Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 21 ноября 2018 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 16 ноября 2018 г. N 1187
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Содействие занятости населения"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 18 июля 2013 г. N 766)
23 сентября 2013 г., 14 февраля, 28 марта, 28 августа, 3 октября, 12, 31 декабря 2014 г., 20 мая, 7 сентября, 29 декабря 2015 г., 1 апреля, 1 июля, 26 августа, 14, 28 декабря 2016 г., 23 марта, 16 июня, 19 сентября, 31 октября, 28 декабря 2017 г., 5 апреля, 28 июня, 8 августа, 16 ноября, 27 декабря 2018 г., 4 февраля, 17 апреля, 19 июня, 3 октября, 31 декабря 2019 г., 27 мая, 18 августа, 31 декабря 2020 г., 26 марта, 25 мая, 17 августа 2021 г.
Паспорт изменен с 19 августа 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 17 августа 2021 г. N 614
Паспорт
государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы |
Управление труда и занятости населения Тамбовской области |
|
Соисполнители государственной программы |
Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию), Государственная инспекция труда в Тамбовской области (по согласованию), управление сельского хозяйства области, управление по развитию промышленности и предпринимательства области, управление автомобильных дорог и транспорта области, управление здравоохранения области, управление образования и науки области, управление градостроительства и архитектуры области |
|
Подпрограммы государственной программы |
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; |
|
Программно-целевые и проектные инструменты (федеральные (региональные) проекты) |
Федеральный (региональный) проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда"; Федеральный (региональный) проект "Старшее поколение"; Федеральный (региональный) проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"; "Федеральный (региональный) проект "Содействие занятости (Тамбовская область)" |
|
Цель государственной программы |
Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию регионального рынка труда |
|
Задачи государственной программы |
Обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан; сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста; привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Тамбовскую область |
|
Целевые индикаторы и показатели государственной программы, их значения на последний год реализации |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 3,8 процента; уровень регистрируемой безработицы (на конец года) - 1,6 процента; отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда - 44,4 процента; количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда (снижен класс (подкласс) условий труда), нарастающим итогом - 5750 единиц; доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста - 45 процентов; численность граждан, прибывших из других регионов Российской Федерации и заключивших с работодателями трудовые договоры 20 человек |
|
Сроки и этапы реализации государственной программы |
2014 - 2024 годы. Этапы программы не выделяются |
|
Объемы и источники финансирования государственной программы |
Общий объем финансирования программы составляет 7577003,8 тыс. рублей, в т. ч. по годам: 2014 год - 455820,7 тыс. рублей; 2015 год - 620869,9 тыс. рублей; 2016 год - 557595,1 тыс. рублей; 2017 год - 510764,2 тыс. рублей; 2018 год - 509300,6 тыс. рублей; 2019 год - 728230,4 тыс. рублей; 2020 год - 1245075,5 тыс. рублей; 2021 год - 854975,3 тыс. рублей; 2022 год - 713526,8 тыс. рублей; 2023 год - 724064,2 тыс. рублей; 2024 год - 656781,1 тыс. рублей; федеральный бюджет - 3644689,3 тыс. рублей: 2014 год - 244758,5 тыс. рублей; 2015 год - 355753,9 тыс. рублей; 2016 год - 261723,6 тыс. рублей; 2017 год - 186672,9 тыс. рублей; 2018 год - 176205,6 тыс. рублей; 2019 год - 360029,7 тыс. рублей; 2020 год - 817673,1 тыс. рублей; 2021 год - 442494,5 тыс. рублей; 2022 год - 293612,1 тыс. рублей; 2023 год - 291966,5 тыс. рублей; 2024 год - 213798,9 тыс. рублей; бюджет Тамбовской области - 1953327,8 тыс. рублей: 2014 год - 156609,0 тыс. рублей; 2015 год - 190088,9 тыс. рублей; 2016 год - 202027,7 тыс. рублей; 2017 год - 176591,3 тыс. рублей; 2018 год - 183407,2 тыс. рублей; 2019 год - 182450,7 тыс. рублей; 2020 год - 182406,6 тыс. рублей; 2021 год - 167880,1 тыс. рублей; 2022 год - 168210,5 тыс. рублей; 2023 год - 167931,0 тыс. рублей; 2024 год - 175724,8 тыс. рублей; в том числе в лимитах областной адресной инвестиционной программы в 2018 году - 1201,4 тыс. рублей. Внебюджетные источники - 1978986,7 тыс. рублей, из них: (средства работодателей) - 1109066,5 тыс. рублей: 2014 год - 10000,0 тыс. рублей; 2015 год - 20000,0 тыс. рублей; 2016 год - 30000,0 тыс. рублей; 2017 год - 74200,0 тыс. рублей; 2018 год - 85872,8 тыс. рублей; 2019 год - 96350,0 тыс. рублей; 2020 год - 145814,7 тыс. рублей; 2021 год - 150200,7 тыс. рублей; 2022 год - 163604,2 тыс. рублей; 2023 год - 171166,7 тыс. рублей; 2024 год - 161857,4 тыс. рублей; (средства Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - 869920,2 тыс. рублей: 2014 год - 44453,2 тыс. рублей; 2015 год - 55027,1 тыс. рублей; 2015 год - 55027,1 тыс. рублей; 2016 год - 63843,8 тыс. рублей; 2017 год - 73300,0 тыс. рублей; 2018 год - 63815,0 тыс. рублей; 2019 год - 89400,0 тыс. рублей; 2020 год - 99181,1 тыс. рублей; 2021 год - 94400,0 тыс. рублей; 2022 год - 88100,0 тыс. рублей; 2023 год - 93000,0 тыс. рублей; 2024 год - 105400,0 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В 2010 - 2012 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ: "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"; "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Тамбовской области".
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 57,7 тыс. человек (в 2010 - 2011 годах - 89,1 тыс. человек), из которых 19,7 тыс. человек (в 2010 - 2011 годах - 56 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено в 2012 году 13,8 тыс. человек, или 68 % от общей численности (в 2010 - 2011 годах - 36,3 тыс. человек).
В 2012 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2011 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе, оказать положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области стали около 32 тыс. человек.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в Тамбовской области снизилась на 40% с 43,5 тыс. человек в среднем за 2010 год до 26,1 тыс. человек в среднем за 2012 год. Уровень общей безработицы снизился с 7,9 % до 4,9% численности экономически активного населения.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за эти годы снизилась на 44,7% с 9,4 тыс. человек до 5,2 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,7% до 1,1 % экономически активного населения.
Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья;
граждане предпенсионного и пенсионного возрастов;
отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
В области, на основании выборочных обследований населения по проблемам занятости, имеется разрыв между численностью безработных, определяемых в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), и численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.
На это влияет несоответствие ожиданий безработных с возможностями органов службы занятости:
утрата социальной значимости пособия по безработице в связи с его низким уровнем;
дисбаланс заявленных в органы службы занятости вакансий с запросами граждан, ищущих работу, так как в основном банк вакансий содержит позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда;
население позиционирует государственную службу занятости как дополнительный и /или временный источник получения денежных средств на собственные нужды, а не реальную помощь в трудоустройстве.
В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.
Несмотря на благополучное положение на рынке труда области в целом, местные рынки труда характеризуются дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.
Одной из причин является низкая внутриобластная территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов, трудовая миграция в столичный регион и другие области. По оценке органов муниципальной власти в 2010 - 2012 годах за пределами области работали 49 - 52 тыс. человек, граждане других территорий, работавшие в области - не превышали 5 тыс. человек.
Среди причин низкой привлекательности трудовых мигрантов:
отсутствие необходимой инфраструктуры для организации жизни мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;
недостаточность предложения работы, переезда и трудоустройства желающих работать за пределами места своего проживания;
отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи ввиду отсутствия работы по специальности.
Дальнейшее развитие экономики области будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет собственных трудовых ресурсов.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации.
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2012 год определена в количестве 5366 человек, в 2011 году квота составляла 4873 человека (в 2010 году - 3474).
При этом привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, который составил в 2012 году 48,6% от потребности в иностранных работниках (в 2011 году - 39,7%, в 2010 году - 20%).
В 2011 году иностранным гражданам было выдано 3631 разрешение на работу, что составило 119,5% к уровню 2010 года.
В целях привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации соответствуют пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В Тамбовской области в 2011 году высококвалифицированным специалистам выдано 2 разрешения на работу, в 2012 году - 3.
Иностранные работники, прибывающие в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность, не связанную с получением прибыли, у физических лиц на основании патента. С 01 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в Тамбовской области количество выданных патентов составило 500 штук, в 2011 году - 2107, в 2012 - 2707 патентов.
Особенности миграционной ситуации в области в последние годы обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, происходящими в жизни общества.
В 2012 году в области сложился миграционный прирост населения, который составил 213 человек (в 2011 году - прирост 597 человек, 2010 году - снижение на 857 человек).
Положительный миграционный прирост наблюдался со странами СНГ. Его величина составила 5155 человек, или на 21,7% больше, чем в январе-ноябре 2011 года. Наибольший миграционный прирост сложился с Узбекистаном и составил 43,9% общего сальдо миграции со странами СНГ.
В 2012 году более 300 человек выехали в страны дальнего зарубежья (в 2011 году - более 50 человек).
Миграционная ситуация в области такова, что в настоящее время приток населения из стран СНГ можно рассматривать как благоприятное явление, поскольку в области отмечается значительная естественная убыль населения.
Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала. Предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда станет модернизация системы высшего образования.
В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации в указанной сфере определены приоритеты, среди которых:
переход к современным программам высшего и дополнительного образования, отвечающего требованиям, предъявляемым экономикой и обществом;
расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов;
опережающее развитие непрерывного образования населения в возрасте 25 - 65 лет по программам дополнительного профессионального образования;
поддержка развития корпоративных образовательных организаций, а также присоединение к ним профессиональных образовательных организаций;
осуществление мер, направленных на стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, высокую квалификацию;
привлечение в Российскую Федерацию на основе предоставления вида на жительство предпринимателей, инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также выпускников российских образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций из числа иностранных граждан.
В связи с тем, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применение в работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала является оплата труда, необходимо повышать ее размер, увязывая с количеством и качеством труда, ростом основных индикаторов экономики.
Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013 - 2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к сокращению трудовых ресурсов.
В области численность населения трудоспособного возраста устойчиво сокращается, что в будущем может сформировать дефицит предложения на региональном рынке труда. Численность занятых в экономике составила 510,1 тыс. человек в 2012 году, к 2020 году численность может сократиться на 1 процент и составить 505 тыс. человек.
При изменении положительных тенденций в 2015 году в экономической ситуации и снижении спроса на рабочую силу, уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, ожидается не более 5,0 %, снижение до 4,7 % численности экономически активного населения прогнозируется к 2020 году. Стабилизации безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы, увеличится численность граждан предпенсионного, пенсионного возрастов.
Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных, среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2015 - 2016 годах стабилизируется на уровне 1 процента экономически активного населения, снижение на 0,3 % прогнозируется к 2019 году.
По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы, сопровождающееся некоторым замедлением снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.
Важным шагом к развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства является реализация регионального соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и органами государственной власти Тамбовской области на 2011 - 2013 годы, заключение соглашений на последующий период.
Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.
Статистические данные о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве в отраслях экономики Тамбовской области за 2012 год свидетельствуют о стабилизации показателя общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (в 2011 году зафиксировано 380 пострадавших, в 2012 - 334), снижении числа погибших в групповых несчастных случаях (2011 год - 4 человека;
2012 - 1 человек), сохранении тенденции снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом (16 случаев в 2011 году, 13 случаев в 2012 году).
Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест, конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.
В связи с закреплением с 2012 года за субъектами Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий активной политики занятости населения, а также материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов службы занятости основными рисками реализации государственной программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из бюджета Тамбовской области. При отсутствии финансирования из федерального бюджета дополнительных мероприятий в сфере занятости населения существуют риски реализации основного мероприятия 2 "Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения".
В случае недостаточного (или полного отсутствия) финансирования из федерального бюджета существуют риски реализации основного мероприятия 4 "Социальные выплаты безработным гражданам".
Преодоление указанных рисков возможно при условии достаточного и своевременного финансирования мероприятий.
Кроме того, существуют макроэкономические и организационные риски реализации программы.
Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы.
Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения.
Организационные риски: несвоевременное, поспешное и/или недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации;
недостатки в процедурах управления и контроля;
дефицит квалифицированных кадров. Преодоление рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.
Раздел 2 изменен с 5 января 2020 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 31 декабря 2019 г. N 1504
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства 31.01.2013, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальных проектов "Демография", "Производительность труда и поддержка занятости"; основными задачами государственной политики в сфере реализации программы являются:
повышение гибкости рынка труда, включающее:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
развитие социального партнерства;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
стимулирование безработных граждан к активному поиску работы;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции;
создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
внедрение системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
содействие реализации мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров, включая:
обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности);
реализация мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости;
реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста;
реализация мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда;
реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости.
Реализация указанных задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики, повышения уровня жизни населения.
С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию регионального рынка труда.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;
сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста;
привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Тамбовскую область.
Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в государственной программе области сформированы подпрограммы:
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (приложение N 5);
"Развитие институтов рынка труда"(приложение N 6);
"Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения" (приложение N 9);
"Повышение мобильности трудовых ресурсов" (приложение N 10).
Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи государственной программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
Государственная программа будет реализована в один этап, что обеспечит непрерывность и преемственность предусмотренных мероприятий.
Сроки реализации государственной программы: 2014 - 2024 годы.
Раздел 3 изменен с 2 ноября 2017 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 31 октября 2017 г. N 1059
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы
В целях мониторинга реализации задач государственной программы будут использоваться следующие показатели:
уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда);
уровень регистрируемой безработицы;
отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда;
количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда (снижен класс (подкласс) условий труда), нарастающим итогом;
доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
численность граждан, прибывших из других регионов Российской Федерации и заключивших с работодателями трудовые договоры.
Показатели характеризуют результативность решения задач программ, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение. Критерием отбора показателей является отражение качественной характеристики итогов реализации конкретной задачи.
Показатели носят открытый характер и могут корректироваться в случаях изменения приоритетов, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
Планируемые значения показателей реализации задач определены исходя из прогноза социально-экономического развития области и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей социально - экономической ситуации.
По итогам реализации государственной программы ожидается достижение следующих результатов:
создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
создание ежегодно в 2014 и 2015 годах 164 специальных рабочих мест для инвалидов, в том числе в 2014 году для 5 инвалидов, использующих кресла-коляски, и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам;
удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;
обеспечение сохранения жизни и здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
совершенствование деятельности органов службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;
содействие трудовой и профессиональной мобильности населения;
оказание своевременной социальной поддержки безработным гражданам;
повышение качества оказываемых государственных услуг;
обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
поддержание социальной стабильности в обществе.
Перечень показателей (индикаторов) государственной программы и их значения представлены в приложении N 1.
Раздел 4 изменен с 19 августа 2021 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 17 августа 2021 г. N 614
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий государственной программы
Для обеспечения решения задач государственной программы предусматривается реализация следующих основных мероприятий.
Подпрограмма 1 "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Цель - предотвращение роста напряженности на рынке труда.
Основное мероприятие 1. Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере содействия занятости населения
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
внесение изменений в действующую законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую вопросы содействия занятости населения области;
обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;
издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере содействия занятости населения;
утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг.
Основное мероприятие 2. Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
В рамках данного основного мероприятия будут реализовываться мероприятия активной политики занятости населения и дополнительные мероприятия в сфере занятости населения. Предусматривается обеспечение спроса экономики на рабочую силу за счёт трудовой миграции.
Для совершенствования привлечения и использования иностранных работников на рынке труда области предусматривается актуализация перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются. Будет обеспечено снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в регионе.
В целях информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в сфере реализации государственной программы предусматривается сбор, обработка и анализ данных статистической отчетности, специально организуемых наблюдений за ситуацией на рынке труда, проведение опросов граждан о полноте и качестве государственных услуг в области содействия занятости, разработка прогнозных показателей состояния рынка труда, включая прогноз баланса трудовых ресурсов, а также информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда области, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
Основное мероприятие 3. Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места
В рамках данного мероприятия в 2014 и 2015 годах планируется содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, в том числе в 2014 году для инвалидов, использующих кресла-коляски, и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам.
Основное мероприятие 4. Социальные выплаты безработным гражданам
В рамках данного основного мероприятия предусматривается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, контроль назначения, выплаты и определения размеров пособия по безработице.
В рамках основного мероприятия 5. "Развитие системы управления в сфере содействия занятости населения" предусматривается обеспечение контроля за выполнением полномочий в области содействия занятости населения и переданного Российской Федерацией полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Основное мероприятие 6. Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда
Направления дополнительных мероприятий на рынке труда в 2015 году в области будут способствовать:
временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
стимулированию занятости молодежи при реализации социальных проектов;
социальной занятости инвалидов;
опережающему профессиональному обучению и стажировке работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Направления дополнительных мероприятий на рынке труда в 2016 году в области будут способствовать снижению напряженности на рынке труда, поддержке занятости населения, созданию экономических условий для обеспечения:
опережающего профессионального обучения и стажировки, в том числе в другой местности, работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;
возмещения работодателям, реализующим программы развития организации, в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;
временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
Финансирование дополнительных мероприятий в сфере занятости населения осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Тамбовской области в виде субсидий на условиях софинансирования.
Основное мероприятие 7. Организация сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в трудоустройстве
В рамках данного основного мероприятия предусматриваются организация сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования (реализуется управлением образования и науки области), организация сопровождения инвалидов молодого возраста при содействии в трудоустройстве и возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов молодого возраста (реализуется управлением труда и занятости населения области).
Основное мероприятие 8. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов
В рамках данного основного мероприятия планируется трудоустройство инвалидов с возмещением работодателям затрат на оплату труда инвалидов, а также на оплату труда наставников при трудоустройстве инвалидов (реализуется управлением труда и занятости населения области).
Основное мероприятие 9. Развитие инфраструктуры учреждений службы занятости населения (в лимитах областной адресной инвестиционной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).
В рамках данного основного мероприятия предусматриваются расходы на ввод в действие сети водоснабжения и водоотведения в Тамбовском областном государственном казенном учреждении "Центр занятости населения N 1".
Основное мероприятие 10. Обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению государственных услуг в сфере труда и занятости населения.
В рамках данного основного мероприятия в 2019 году осуществлялось предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, оказывающим услуги в сфере труда и занятости населения.
Основное мероприятие 11. Федеральный (региональный) проект "Старшее поколение"
В рамках данного мероприятия осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста.
Основное мероприятие 12. Федеральный (региональный) проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"
В рамках данного мероприятия осуществляется переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.
Основное мероприятие 13. Федеральный (региональный) проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда"
В рамках данного мероприятия осуществляются:
переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда;
мероприятия, направленные на повышение эффективности государственных учреждений службы занятости, в части внедрения единых требований к организации деятельности указанных учреждений, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Основное мероприятие 14. Федеральный (региональный) проект "Содействие занятости (Тамбовская область)"
В рамках данного мероприятия осуществляются мероприятия, направленные на повышение эффективности государственных учреждений службы занятости, в части внедрения единых требований к организации деятельности указанных учреждений, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация об основных мероприятиях подпрограммы представлена в приложении N 2 к государственной программе.
Подпрограмма 2. "Развитие институтов рынка труда"
Основное мероприятие 1. Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории области
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
организация работы по обеспечению соблюдения процедуры и повышению качества проведения специальной оценки условий труда, оказание консультационной помощи;
осуществление государственной экспертизы условий труда.
Основное мероприятие 2. Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, обеспечивающих снижение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, а также создание безопасных условий труда;
финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и иных социально значимых заболеваний;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда;
разработка и внедрение в организациях области программы "нулевого травматизма".
Основное мероприятие 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения
В рамках данного мероприятия предусматривается совершенствование технологий, программ и методик обучения по охране труда различных категорий работников, включая дистанционное обучение.
Основное мероприятие 4. Совершенствование нормативно-правовой базы Тамбовской области в области охраны труда и трудовых отношений
В рамках данного мероприятия предусматривается разработка и принятие нормативных правовых актов Тамбовской области в сфере охраны труда, оказание методической и информационной помощи работодателям, направленной на обеспечение охраны труда, соблюдение трудового законодательства и легализацию трудовых отношений.
Основное мероприятие 5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
В рамках данного мероприятия предусматривается:
построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп населения по вопросам культуры безопасного труда;
проведение региональных этапов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства "Лучший по профессии", "Российская организация высокой социальной эффективности" в целях повышения престижа высококвалифицированного труда работников рабочих профессий, изучения и распространения передового опыта;
проведение федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в номинации "Лучший тракторист - машинист сельскохозяйственного производства", "Лучший кондитер";
оказание содействия в участии представителей области в Национальном конкурсе профессионального мастерства.
Основное мероприятие 6. Повышение эффективности соблюде
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.