование инвалидов и лиц с ОВ3, их родителей по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики.
Современная инфраструктура БПОО на сегодняшний день включает:
единый центр профессиональной ориентации для лиц из числа инвалидов;
бюро по трудоустройству выпускников;
центр дистанционных технологий и электронного обучения;
новые учебно-производственные зоны (парикмахерская студия и столярная лаборатория с реальными рабочими местами);
эффективную образовательную и развивающую среду в библиотеке для трех категорий инвалидов (с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
активную и пассивную сенсорные комнаты;
презентационные зоны с продукцией, производимой инвалидами и лицами с ОВЗ.
К 2025 году планируется адаптировать 20 корпусов профессиональных образовательных организаций для обучения, проживания и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп.
Вместе с тем в сфере образования остаются нерешенными, с учетом потребностей инвалидов, следующие вопросы:
не все здания образовательных организаций адаптированы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с учетом их особых потребностей, что ограничивает возможности детей-инвалидов для получения образовательных услуг;
значительное количество образовательных организаций недостаточно оснащено специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием;
более 40% зданий профессиональных образовательных организаций не адаптированы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с учетом их особых потребностей, что ограничивает возможности детей-инвалидов для получения образовательных услуг;
более 40% профессиональных образовательных организаций недостаточно оснащены специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием для организации образовательного процесса;
недостаточная сформированность инклюзивной культуры у участников образовательного процесса;
слабая мотивация к трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.
В сфере здравоохранения по состоянию на 01.01.2020 адаптировано 67,3% приоритетных объектов от общего количества приоритетных объектов.
Осуществлены работы по обустройству санитарных комнат, дооборудованию входных групп пандусами, поручнями, навесами, приобретаются знаковые средства отображения информации:
в терапевтическом корпусе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" - замена лифта на 9 остановок;
в неврологическом отделении (корпус Св. Елизаветы) ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" - текущий ремонт душевой;
в отделениях ГБУЗ "Тамбовская областная психиатрическая клиническая больница" - капитальный ремонт санитарных комнат;
в ожоговом отделении Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ТОГБУЗ) "Городская клиническая больница им. Арх. Луки" г. Тамбова" - установка приставного лифта;
в поликлинике Тамбовского областного государственного автономного учреждения здравоохранения (далее - ТОГАУЗ) "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Тамбова" - капитальный ремонт входных групп.
Для МГН организованы кабинеты приема на первом этаже поликлиник, сопровождение их медицинскими работниками.
Вместе с тем остается нерешенной проблема адаптации зданий учреждений здравоохранения с учетом требований доступности для инвалидов:
во многих учреждениях здравоохранения не оборудованы входные группы, лестницы, пути движения внутри зданий;
значительное количество учреждений здравоохранения недостаточно оснащены специальным оборудованием.
В сфере физической культуры и спорта создается спортивная инфраструктура для занятий спортом МГН и инвалидов (ведется и планируется строительство и переоборудование 22 спортивных объектов, приспособленных для занятий адаптивной физической культурой и спортом).
С целью трудоустройства тренеров и организации полноценного учебно-тренировочного процесса, многолетней подготовки спортсменов-инвалидов в регионе создана "Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа" с 9 отделениями: велоспорт шоссе-тандем, пауэрлифтинг, горнолыжный спорт, настольный теннис, танцы на колясках, шахматы, легкая атлетика, голбол и греко-римская борьба. Для данного учреждения построен спортивно-тренировочный центр, который включает тренажерные залы, методические кабинеты, мастерские, раздевалки, душевые и т.д.
Однако развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
не все учреждения физической культуры и спорта доступны для инвалидов и других МГН;
спортивные сооружения требуют оснащения специализированным оборудованием и инвентарем для занятий с инвалидами, имеющими различные степени ограничения.
В сфере культуры продолжается проведение мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в учреждения культуры. В период с 2016 по 2019 годы проведена паспортизация 32 приоритетных объектов отрасли из 33-х на предмет их доступности для инвалидов и других МГН с привлечением представителей региональных отделений всероссийских общественных организаций инвалидов. Не паспортизировано Тамбовское областное государственное учреждение культуры (далее - ТОГУК) "Тамбовконцерт", в связи с тем, что находится на реконструкции.
В учреждениях сферы труда и занятости ведется работа по адаптации и паспортизации учреждений труда и занятости населения. В настоящее время 70% учреждений от общего количества объектов оборудованы пандусами, поручнями, местами для парковки автомобилей. Все объекты труда и занятости паспортизированы и нанесены на карту доступности интернет-портала "Жить вместе".
В сфере транспорта и пешеходной инфраструктуры с целью улучшения обслуживания инвалидов и МГН в рамках программы приобретены 260 автоинформаторов для различных категорий инвалидов, которые размещены и функционируют в троллейбусах и автобусах большого класса, привлеченных к пассажирским перевозкам в г. Тамбове (более 70% от общего количества подвижного состава в г. Тамбове), увеличилась доля подвижного состава, адаптированного для нужд инвалидов и МГН.
Важным показателем обеспечения доступности является возможность людей с ОВЗ добраться до объекта с целью получения той или иной услуги.
По состоянию на 01.01.2020 по маршрутам области в целом работает 91 автобус и троллейбус, приспособленные для нужд инвалидов и МГН. Из них в г. Тамбове - 68 единиц пассажирской техники, в том числе в муниципальном предприятии "Тамбовгортранс" 54 низкопольных транспортных средства (42 автобуса на газомоторном топливе, 5 полу- и низкопольных автобусов, 7 полу- и низкопольных троллейбусов); в предприятиях частной формы собственности - 14 автобусов с низким уровнем пола. В Тамбовском районе на маршрутах, обслуживаемых частными перевозчиками, работают 6 низкопольных автобусов. В г. Мичуринске специализированными устройствами для удобства перевозки лиц из числа инвалидов в 2018 - 2019 гг. оснащено съемным подъемником для посадки колясочников 17 автобусов (частные перевозчики).
Таким образом, наблюдается тенденция к приобретению транспортными предприятиями всех форм собственности низкопольного транспорта или его адаптации для МГН за счет собственных средств или на условиях софинансирования из бюджета области и муниципальных бюджетов.
Вместе с тем пассажирских транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, полностью обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН, пока еще недостаточно. Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, не в полном объеме оснащены звуковыми сигналами.
В области проводятся мероприятия по оборудованию светофоров устройствами звукового сигнала. Это важно для людей с нарушением зрения.
В 2019 году фактически оснащены звуковыми приставками со звуковыми сигналами для слабовидящих пешеходов 23 светофорных объекта в г. Тамбове и г. Мичуринске, также работы выполнены на 2 перекрестках в г. Моршанске, г. Котовске, а также в г. Кирсанове, г. Жердевке (по 1 перекрестку). Организовано обучение (инструктирование) работников автотранспортных организаций области по вопросу оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими лицами. Специалист Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения (далее - ТОГБУ) "Аэропорт "Тамбов" прошел обучение на курсах русского жестового языка.
В автотранспортных предприятиях области назначены работники, ответственные за оказание инвалидам ситуационной помощи при их нахождении на объектах транспортной инфраструктуры и в транспортных средствах.
В сфере информации и связи в области предусмотрено мероприятие по обеспечению информационной доступности для инвалидов.
В области около 4 тысяч человек являются инвалидами по слуху, для которых ограничена возможность получения информации посредством телевидения.
В целях повышения информированности граждан, имеющих проблемы со слухом, с 01.01.2020 для вещателей всех телеканалов установлена обязанность обеспечивать доступность продукции средства массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю путем применения телеканалами различных способов субтитрирования, скрытого субтитрирования, перевода на русский жестовый язык, способом "бегущей строки" и иным образом, позволяющим осуществлять доступность информации. Также на базе Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" функционирует круглосуточный диспетчерский центр для инвалидов по слуху.
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики области является обеспечение на территории региона реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг.
С целью комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался ряд проблем:
отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса по созданию доступной среды;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других МГН;
отсутствие беспрепятственного доступа к приоритетным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы, длительность решения проблемы - решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур;
инновационный характер проблемы - для ее решения потребуется выработка новых форм и методов создания и внедрения механизмов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, повышения эффективности реабилитационных услуг;
комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, организационного и информационного характера, затрагивающих интересы различных собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий;
межведомственный характер проблемы - для ее решения потребуется межведомственное взаимодействие федеральных исполнительных органов государственной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений, организаций, обществ.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении поставленных задач, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования.
Для оценки достижения поставленной цели в настоящей подпрограмме необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией.
Они могут быть обусловлены также:
невыполнением предусмотренных подпрограммой мероприятий;
неэффективным использованием выделяемых бюджетных средств для реализации подпрограммы;
риском отсутствия ожидаемых конечных результатов подпрограммы.
Операционные риски связаны с неэффективными управленческими решениями в ходе реализации подпрограммы, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения.
Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в системе социальной защиты населения.
Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения и принятие необходимых оперативных мер.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы государственной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетным направлением государственной политики является решение вопросов формирования доступной среды для инвалидов и МГН.
К приоритетам региональной государственной политики относятся:
обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности;
создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Целью подпрограммы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для достижения данной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, труда и занятости, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Подпрограмма реализуется с 2020 по 2025 годы, что позволит обеспечить преемственность выполнения основных мероприятий и последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы государственной программы
Для оценки эффективности реализации подпрограммы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста - 100% к 2025 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 75% к 2025 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 100% к 2025 году;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты - 85% к 2025 году;
доля приоритетных объектов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости - 96% к 2025 году;
доля приоритетных объектов здравоохранения, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения - 78,6% к 2025 году;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций - 23,5% к 2025 году;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций - 38,9% к 2025 году;
удельный вес числа профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - 69,2% к 2025 году;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры - 75,8% к 2025 году;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта - 95,4% к 2025 году;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры - 100% к 2025 году;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) - 28% к 2025 году;
количество модернизированных светофорных объектов, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров для слепых и слабовидящих граждан - 10 единиц к 2025 году;
количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ на региональном телевидении - 370 часов к 2025 году;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан - 76%) к 2025 году;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан - 84,7% к 2025 году;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих сформированные и обновленные паспорта доступности, в общем количестве объектов в области 100% к 2025 году;
количество обращений в круглосуточный диспетчерский центр связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи - 300 единиц к 2025 году;
доля профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве профессиональных образовательных организаций - 72%) к 2025 году.
Перечень показателей и индикаторов подпрограммы, применяемых для оценки результатов достижения цели и задач, представлен в приложении N 1 к государственной программе.
4. Общая характеристика подпрограммы и мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и интеграции инвалидов с обществом.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности 112,2 тыс. граждан области, и необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Предусматривается реализация комплекса программных мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных подпрограммой.
Для повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области будут реализовываться следующие основные мероприятия: предоставление государственных гарантий инвалидам; обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В рамках основного мероприятия по предоставлению государственных гарантий инвалидам будет осуществляться компенсация страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
С целью обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН будет проводиться работа по:
адаптации учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, труда и занятости, образования (оборудование входных групп, лестниц, пандусных съездов, расширение дверных проемов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий и др.);
созданию в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество (оборудование входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий и др.);
оборудованию подвижного пассажирского транспорта светодиодным табло для слабослышащих инвалидов и специальным звуковым сигналом для слабовидящих инвалидов (системой "Говорящий город");
модернизации подвижного состава автомобильного транспорта (путем закупки адаптированного оборудования и адаптации уже имеющегося);
проведению комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для беспрепятственного доступа;
укреплению материально-технической базы учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту.
Для преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области будут реализовываться следующие мероприятия:
организация и проведение спортивных праздников, соревнований, фестивалей среди граждан с ограниченными возможностями и семей, имеющих инвалидов;
организация круглосуточного диспетчерского центра связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи.
Решение задач в рамках подпрограммы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к государственной программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета области, субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету области на реализацию государственной программы, средств местных бюджетов и средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.
Общий объем финансирования реализации подпрограммы (прогноз) - 87 384,59 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 9 688,05 тыс. руб.;
в 2021 году - 8 723,46 тыс. руб.;
в 2022 году - 8 989,72 тыс. руб.;
в 2023 году - 20 997,44 тыс. руб.;
в 2024 году - 20 110,35 тыс. руб.;
в 2025 году - 18 875,57 тыс. руб.,
общий объем средств федерального бюджета (прогноз) - 27 415,66 тыс. руб. из них:
в 2020 году - 6 957,40 тыс. руб.;
в 2021 году - 4 060,90 тыс. руб.;
в 2022 году - 4 075,56 тыс. руб.;
в 2023 году - 4 096,70 тыс. руб.;
в 2024 году -4 112,55 тыс. руб.;
в 2025 году - 4 112,55 тыс. руб., в том числе:
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (прогноз) - 3 406,00 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 3 406,00 тыс. руб.;
в 2021 году - 0,00 тыс. руб.;
в 2022 году - 0,00 тыс. руб.;
в 2023 году - 0,00 тыс. руб.;
в 2024 году - 0,00 тыс. руб.;
в 2025 году - 0,00 тыс. руб.,
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации (прогноз) - 23 205,36 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 3 420,30 тыс. руб.;
в 2021 году - 3 929,80 тыс. руб.;
в 2022 году - 3 944,46 тыс. руб.;
в 2023 году - 3 959,70 тыс. руб.;
в 2024 году - 3 975,55 тыс. руб.;
в 2025 году - 3 975,55 тыс. руб.,
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (прогноз) - 804,30 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 131,10 тыс. руб.;
в 2021 году - 131,10 тыс. руб.;
в 2022 году - 131,10 тыс. руб.;
в 2023 году - 137,00 тыс. руб.;
в 2024 году - 137,00 тыс. руб.;
в 2025 году - 137,00 тыс. руб.,
объем средств бюджета Тамбовской области (прогноз) - 57 362,28 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 2 706,90 тыс. руб.;
в 2021 году - 4 658,66 тыс. руб.;
в 2022 году - 4 810,11 тыс. руб.;
в 2023 году - 16 094,62 тыс. руб.;
в 2024 году - 15 163,46 тыс. руб.;
в 2025 году - 13 928,53 тыс. руб.,
объем средств местных бюджетов (прогноз) - 68,49 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 3,75 тыс. руб.;
в 2021 году - 3,90 тыс. руб.;
в 2022 году - 4,05 тыс. руб.;
в 2023 году - 18,78 тыс. руб.;
в 2024 году - 18,93 тыс. руб.;
в 2025 году - 19,08 тыс. руб.;
объем средств, выделяемых из внебюджетных источников (прогноз) - 2 581,90 тыс. руб., из них:
в 2020 году - 20,00 тыс. руб.;
в 2021 году - 0,00 тыс. руб.;
в 2022 году - 100,00 тыс. руб.;
в 2023 году - 801,92 тыс. руб.;
в 2024 году - 829,99 тыс. руб.;
в 2025 году - 829,99 тыс. руб.
Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета области, в том числе формируемых за счет поступающих в бюджет области средств федерального бюджета. Объемы финансирования расходов на выполнение подпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета области на очередной финансовый год.
Предоставление финансовых средств из федерального бюджета осуществляется путем предоставления субсидий бюджету области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
В соответствии с пунктом 5 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов от 21.11.2018, пункта 5 решения заседания Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 15, постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" субъектам рекомендовано с 2019 года реализовывать в пределах своих полномочий мероприятия по созданию установленных законодательством Российской Федерации условий доступности для инвалидов за счет собственных средств.
Таким образом, ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы реализуют в пределах своих полномочий, а также в рамках реализации планов мероприятий ("дорожных карт"), принятых в соответствии Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", мероприятия по созданию установленных законодательством Российской Федерации условий доступности для инвалидов за счет средств бюджета области.
Финансирование мероприятий подпрограммы за счет всех источников финансирования на приоритетные сферы жизнедеятельности составит:
в сфере здравоохранения - 10 257,30 тыс. руб.;
в сфере культуры - 8 179,36 тыс. руб.;
в сфере образования - 25 187,65 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 3 406,00 тыс. руб.;
в сфере информации и связи - 4 067,58 тыс. руб.;
в сфере социального обслуживания населения - 10 302,93 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 804,3 тыс. руб.;
в сфере физической культуры и спорта - 29 389,77 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 23 205,36 тыс. руб.;
в сфере транспорта - 0,00 тыс. руб.
Перечень мероприятий государственной подпрограммы на период с 2020 по 2025 годы представлен в приложении N 2 к государственной программе.
Объем ресурсного обеспечения государственной подпрограммы на период с 2020 по 2025 годы за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, местного бюджета, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлен в приложении N 3 к государственной программе.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Настоящая подпрограмма направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, других МГН, на формирование равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности. Социальная эффективность подпрограммы выражается в:
повышении уровня и качества жизни инвалидов и других МГН;
преодолении изоляции и снижении социальной зависимости инвалидов и других МГН;
стимуляции социальной и трудовой активности инвалидов и других МГН;
доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и МГН;
увеличении уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
повышении уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения.
Ответственный исполнитель подпрограммы - управление социальной защиты и семейной политики области:
осуществляет координацию и организует реализацию мероприятий подпрограммы;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы;
в случае изменения объемов финансирования, мероприятий, получателей финансовых средств, перечня организаций, в которых будет осуществляться реализация мероприятий, обеспечивает разработку соответствующего проекта постановления администрации области о внесении изменений в утвержденную государственную программу;
осуществляет мониторинг реализации подпрограммы, ежеквартально проводит анализ затрат по программным мероприятиям;
организует размещение информации о ходе реализации подпрограммы на официальном сайте в сети Интернет.
Соисполнители мероприятий подпрограммы:
несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на их реализацию;
утверждают локальным правовым актом по соответствующей отрасли расширенный перечень мероприятий по исполнению подпрограммы;
обеспечивают выполнение мероприятий подпрограммы посредством предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
выступают инициаторами корректировки мероприятий подпрограммы, источников и объемов их финансирования;
несут ответственность за целевые индикаторы в части, их касающейся;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления стратегического развития, национальных целей, программ и проектов администрации области, финансового управления области, а также отчеты о ходе реализации мероприятий подпрограммы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы и подготовки отчетов о ходе реализации подпрограммы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы реализуются в соответствии с федеральными и областными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения подпрограммы соисполнители подпрограммы:
ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом, обобщают и анализируют результаты реализации подпрограммы и представляют ответственному исполнителю соответствующие отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;
ежегодно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют ответственному исполнителю годовой отчет об исполнении мероприятий подпрограммы.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
отчет об исполнении мероприятий подпрограммы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в подпрограмму;
отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
по итогам полугодия и года представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление стратегического развития, национальных целей, программ и проектов администрации области информацию о ходе реализации подпрограммы:
отчет об исполнении мероприятий подпрограммы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в подпрограмму;
протоколы заседаний общественного совета при исполнительном органе государственной власти области, заседаний иных совещательных органов по вопросу о ходе реализации подпрограммы.
Кроме того, в составе годового отчета ответственный исполнитель дополнительно представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление стратегического развития, национальных целей, программ и проектов администрации области:
отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
пояснительную записку, содержащую: анализ факторов, повлиявших на реализацию государственной программы в отчетном периоде; описание комплекса мер, в том числе мер государственного регулирования, предпринятых в отчетном периоде для достижения установленных значений целевых индикаторов (показателей) и решения задач подпрограммы;
информацию об основных достижениях в рамках подпрограммы, полученных за отчетный период, в том числе в сравнении со средним уровнем по Российской Федерации и/или Центральному федеральному округу.
Вопросы, связанные с решением проблем инвалидности и инвалидов в области, рассматриваются на заседаниях Совета по делам инвалидов, созданного при главе администрации области (постановление администрации области от 18.05.2009 N 579 "О Совете при главе администрации области по делам инвалидов").
Оценка эффективности государственной подпрограммы проводится в соответствии с порядком и критериями, утверждаемыми постановлением администрации области.
Настоящая подпрограмма направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, других МГН, на формирование равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни.
При реализации мероприятий подпрограммы по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования: "создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в организациях дополнительного образования детей"; "создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в дошкольных образовательных организациях"; "создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам)" предоставляются субсидии бюджетам муниципальных образований.
Правила предоставления и расходования субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов области на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках реализации государственной программы изложены в приложении N 6 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.