Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Государственной программе
Тамбовской области комплексного
развития сельских территорий
Подпрограмма
"Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях"
(далее - подпрограмма)
10 декабря 2020 г., 15 января, 12 февраля, 1 июня 2021 г.
Паспорт изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 12 февраля 2021 г. N 98
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Одной из ключевых национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 N 204, является обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции и снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.
Важную роль в снижении бедности играет региональная политика - ускоренное социально-экономическое развитие регионов, прежде всего сельских территорий, небольших городских поселений и моногородов, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, диверсификация сельской экономики, содействие правовой, цифровой и финансовой грамотности населения.
По предварительным данным Росстата в январе - марте 2019 г. численность рабочей силы составила 486,5 тыс. человек, в их числе 466,6 тыс. человек, или 95,9% были заняты в экономике и 19,9 тыс. человек или 4,1% не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Уровень общей безработицы в январе-марте т. г. составил 4,1%, против 4,3% в соответствующем периоде прошлого года. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,9%, против 0,8% на конец марта 2018 г. По уровню общей безработицы за I квартал 2019 г. среди 18 областей ЦФО область занимает 12 место, против 8-9 места в I квартале 2018 г. (ранжирование по возрастанию). По уровню официально зарегистрированной безработицы на конец марта 2019 г. среди областей ЦФО область занимает 11 - 13 место вместе с Брянской и Рязанской областями (на конец марта 2018 г. 8-12 место).
На предприятиях и в организациях области в январе-марте 2019 г., трудилось 260,9 тыс. человек, что на 1,0% меньше соответствующего периода 2018 г.
В I квартале 2019 г. на крупные и средние предприятия и в организации было принято на работу 9,7 тыс. человек или 4,6% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 10,0 тыс. человек (4,8%), против, соответственно, 4,3% и 5,0% в I квартале 2018 г. Общий оборот кадров в январе - марте т.г. в целом по области составил 9,3%, что на уровне соответствующего периода прошлого года. Основной причиной выбытия остается увольнение работников с предприятий по собственному желанию - на его долю приходится 76,7% увольнений по всем причинам, против 75,7% в соответствующем квартале 2018 г. По сокращению штатов в I квартале 2019 г. с крупных и средних предприятий уволено 0,3% списочной численности работников, против 0,1% в аналогичном периоде 2018 г.
На ряде предприятий и организаций области по-прежнему имеет место неполная занятость, при которой часть персонала вынужденно работает меньше установленной продолжительности рабочего времени. В I квартале 2019 г. на крупных и средних предприятиях в режиме неполной рабочей недели (дня) по соглашению между работником и работодателем трудилось 3,1% списочной численности, против 3,0% в I квартале 2018 г. Доля занятых, находившихся в простое не по вине работника, в I квартале 2019 г. составила 0,3% списочной численности работников, против 0,4% в соответствующем квартале 2018 года.
На конец марта 2019 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 4,8 тыс. человек незанятых граждан, из них 4,4 тыс. человек имели официальный статус безработного. По сравнению с концом марта 2018 г. количество официально зарегистрированных безработных возросло на 5,1%. Значительное сокращение численности официально зарегистрированных безработных по сравнению с концом марта 2018 г. наблюдалось в Петровском районе (на 10,8%). Наибольший рост числа безработных отмечается в районах: Гавриловском (181,5%), Сампурском (148,1%).
Среди официально зарегистрированных безработных области значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 51,3% безработных. Каждый восьмой безработный - молодой человек до 30 лет.
Средняя продолжительность безработицы в области на конец марта 2019 г. составила 4,7 месяца, против 5,5 на ту же дату 2018 г. Заявленная предприятиями и организациями в службы занятости потребность в работниках на конец марта 2019 г. составила 8,6 тыс. чел., что на уровне конца марта 2018 г. Нагрузка незанятых граждан на сто заявленных вакансий на конец марта 2019 г. составила в среднем по области 55,8 человека, против 52,3 человек на ту же дату 2018 г.
Нагрузка незанятого населения на сто заявленных вакансий в 1,8 - 1,9 раза выше среднеобластного уровня отмечается в Мичуринском районе, Моршанском районе, Уваровском районе. Значительно ниже среднеобластного уровня (10 - 32 человек) нагрузка сложилась в Токарёвском районе, Рассказовском# районе, Ржаксинском районе.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Рассказовском" следует читать "Рассказовском"
При этом потребность в рабочей силе, заявленная организациями в органы службы занятости, часто не соответствует профессионально - квалификационному составу зарегистрированных граждан, что затрудняет трудоустройство.
Функцию регулятора рынка труда в области выполняют проводимые службой занятости для безработных ярмарки вакантных рабочих и учебных мест, мини - ярмарки для специфичных групп (женщин, молодежи), отдельных профессиональных групп, дни открытых дверей, информационные встречи и т.д.
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" (далее - подпрограмма) обусловлена:
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
потребностью решений вопроса по содействию занятости и привлечения кадров на село, а также в целях увеличения числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и увеличения численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Настоящая подпрограмма является инструментом реализации государственной политики в области содействия занятости сельского населения.
Приоритетами подпрограммы являются:
повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест путем формирования благоприятных инфраструктурных условий для развития сельскохозяйственной и альтернативной деятельности;
повышение уровня и диверсификация источников доходов сельского населения, снижение масштабов бедности на сельских территориях;
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель подпрограммы - содействие в повышении уровня занятости сельского населения.
Для достижения целей государственной политики в области содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами в рамках реализации подпрограммы предусматривается решение следующих задач: содействие занятости и привлечения кадров на село, увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, увеличение численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства.
Реализация подпрограммы предусмотрена в 2020 - 2025 годах. Реализуется в один этап.
Раздел 3 изменен с 12 декабря 2020 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 10 декабря 2020 г. N 1005
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показатели (индикаторы) характеризуют результативность решения задач подпрограммы, реализуемой на постоянной основе и имеющей количественное выражение, носят открытый характер и могут корректироваться в случаях изменения приоритетов подпрограммы.
Целевыми индикаторами являются:
уровень занятости сельского населения, в том числе прошедшего дополнительное обучение (переобучение);
уровень общей безработицы сельского населения трудоспособного возраста;
численность работников - граждан Российской Федерации, обучающихся по ученическим договорам и по договорам о целевом обучении в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также проходящих профессиональное обучение по сельскохозяйственным специальностям в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти;
численность студентов - граждан Российской Федерации, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также проходящих профессиональное обучение по сельскохозяйственным специальностям в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики.
Целевые индикаторы подпрограммы и их значения по годам приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Раздел 4 изменен с 19 января 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 15 января 2021 г. N 21
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 2 к Государственной программе:
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельхозпроизводителями, до 90% фактически понесенных затрат работодателя по заключенным ученическим договорам, предусматривающим обязанность работника пройти обучение, и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение не менее 5 лет;
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям, независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельхозпроизводителями, до 90% фактически понесенных затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов (обучающихся на последних курсах) российских организаций высшего образования и профессиональных аграрных образовательных организаций, привлеченных для прохождения производственной практики (при этом общий срок предоставления государственной поддержки в отношении каждого конкретного привлеченного специалиста устанавливается на срок не более 12 месяцев). Реализация данных мероприятий позволит повысить уровень вовлеченности работодателей в процесс образования, а также сформирует условия для привлечения квалифицированных работников, соответствующих современным требованиям.
Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами согласно приложению к подпрограмме.
Раздел 5 изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 12 февраля 2021 г. N 98
5. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, внебюджетных источников.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы в 2020 - 2025 годах составит 17,2 млн. рублей в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,5 млн. рублей, за счет средств бюджета Тамбовской области - 0,1 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 11,4 млн. рублей.
Объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, согласно приложению N 3 к Государственной программе ежегодно корректируются с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
6. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, являющихся сельхозпроизводителями, а также разграничения полномочий и ответственности всех участников программы.
Управление сельского хозяйства области:
несет ответственность за подготовку и реализацию подпрограммы в целом, включая подготовку проектов постановлений администрации области об утверждении Государственной программы, внесении в нее изменений, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий в установленном для государственных программ порядке;
осуществляет анализ использования бюджетных средств, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
обеспечивает координацию взаимодействия с индивидуальными предпринимателями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, являющимися сельхозпроизводителями, в рамках соглашений, заключенных с ними о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области;
подготавливает и представляет в администрацию области отчет о ходе реализации мероприятий подпрограммы в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.