10 декабря 2012 г., 12 марта 2015 г., 24 декабря 2018 г., 23 января 2019 г.
Преамбула изменена с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
В целях совершенствования программно-целевого планирования в Тамбовской области, поэтапного перехода к формированию областного бюджета на основе государственных программ администрация области постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3. Управлению экономической политики администрации области (Юхачев) осуществлять методическое обеспечение и координацию работ по разработке, утверждению и реализации государственных программ Тамбовской области.
4. Утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
Порядок
разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 28 сентября 2012 г. N 1177)
10 декабря 2012 г., 12 марта 2015 г., 24 декабря 2018 г., 23 января 2019 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области (далее - государственные программы), а также контроля за ходом их реализации.
Пункт 1.2 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
государственная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам и механизмам осуществления, ресурсам и результатам) социально-экономического, организационного, правового, финансового и иного характера, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение стратегических приоритетов и целей региональной государственной политики в сфере социально-экономического развития Тамбовской области, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области с учетом отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов;
подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам основных мероприятий и/или ведомственных целевых программ (далее - ведомственная программа), выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
сфера реализации государственной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая государственная программа (подпрограмма);
основные параметры государственной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей государственной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы (подпрограммы);
факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников государственной программы и негативно влияющие на основные параметры государственной программы (подпрограммы);
цель - формируемый при анализе проблемной ситуации приоритет, достижение которого с учетом имеющихся ресурсов и в заданных временных рамках ведет к достижению стратегических целей и задач социально-экономического развития области;
задача - результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) государственной программы (подпрограммы);
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мер (проектов, действий), характеризуемый значимым вкладом в достижение определенной задачи программы (подпрограммы);
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
ответственный исполнитель государственной программы - структурное подразделение администрации области или исполнительный орган государственной власти области, определенный ответственным в соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением администрации области, (далее - Перечень) и обладающий полномочиями, установленными настоящим Порядком;
соисполнители государственной программы - структурные подразделения администрации области и/или исполнительные органы государственной власти области, ответственные за разработку, реализацию и мониторинг подпрограммы (подпрограмм) и/или отдельных мероприятий, ведомственной программы (программ), федеральных (региональных) проектов, входящих в состав государственной программы;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров государственной программы (подпрограммы);
Понятия "национальный проект", "федеральный проект", "региональный проект", используемые в настоящем Порядке, применяются в определениях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 в пункт 1.3 раздела 1 настоящего Порядка внесены изменения
1.3. Государственная программа объединяет все финансовые и иные ресурсы, планируемые на достижение определенной стратегической цели социально-экономического развития области, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также иные инструменты региональной государственной политики, влияющие на достижение результатов государственной программы.
Пункт 1.4 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
1.4. Государственная программа формируется на основе долгосрочных целей социально-экономического развития, показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических и программных документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и/или администрацией Тамбовской области, Тамбовской областной Думой, а также среднесрочных планов мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Российской Федерации и Тамбовской области.
Пункт 1.5 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
1.5. Государственная программа может включать в себя подпрограммы, содержащие основные мероприятия, мероприятия федеральных (региональных) проектов и/или ведомственные программы области, а также прочие основные мероприятия и мероприятия федеральных (региональных) проектов, не вошедшие в подпрограммы.
Включение в государственную программу частей ведомственных целевых программ или ведомственных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей и задач иных государственных программ, не допускается.
Включение в государственную программу основных мероприятий других государственных программ не допускается.
Ведомственная программа (программы), включаемая в государственную программу, разрабатывается, утверждается и изменяется согласно установленному для нее положению, утвержденному постановлением администрации области от 08.10.2013 N 1124 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности ведомственных целевых программ".
Пункт 1.6 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
1.6. Государственные программы разрабатываются на срок не менее шести лет.
Пункт 1.7 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
1.7. Государственные программы утверждаются постановлением администрации области.
Внесение изменений в государственную программу (подпрограмму) осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения государственных программ.
Внесение изменений в государственную программу в части федеральных (региональных) проектов и/или ведомственной программы осуществляется в случае изменения общих основных параметров реализации федеральных (региональных) проектов и/или ведомственной программы на соответствующий год.
2. Требования к содержанию и структуре государственных программ
2.1. Государственная программа содержит Паспорт государственной программы по форме согласно таблице 1 приложения к настоящему Порядку, текстовую часть и приложения к текстовой части государственной программы по формам согласно таблицам 2 - 5 приложения к настоящему Порядку.
2.2. Текстовая часть государственной программы состоит из следующих разделов:
раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации государственной программы";
раздел 2 "Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы";
раздел 3 "Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы";
раздел 4 "Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ государственной программы";
раздел 5 "Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации государственной программы";
раздел 6 "Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы";
раздел 7 "Механизмы реализации государственной программы".
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 в пункт 2.3 раздела 2 настоящего Порядка внесены изменения
2.3. Раздел 1 должен содержать характеристику текущего состояния и основных проблем в сфере реализации государственной программы, в том числе анализ социальных, финансовых, экономических и прочих факторов, влияющих на их решение, факторов рисков реализации государственной программы, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации.
Пункт 2.4 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
2.4. Раздел 2 должен содержать описание приоритетов региональной государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития области, целей, задач, сроков и этапов реализации государственной программы.
Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере социально-экономического развития и быть согласованы с целями соответствующей государственной программы Российской Федерации и национального (федерального) проекта.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы и полномочиям субъекта Российской Федерации в этой сфере);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, имеющие произвольное или неоднозначное толкование);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения цели);
достижимость (цель должна быть потенциально достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Комплекс задач должен быть необходим и достаточен для достижения соответствующей цели.
Способом реализации задачи является механизм реализации программного мероприятия, представляющий собой долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инструменты реализации государственной программы, в том числе финансовые.
На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов в обязательном порядке определяются промежуточные результаты реализации государственной программы.
При формулировании целей и задач необходимо обеспечить инструментарий проверки и подтверждения их достижения (решения) в виде системы индикаторов и показателей.
Дублирование целей и задач государственной программы, а также индикаторов для оценки их достижения (решения) в других государственных программах, целей и задач государственной программы и ведомственной программы, включаемой в ее состав, не допускается.
Пункт 2.5 изменен с 24 января 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 23 января 2019 г. N 40
2.5. Раздел 3 должен содержать описание показателей (индикаторов) достижения целей и задач, основных ожидаемых конечных результатов государственной программы. Данный раздел дополняется приложением к государственной программе и оформляется по форме согласно таблице 2 приложения к настоящему Порядку.
Целевые индикаторы должны быть согласованы с показателями документов стратегического уровня, показателями реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, национальных (федеральных) проектов, соглашений с федеральными органами исполнительной власти, а также с показателями, установленными для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области, и параметрами прогноза социально-экономического развития Тамбовской области.
При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов), учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также иные инструменты государственной политики, влияющие на достижение результатов государственной программы.
Используемые индикаторы и показатели должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (индикатор и показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы);
объективность (не допускается использование индикаторов и показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы);
однозначность (определение индикатора и показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
сопоставимость (обеспечение сопоставимости показателей за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных программ, а также с российскими показателями).
Индикаторы и показатели подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами и показателями, характеризующими достижение цели (целей) государственной программы. Индикаторы и показатели ведомственных программ, федеральных (региональных) проектов должны быть согласованы с показателями государственных программ (подпрограмм), в состав в которых они включаются.
Индикаторы и показатели должны иметь количественные значения, отражающие фактическое описание ситуации на момент разработки и утверждения государственной программы (внесения в нее изменений), включая текущий год и базовый (отчетный) год, предшествующий году утверждения программы (внесения в нее изменений), а также запланированные по годам реализации государственной программы, измеряемые или рассчитываемые по установленным методикам, и определяться на основе данных официальной ведомственной и/или статистической отчетности. Каждый индикатор должен иметь возможность сопоставления его текущего значения с предыдущим значением в рамках государственной программы. Недопустима корректировка наименований показателей (индикаторов), которая повлияет на смысловое значение или исключение показателей (индикаторов) в течение хода реализации государственной программы.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения.
Не допускается использовать в качестве показателей (индикаторов) плановые и фактические значения бюджетных расходов и объемов вложенных в мероприятие (проект) средств за счет других источников.
Ожидаемые конечные результаты государственной программы представляют собой характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы.
Система ожидаемых конечных результатов государственной программы включает результаты для региона и населения, вклад государственной программы в достижение целей социально-экономического развития области, а также результаты, характеризующие развитие сферы (отрасли).
Непосредственные результаты характеризуют объем реализации основного мероприятия и направлены на достижение конечных результатов государственной программы.
Пункт 2.6 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
2.6. Раздел 4 должен содержать перечень и краткое описание подпрограмм, мероприятий, федеральных (региональных) проектов и ведомственных программ, которые необходимо реализовать для решения задач государственной программы и достижения поставленных целей. Данный раздел дополняется приложением к государственной программе и оформляется по форме согласно таблице 3 приложения к настоящему Порядку.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы и решения определенной задачи.
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения в их наименованиях целевых статей расходов бюджета Тамбовской области.
В случае участия Тамбовской области в реализации национального (федерального) проекта, в состав государственной программы включаются основные мероприятия, направленные на реализацию соответствующего национального (федерального) проекта. Федеральный (региональный) проект отражается в виде основного мероприятия в составе соответствующих государственных программ (подпрограмм), к сфере реализации которых он относится. Наименование основного мероприятия должно соответствовать наименованию федерального (регионального) проекта. Данное мероприятие подлежит включению в государственную программу по итогам утверждения паспорта (изменений в паспорт) регионального проекта, направленного на реализацию соответствующего федерального проекта.
В случае, если в состав федерального (регионального) проекта включены мероприятия нескольких государственных программ, в каждую из них включается информация о реализации соответствующего федерального (регионального) проекта.
2.7. В случае оказания (выполнения) в рамках государственной программы областными государственными учреждениями, не включенными в ведомственную программу (программы) в составе государственной программы, государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам, приводится раздел 5. Он должен содержать прогноз сводных показателей государственных заданий и дополняться приложением к государственной программе по форме согласно таблице 4 приложения к настоящему Порядку.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 пункт 2.8 раздела 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2.8. Раздел 6 должен содержать обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы за счет средств бюджета Тамбовской области, а также прогнозного объема финансирования за счет иных источников (федерального и местного бюджетов, внебюджетных источников), с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета Тамбовской области (ответственному исполнителю и соисполнителям государственной программы), а также подпрограммам и основным мероприятиям, не вошедшим в подпрограммы, по годам реализации государственной программы (дополняется приложением к государственной программе и оформляется по форме согласно таблице 5 приложения к настоящему Порядку).
Объем расходов федерального и местных бюджетов на финансовое обеспечение реализации государственной программы определяется с учетом уровней софинансирования, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тамбовской области.
В случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и/или юридических лиц, имеющих целевое назначение, принятия нормативного правового акта или заключения соглашения с федеральными органами исполнительной власти, предусматривающего предоставление межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет Тамбовской области менее или сверх объемов, учтенных в государственной программе, не позднее одного месяца после получения указанных средств, вступления в силу нормативного правового акта или заключения соглашения ответственный исполнитель представляет на согласование в установленном порядке проект постановления администрации области о внесении соответствующих изменений в государственную программу.
Объем финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, включаемых в областную адресную инвестиционную программу, учитываются в ее лимитах, на что в Паспорте, в разделе 6 "Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы", а также таблицах "Перечень мероприятий государственной программы", "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы" делаются соответствующие ссылки.
Пункт 2.9 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
2.9. Раздел 7 должен содержать взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач государственной программы.
К реализации программных мероприятий ответственным исполнителем и/или соисполнителем после утверждения государственной программы могут привлекаться исполнители программных мероприятий - организации, определяемые в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; областные государственные учреждения, в порядке, установленном администрацией области о формировании государственного задания в отношении областных государственных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания; юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - получатели субсидий в соответствии с бюджетным законодательством; хозяйствующие субъекты (по согласованию), реализующие собственные проекты, направленные на достижение целей и решение задач государственной программы.
Данный раздел включает информацию о распределении ответственности и порядке взаимодействия по реализации государственной программы между ответственным исполнителем и соисполнителями государственной программы, а также исполнителями программных мероприятий.
Государственной программой может быть предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований области на реализацию муниципальной программы, направленной на достижение целей, соответствующих государственной программе области. В данном случае государственная программа дополняется приложением (приложениями), которое содержит правила предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области местным бюджетам, включающие в том числе условия предоставления и методику расчета указанных субсидий.
Пункт 2.10 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
2.10. С целью обеспечения открытости и доступности информации проекты государственных программ подлежат публичному обсуждению. Ответственный исполнитель за 30 дней до направления проекта государственной программы на согласование в соответствии с настоящим Порядком обеспечивает размещение данного проекта на своем официальном сайте в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема предложений.
Поступившие предложения рассматриваются ответственным исполнителем, соисполнителями (при необходимости) и участником публичного обсуждения совместно при доработке проекта государственной программы. Информация о результатах публичного обсуждения прилагается к проекту государственной программы при ее представлении на согласование.
Утвержденная государственная программа размещается на официальных сайтах ответственных исполнителей в сети "Интернет" в течение двух недель со дня официального опубликования постановления администрации области о ее утверждении.
2.11. Подготовка подпрограмм в составе государственной программы осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящим Порядком для подготовки государственных программ, за исключением приложений к текстовой части, которые оформляются к государственной программе в целом, в том числе в разрезе подпрограмм.
3. Основание, этапы разработки, внесения изменений и согласование государственных программ
Пункт 3.1 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3.1. Разработка проектов государственных программ осуществляется на основании Перечня.
Проект Перечня формируется управлением экономической политики администрации области, исходя из стратегии социально-экономического развития Тамбовской области и, на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области, предусматривающих реализацию государственных программ, а также с учетом предложений исполнительных органов государственной власти области, структурных подразделений администрации области и утверждается нормативным правовым актом администрации области.
Внесение изменений в Перечень производится до 01 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, по предложениям управления экономической политики администрации области, согласованным с финансовым управлением области, в том числе с учетом предложений исполнительных органов государственной власти области, структурных подразделений администрации области, и утверждается распоряжением администрации области.
3.2. Утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3.3. Утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
Пункт 3.4 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3.4. Ответственные исполнители вносят на рассмотрение и согласование в соответствии с настоящим Порядком проекты государственных программ (изменений в государственные программы) на следующий год не позднее 01 сентября текущего года.
3.5. Разработка проекта государственной программы (изменений в государственную программу) производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с настоящим Порядком.
3.6. Проекты постановления администрации области об утверждении государственной программы (изменений в государственные программы) и государственной программы (изменений в государственные программы) подлежат обязательному согласованию с управлением экономической политики администрации области, финансовым управлением области, соисполнителями государственных программ, а также с должностными лицами, установленными Инструкцией по делопроизводству в администрации области.
Пункт 3.7 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3.7. К проекту государственной программы (изменений в государственную программу), представляемой на согласование, должны быть приложены:
копии нормативных правовых актов и иных документов, явившихся основанием для разработки государственной программы (внесения изменений);
пояснительная записка;
финансово-экономическое обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, за исключением утвержденных ведомственных программ;
копия официального извещения о размещении проекта государственной программы в сети Интернет, опубликованного в газете "Тамбовская жизнь", и информация о результатах публичного обсуждения проекта государственной программы (данная норма не относится к внесению изменений в государственную программу);
утвержденные паспорта (утвержденные изменения в паспорта) региональных проектов, включаемых в состав основных мероприятий государственной программы.
Пункт 3.8 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
3.8. Согласованный с соисполнителями проект государственной программы (изменений в государственную программу) направляется ответственным исполнителем государственной программы в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области для подготовки заключений.
Управление экономической политики администрации области и финансовое управление области не более 10 рабочих дней осуществляют оценку проекта государственной программы (7 рабочих дней - проекта изменений в государственную программу) и представляют заключения (в случае разногласий) ответственному исполнителю государственной программы, которое учитывается при доработке проекта государственной программы (изменений в государственную программу).
Доработанный проект государственной программы (изменений в государственную программу) повторно направляется для согласования в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области.
При необходимости - наличии разногласий по вопросам объемов финансирования, состава и содержания государственной программы между ответственным исполнителем, соисполнителями государственной программы, управлением экономической политики администрации области, финансовым управлением области указанный вопрос рассматривается совместно с заинтересованными сторонами с участием заместителя главы администрации области по компетенции. Принятое совместно решение учитывается при доработке проекта государственной программы (изменений в государственную программу).
3.9. Проект государственной программы (изменений в государственную программу) визируется руководителями управления экономической политики администрации области и финансового управления области при достижении соответствия требованиям настоящего Порядка.
Пункт 3.10 изменен с 24 января 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 23 января 2019 г. N 40
3.10. Государственные программы (изменения в государственные программы), планируемые к финансированию, начиная с очередного финансового года, утверждаются постановлениями администрации области не позднее одного месяца до дня внесения в Тамбовскую областную Думу проекта закона о бюджете Тамбовской области в соответствии с бюджетным законодательством.
В очередном финансовом году не допускается внесение изменений в объемы финансирования государственной программы за счет всех источников, утвержденные наименования и значения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, а также в ожидаемые непосредственные результаты основных мероприятий государственной программы, относящиеся к истекшему периоду.
3.11. Утвержденная государственная программа подлежит официальному опубликованию.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 в пункт 3.12 раздела 3 настоящего Порядка внесены изменения
3.12. Во исполнение утвержденной в установленном порядке государственной программы администрацией области может быть принято постановление администрации области о мерах по ее реализации, в котором указываются порядок определения исполнителей программных мероприятий, особенности реализации отдельных программных мероприятий, порядок осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств и выполнением мероприятий государственной программы, иные обстоятельства, касающиеся ее реализации.
Ответственный исполнитель, соисполнители вправе разрабатывать планы-графики реализации государственной программы на очередной финансовый год, которые утверждаются приказами исполнительных органов государственной власти области - ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 раздел 4 настоящего Порядка изложен в новой редакции
4. Финансовое обеспечение реализации государственных программ
4.1. Финансовое обеспечение реализации государственных программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области, привлеченных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников.
4.2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете Тамбовской области по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом администрации области, утвердившим программу, а также с учетом результатов реализации государственной программы за предыдущий период.
4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета Тамбовской области и планирование бюджетных ассигнований.
Включение средств федерального бюджета в финансовое обеспечение государственных программ производится в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Порядка. Средства физических и юридических лиц, зачисляемые в бюджет Тамбовской области в виде безвозмездных поступлений, включаются в финансовое обеспечение государственных программ на основании подтверждающих документов (заключенных договоров, соглашений).
4.4. Финансирование ведомственных программ, включенных в состав государственных программ, осуществляется в порядке и за счет средств, которые предусмотрены для ведомственных программ.
4.5. Финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реализуемых в рамках государственных программ, осуществляется за счет бюджетных ассигнований и в порядке, установленном администрацией области в отношении формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы.
4.6. Расходы на обеспечение функционирования исполнительных органов государственной власти области, являющихся ответственными исполнителями одной государственной программы, включаются в государственную программу, в которой исполнительный орган государственной власти области является ответственным исполнителем, в состав прочих основных мероприятий, не вошедших в подпрограммы или в обеспечивающую подпрограмму, при ее наличии в составе государственной программы, отдельным основным мероприятием.
В случае, если исполнительный орган государственной власти области является ответственным исполнителем нескольких государственных программ, расходы на его обеспечение включаются в состав государственной программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия исполнительного органа государственной власти области.
У исполнительного органа государственной власти области, не являющегося ответственным исполнителем государственной программы, расходы на обеспечение его функционирования отражаются в государственной программе, в которой он является соисполнителем и в которой преимущественно реализуются полномочия исполнительного органа государственной власти области.
В государственные программы не включаются средства на обеспечение функционирования областной Думы, администрации области, избирательной комиссии области, Контрольно-счетной палаты области.
5. Управление и контроль реализации государственных программ
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 в пункт 5.1 раздела 5 настоящего Порядка внесены изменения
5.1. Для обеспечения мониторинга государственной программы ответственный исполнитель совместно с соисполнителями отчитывается о ходе ее выполнения.
При наличии в государственной программе соисполнителей они представляют свою информацию о ходе реализации государственной программы за отчетный период ответственному исполнителю.
Ответственный исполнитель по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области отчет о ходе реализации государственной программы, который включает:
протоколы заседаний общественного совета при исполнительном органе государственной власти области, заседаний иных совещательных органов по вопросу о ходе реализации государственной программы;
сведения о степени выполнения мероприятий государственной программы по форме согласно таблице 6 приложения к настоящему Порядку;
отчет об использовании финансовых средств, предусмотренных на реализацию государственной программы за счет всех источников, по форме согласно таблице 7 приложения к настоящему Порядку.
Кроме того, в составе годового отчета ответственный исполнитель дополнительно представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области:
фактические сводные показатели государственных заданий (согласно таблице 8 приложения к настоящему Порядку), достигнутые областными государственными учреждениями, не включенными в ведомственную программу (программы) в составе государственной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, (указываются согласно таблице 9 приложения к настоящему Порядку, с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
пояснительную записку, содержащую: анализ факторов, повлиявших на реализацию государственной программы в отчетном периоде; описание комплекса мер, в том числе мер государственного регулирования, предпринятых в отчетном периоде для достижения установленных значений целевых индикаторов (показателей) и решения задач государственной программы; информацию об основных достижениях в рамках государственной программы, полученных за отчетный период, в том числе в сравнении со средним уровнем по Российской Федерации и/или Центральному федеральному округу.
Полугодовой и годовой отчеты подлежат размещению на официальных сайтах ответственного исполнителя в сети Интернет.
Пункт 5.2 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
5.2. Информация по итогам полугодия представляется в срок до 25 июля.
Информация по итогам года представляется в срок до 01 марта года, следующего за отчетным.
Уточнения по данным официальной статистической информации, включаемым в годовой отчет, представляются ответственными исполнителями государственных программ в управление экономической политики администрации области по мере ее официального опубликования, но не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Пункт 5.3 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
5.3. Текущее управление реализацией, реализация, мониторинг и контроль за реализацией ведомственных программ и федеральных (региональных) проектов, включенных в государственную программу, осуществляется соответственно согласно положению, установленному администрацией области для ведомственных программ, и нормативным правовым актам о проектной деятельности.
В составе отчетов по государственной программе отражаются общие результаты реализации ведомственной программы (программ) и федерального (регионального) проекта (проектов), включенных в государственную программу, по формам таблиц 6 и 7, прилагаемых к настоящему Порядку, без расшифровки по мероприятиям ведомственной программы (программ) и федерального (регионального) проекта (проектов).
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 в пункт 5.4 раздела 5 настоящего Порядка внесены изменения
5.4. Финансовое управление области в срок до 25 июля и 01 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в управление экономической политики администрации области информацию о кассовых расходах бюджета Тамбовской области на реализацию государственных программ (подпрограмм).
Пункт 5.5 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
5.5. Управление экономической политики администрации области на основании отчетов ответственных исполнителей и информации финансового управления области обобщает (за полугодие - до 20 августа, ежегодно до 25 апреля года, следующего за отчетным) и представляет главе администрации области, в областную Думу информацию о ходе реализации и (в составе годовой информации) оценке эффективности государственных программ.
Сводная информация об оценке эффективности реализации государственных программ подлежит размещению на официальном сайте управления экономической политики администрации области в сети Интернет.
Пункт 5.6 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
5.6. Результаты оценки эффективности государственных программ и соответствующие рекомендации управление экономической политики администрации области представляет в установленном порядке в финансовое управление области.
Снижение эффективности реализации государственной программы является основанием для принятия администрацией области решения о приостановлении или прекращении действия как отдельных мероприятий государственной программы, так и государственной программы в целом, внесении в нее изменений, а также о снижении уровня ее финансирования или перераспределении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию между ответственным исполнителем и/или соисполнителями государственной программы.
Оценка эффективности государственных программ производится в соответствии с порядком и критериями, утверждаемыми постановлением администрации области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230 раздел 5 настоящего Порядка дополнен пунктом 5.7
5.7. Руководители исполнительных органов государственной власти области, структурных подразделений администрации области - ответственные исполнители, соисполнители государственных программ несут предусмотренную федеральными законами и законами области ответственность за эффективность реализации государственной программы, недостижение целевых индикаторов и (или) показателей государственной программы, а также достоверность информации по государственной программе, представляемой в установленном порядке.
6. Полномочия исполнительных органов государственной власти области при разработке и реализации государственных программ
6.1. Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта государственной программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области;
организует и координирует реализацию государственной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности государственной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств, уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации государственной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в государственную программу;
предоставляет по запросам управления экономической политики администрации области и финансового управления области сведения о реализации государственной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в управление экономической политики администрации области.
6.2. Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за целевые индикаторы в части их касающихся;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления экономической политики администрации области, финансового управления области, а также отчеты о ходе реализации мероприятий государственной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации государственной программы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.
Приложение изменено с 24 января 2019 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 23 января 2019 г. N 40
Приложение
к Порядку
разработки, утверждения и реализации
государственных программ Тамбовской области
(с изменениями от 12 марта 2015 г., 24 декабря 2018 г.,
23 января 2019 г.)
Таблица 1
Паспорт
государственной программы (подпрограммы) Тамбовской области
_________________________________________________
Ответственный исполнитель программы (подпрограммы) |
|
Соисполнители программы (подпрограммы) |
|
Подпрограммы программы |
|
Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты)* |
|
Цели программы (подпрограммы) |
|
Задачи программы (подпрограммы) |
|
Целевые индикаторы и показатели программы (подпрограммы), их значения на последний год реализации |
|
Сроки и этапы реализации программы (подпрограммы) |
|
Объемы и источники финансирования программы (подпрограммы)** |
|
* Указывается при наличии утвержденных: ведомственной целевой программы (программ) области, паспорта (паспортов) регионального проекта (проектов)
** Указываются общие объемы финансирования программы (подпрограммы) по годам реализации и в разрезе источников
Таблица 2
Перечень
показателей (индикаторов) государственной программы Тамбовской области, подпрограмм государственной программы Тамбовской области и их значений
N п/п |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||||
базовый год (отчетный)* |
текущий год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
_ |
последний год реализации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
Государственная программа Тамбовской области | ||||||||
1. |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
|
_ |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 | ||||||||
_ |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
|
_ |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 2 |
|
|
||||||
_ |
|
|
* Значение устанавливается при утверждении государственной программы (внесении в нее изменений).
Таблица 3
Перечень
мероприятий государственной программы Тамбовской области
Таблица 4
Прогноз
сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)
государственными учреждениями Тамбовской области по государственной программе Тамбовской области*
Наименование подпрограммы/ основного мероприятия, услуги (работы) |
Значение показателя объема услуги (работы) |
Расходы бюджета Тамбовской области на оказание государственной услуги (выполнение работы), тыс. рублей |
|||||
наименование ед. изм |
текущий год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
текущий год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 1 | |||||||
Основное мероприятие 1.1 | |||||||
Наименование услуги (работы) |
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 | |||||||
Наименование услуги (работы) |
|
|
|
|
|
|
|
... |
* Заполняется в случае оказания государственных услуг (выполнения работ) юридическим и (или) физическим лицам областными государственными учреждениями, не включенными в ведомственную программу (программы) в составе государственной программы.
Таблица 5
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы Тамбовской области за счет всех источников финансирования
Статус |
Наименование государственной программы Тамбовской области, подпрограммы государственной программы, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Объемы финансирования, тыс. рублей, в т.ч. |
||||
по годам, всего |
федеральный бюджет |
бюджет Тамбовской области |
местный бюджет |
внебюджетные средства |
|||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа Тамбовской области |
|
всего |
1 год |
|
|
|
|
2 год |
|
|
|
|
|||
3 год |
|
|
|
|
|||
... |
|
|
|
|
|||
n год |
|
|
|
|
|||
ответственный исполнитель государственной программы Тамбовской области |
|
|
|
|
|
||
соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
||
_ |
|
|
|
|
|
||
Подпрограмма 1 |
|
всего |
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель подпрограммы |
|
|
|
|
|
||
соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
||
_ |
|
|
|
|
|
||
Подпрограмма 2 |
|
всего |
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель подпрограммы |
|
|
|
|
|
|
|
соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Прочие основные мероприятия, не вошедшие в подпрограммы |
|
... |
|
|
|
|
|
Таблица 6
Сведения
о степени выполнения мероприятий государственной программы Тамбовской области
за период январь - _______ 20___г.
(нарастающим итогом с начала года)
N п/п |
Наименование подпрограммы, основного мероприятия, ведомственной целевой программы, федерального (регионального) проекта |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Фактически проведенные мероприятия, направленные на достижение запланированных значений непосредственных результатов |
Результаты |
Проблемы, возникшие в ходе реализации мероприятия* |
|
запланированные |
достигнутые |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Подпрограмма 1 | ||||||
1. |
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
2. |
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Ведомственная программа 1.1 |
|
|
|
|
|
|
Ведомственная программа 1.2 |
|
|
|
|
|
|
Федеральный (региональный) проект 1.1 |
|
|
|
|
|
|
Федеральный (региональный) проект 1.2 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Подпрограмма 2 | ||||||
1. |
Основное мероприятие 2.1 |
|
|
|
|
|
2. |
Основное мероприятие 2.2 |
|
|
|
|
|
|
Ведомственная программа 2.1 |
|
|
|
|
|
Прочие основные мероприятия и федеральные (региональные) проекты, не вошедшие в подпрограммы | ||||||
|
... |
|
|
|
|
|
* При наличии отклонения достигнутых результатов реализации мероприятий от запланированных приводится краткое описание проблем, а при отсутствии отклонений указывается "нет".
Таблица 7
Отчет
об использовании финансовых средств за счет всех источников на реализацию государственной программы Тамбовской области за период январь - _______ 20___г.
(нарастающим итогом с начала года)
Ответственный исполнитель: _______________________ Ф.И.О., Тел.: ________
Таблица 8
Отчет
о выполнении сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тамбовской области по государственной программе Тамбовской области за 20___г. *
Наименование подпрограммы, основного мероприятия, услуги (работы) |
Значение показателя объема услуги (работы) |
Расходы бюджета Тамбовской области на оказание государственной услуги (выполнение работы), тыс. рублей |
|||
наименование ед. изм. |
план |
факт |
предусмотрено бюджетом на отчетную дату |
кассовое исполнение |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма 1 | |||||
Основное мероприятие 1.1 | |||||
Наименование услуги (работы) |
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 | |||||
Наименование услуги (работы) |
|
|
|
|
|
_ |
* Заполняется в случае оказания государственных услуг (выполнения работ) юридическим и (или) физическим лицам областными государственными учреждениями, не включенными в ведомственную программу (программы) в составе государственной программы.
Таблица 9
Сведения
о достижении значений показателей государственной программы Тамбовской области, подпрограмм государственной программы Тамбовской области за 20___г.
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значения показателей (индикаторов) государственной программы Тамбовской области, подпрограммы государственной программы |
Обоснование отклонений значений показателя (индикатора) на конец отчетного года |
||
год, предшествующий отчетному* |
отчетный год |
|||||
план |
факт |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа Тамбовской области | ||||||
1. |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
_ |
_ |
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 | ||||||
|
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
_ |
... |
|
|
|
|
|
* Приводится фактическое значение индикатора (показателя) за год, предшествующий отчетному.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях совершенствования программно-целевого планирования в Тамбовской области, поэтапного перехода к формированию областного бюджета на основе государственных программ, определены правила разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области, а также контроля за ходом их реализации. Установлено, что государственная программа формируется на основе долгосрочных целей социально-экономического развития, показателей их достижения и учета положений стратегических и программных документов. Государственная программа объединяет все финансовые и иные ресурсы, планируемые на достижение определенной стратегической цели социально-экономического развития области. Программы разрабатываются на срок не менее 6 лет и не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области. Определены общие требования к содержанию и структуре государственных программ. Структуру программы составляют: Паспорт государственной программы, текстовая часть и приложения. Программа может включать в себя подпрограммы, содержащие основные мероприятия или ведомственные программы области, а также прочие основные мероприятия, не вошедшие в подпрограммы. Государственные программы утверждаются постановлением администрации области. Утвержденная государственная программа подлежит официальному опубликованию.
Постановление администрации Тамбовской области от 28 сентября 2012 г. N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 5 октября 2012 г. N 78 (1310)
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2022 г. N 519 (в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30 июня 2022 г. N 519) настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 8 августа 2022 г. N 627
Изменения вступают в силу с 9 августа 2022 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 25 апреля 2022 г. N 329
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2022 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 1 октября 2021 г. N 735
Изменения вступают в силу с 5 октября 2021 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 7 апреля 2021 г. N 223
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2021 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 16 июля 2020 г. N 566
Изменения вступают в силу с 18 июля 2020 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2019 г. N 1445
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 23 сентября 2019 г. N 1062
Изменения вступают в силу с 24 сентября 2019 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 24 апреля 2019 г. N 467
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 23 января 2019 г. N 40
Изменения вступают в силу с 24 января 2019 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2018 г. N 1349
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2018 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 12 марта 2015 г. N 230
Постановление администрации Тамбовской области от 10 декабря 2012 г. N 1542