Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Государственной программе
Тамбовской области комплексного
развития сельских территорий
Подпрограмма
"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" (далее - подпрограмма)
10 декабря 2020 г., 15 января 2021 г.
Паспорт изменен с 19 января 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 15 января 2021 г. N 21
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни сельского жителя. Низкий уровень жизни, отсутствие развитой инфраструктуры, невысокий уровень заработной платы, безработица являются для молодежи социально непригодными. Данная тенденция вызывает проблемы в восполнении трудовых ресурсов в сельской местности.
Наибольшие потери населения в результате миграции несут в основном те районы, где полностью или частично остановилось развитие многих форм хозяйствования и в связи с этим произошел рост уровня безработицы. Существует тесная связь между миграцией и оттоком рабочей силы, поэтому есть все основания рассматривать молодежь как некоторый резерв потенциальных мигрантов. Мотивация к труду и получение приемлемых доходов являются приоритетным направлением частичного предотвращения внутриобластной миграционной подвижности сельского населения.
Основной проблемой в развитии жилищной и социальной инфраструктуры на селе является низкий уровень состояния жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Жилищный фонд в сельской местности находится в неудовлетворительном состоянии.
В среднем на одного сельского жителя приходится 32,6 кв. м общей площади жилища. При этом только 58,9% сельского жилищного фонда благоустроено всеми видами одновременно, к примеру, 60% горячим водоснабжением, ваннами (душем) 58,2%, водоотведением 64,8%, водопроводом 72,1%, отоплением (за исключением печного отопления) 87,9%, газом 92,7%.
Реальным и эффективным инструментом решения социальных проблем на селе стали долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" и подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012 N 1443.
В рамках данных программ за период с 2010 по 2019 годы общий объем ввода жилья составил - 142 тыс. кв. м, в том числе - 79 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов, что позволило улучшить жилищные условия более 3 тысячам семей, в том числе более 1,5 тысячам молодых семей.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения области.
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" обусловлена:
потребностью в улучшении социально-экономических и экологических условий жизнедеятельности сельского населения для формирования необходимой демографической и трудоресурсной базы обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны и выполнения селом других функций общенационального значения;
необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования и ипотечного кредитования строительства и покупки жилья, строительства муниципальными образованиями жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договорам найма жилого помещения; благоустройства жилых помещений инженерной инфраструктурой путем предоставления льготных кредитов, реализации проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Настоящая подпрограмма является инструментом реализации государственной политики в области развития сельских территорий, направления которой определены Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее Стратегия пространственного развития), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны.
С учетом целевых установок Стратегии пространственного развития разработана Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года". Реализация данной подпрограммы направлена на достижение цели - обеспечение жильем граждан, проживающих и работающих на сельских территориях.
Для достижения цели в рамках реализации подпрограммы предусматривается решение задачи по обеспечению комфортных условий жизнедеятельности для граждан, проживающих на сельских территориях, путем строительства (приобретения) оборудованного всеми видами благоустройства жилья.
Обеспечить улучшение жилищных условий сельского населения предусматривается на основе:
развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья;
внедрения инструментов льготной сельской ипотеки на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях;
внедрения льготного потребительского кредита (займа), направленного на благоустройство сельских домохозяйств путем оснащения жилых помещений оборудованием инженерной инфраструктуры (оборудование для энерго - и водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции);
подготовки площадок под индивидуальное жилищное строительство. Подпрограмма планируется к реализации в 2020 - 2025 годах в один этап.
Раздел 3 изменен с 12 декабря 2020 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 10 декабря 2020 г. N 1005
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Целевыми индикаторами решения задач по удовлетворению потребностей сельского населения в благоустроенном жилье являются:
объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях;
объем ввода жилья, предоставленного гражданам по договорам найма жилого помещения;
количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;
количество семей, повысивших уровень благоустройства домовладений;
количество реализованных проектов компактной жилищной застройки.
Целевые индикаторы подпрограммы и их значения по годам приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Показатели (индикаторы) подпрограммы связаны с основными мероприятиями и позволяют оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2025 года.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 2 к Государственной программе.
Подпрограмма включает следующие мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (приложение N 1 к подпрограмме);
строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения. Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к подпрограмме);
обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку. Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета бюджетам муниципальных образований на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку (приложение N 3 к подпрограмме).
Целями мероприятий по развитию жилищного строительства на сельских территориях и повышению уровня благоустройства домовладений являются повышение доли общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства. Данное мероприятие предусматривается осуществлять путем:
предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджета области на цели улучшения жилищных условий, а именно на приобретение или строительство жилья;
софинансирования строительства жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма с правом последующего выкупа. Данное мероприятие предусматривает предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого специалистам по договору найма жилого помещения, с привлечением средств работодателя. При этом по истечении 5 лет работы в сельской местности гражданин имеет право приобрести жилое помещение, полученное по договору найма, в свою собственность по цене, не превышающей 10% расчетной стоимости строительства, а по истечении 10 лет - по цене, не превышающей 1% расчетной стоимости строительства;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала. В рамках данного мероприятия планируется внедрение инструмента льготной сельской ипотеки, предусматривающей предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, на срок до 25 лет по льготной ставке - от ОД до 3% годовых;
использования льготного потребительского кредита (займа) при благоустройстве жилых домов. Кредитные средства могут быть направлены на приобретение и монтаж по договору подряда, заключенного с подрядной организацией, оборудования для обеспечения централизованного или автономного электроснабжения, водоснабжения (в том числе оплату услуг подрядной организации по бурению водозаборных скважин), водоотведения, отопления и газоснабжения жилых домов, расположенных на сельских территориях, на ремонт жилых домов (помещений), расположенных на сельских территориях, по договорам подряда, заключенным с подрядными организациями.
В рамках подготовки территорий для осуществления индивидуального жилищного строительства предусматривается предоставление субсидий на цели финансирования мероприятий по инженерной подготовке площадок под компактную жилищную застройку.
Раздел 5 изменен с 19 января 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 15 января 2021 г. N 21
5. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
При разработке ресурсного обеспечения подпрограммы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, местного бюджета, внебюджетных источников, а также предполагаемых средств федерального бюджета.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы в 2020 - 2025 годах составит 2295,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 786,1 млн. рублей, за счет средств бюджета Тамбовской области - 77,8 млн. рублей, за счет средств местного бюджета - 0,3 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 1431,7 млн. рублей, из них в лимитах адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета Тамбовской области - 69,2 млн. рублей.
Объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, указанные в приложении N 3 к Государственной программе, ежегодно корректируются с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
Нумерация пункта изменена с 12 декабря 2020 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 10 декабря 2020 г. N 1005
6. Механизмы реализации подпрограммы
Механизмы реализации подпрограммы базируются на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, банков и иных кредитных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников подпрограммы.
Управление сельского хозяйства области несет ответственность за подготовку и реализацию подпрограммы в целом, включая подготовку проектов постановлений администрации области об утверждении Государственной программы, внесении в нее изменений, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий в установленном для государственных программ порядке. Управление сельского хозяйства области осуществляет анализ использования бюджетных средств, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы. Управление сельского хозяйства области обеспечивает координацию взаимодействия с органами местного самоуправления области и кредитных организаций в рамках соглашений, заключенных с ними о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Управление сельского хозяйства области подготавливает и представляет в администрацию области отчет о ходе реализации мероприятий подпрограммы в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.