Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации города Тамбова
Тамбовской области
01.11.2018 N 5736
Муниципальная программа
города Тамбова "Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни населения города Тамбова"
8 ноября 2018 г., 13 июня, 31 декабря 2019 г., 24 января, 28 августа, 24, 30 декабря 2020 г., 25 января, 21 июня, 30 декабря 2021 г.
Паспорт изменен с 12 января 2022 г. - Постановление администрации города Тамбова от 30 декабря 2021 г. N 6613
Паспорт
муниципальной программы города Тамбова "Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни населения города Тамбова"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной Программы
Муниципальная программа города Тамбова "Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни населения города Тамбова" (далее - Программа) разработана на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Устава города Тамбова, Закона Тамбовской области от 01.03.2013 N 250-З "О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья населения Тамбовской области".
Одним из важнейших направлений текущей политики администрации города Тамбова Тамбовской области является улучшение качества жизни горожан, которое в немалой степени определяется состоянием здоровья каждого жителя.
Медицинская статистика убедительно показывает, что в развитых странах с высоким уровнем самосознания заболеваемость и детская смертность меньше, продолжительность жизни больше, и это во многом объясняется серьезным отношением людей к своему здоровью.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 20% зависит от условий окружающей среды, на 10% - от уровня развития медицинской помощи, 20% обуславливается наследственной предрасположенностью к болезням и на 50% зависит от образа жизни человека. То есть более 50% факторов, влияющих на состояние здоровья человека, - управляемые.
ЗОЖ как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов: рациональное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек (курение, наркотики и пр.).
Сегодня главная задача - формирование психологии здорового образа жизни у населения, мотивация того, что здоровым быть престижно.
Профилактика заболеваний позволяет заблаговременно решать те проблемы, борьба с которыми впоследствии обойдётся намного дороже для всех членов общества. Нет никакого сомнения в том, что профилактика необходима, хотя, к сожалению, оценить её эффективность достаточно сложно.
Для решения задач по улучшению здоровья населения в 2009 - 2011 годах в городе была реализована городская целевая программа "Охрана здоровья населения в городе Тамбове на 2009 - 2011 годы", утвержденная постановлением администрации города Тамбова от 07.10.2009 N 7651, направленная на развитие муниципального здравоохранения, стабилизацию эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера, развитие профилактической медицины.
В рамках программы были предусмотрены следующие мероприятия:
- обеспечение условий комфортного и безопасного пребывания пациентов в лечебных учреждениях;
- приобретение современного медицинского оборудования, автотранспорта, мягкого инвентаря, мебели;
- проведение вакцинации населения в рамках Национального календаря прививок;
- укрепление материальной базы городского Центра медицинской профилактики;
- профилактика туберкулеза.
Среди результатов реализации мероприятий городской целевой программы "Охрана здоровья населения в городе Тамбове на 2009 - 2011 годы" можно отметить следующие моменты:
- сокращение времени лечения и реабилитации пациентов с сочетанной травмой;
- отсутствие случаев запущенного туберкулеза легких при профилактических осмотрах;
- охват молодежи города информационно-разъяснительной работой по профилактике алкоголизма, наркомании, курения, токсикомании - 60%;
- снижение заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями (заболеваемость краснухой снизилась на 50%, коклюшем на 48,3% по сравнению с 2007 годом).
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных, информационно-просветительных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование здорового образа жизни, создание условий для оказания медицинской помощи населению города Тамбова.
Анализ медико-демографических показателей за 2015 - 2017 годы показывает, что:
- уровень рождаемости в городе Тамбове: в 2015 году - 10,9, в 2016 году - 11,3
, в 2017 году - 9,8
;
- показатель общей смертности на 1000 жителей: в 2015 году - 13,6, в 2016 году - 13,7
, 2017 году - 13,1
;
- общая заболеваемость населения в 2017 году составила 1739,3 на 1000 населения, в 2016 году - 1806,4, в 2015 году - 1830,7, в 2014 году - 1838,7.
На первом месте среди причин смертности - сердечно-сосудистые заболевания, на 2-м - онкологические заболевания, на 3-м - травмы.
Смертность населения в трудоспособном возрасте ежегодно снижается и соответствует среднероссийским показателям.
Несмотря на различные позитивные медико-демографические показатели в состоянии здоровья жителей города Тамбова, медленными темпами происходит изменение сознания о личной ответственности каждого за свое здоровье, здоровье будущего поколения.
Координирующими органами по вопросам здорового образа жизни являются: межведомственный совет по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни населения города Тамбова (утвержден постановлением администрации города Тамбова от 03.04.2015 N 2673 "О межведомственном совете по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни населения города Тамбова") и городская антинаркотическая комиссия, возглавляемая главой города Тамбова Тамбовской области (утверждена постановлением администрации города Тамбова от 07.04.2008 N 2332 "Об утверждении Положения и состава городской антинаркотической комиссии").
В целях выработки приоритетных направлений по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ администрацией города Тамбова Тамбовской области ежегодно рассматривается анализ состояния здоровья жителей города Тамбова (по данным отчета управления здравоохранения Тамбовской области и доклада Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в городе Тамбове"). Принимаются управленческие решения. Так, например, приоритетными направлениями в разные годы становились: здоровье детей и подростков, организация питания школьников, профилактика вредных привычек (наркомании, алкоголизма, курения), формирование духовно-нравственных ценностей, развитие физкультуры и спорта.
Система работы по формированию здорового образа жизни у населения города Тамбова выстроена таким образом, что охватывает практически все слои населения.
В рамках Программы основной акцент сделан на формирование принципов здорового образа жизни, создание мотивированного подхода к сохранению и укреплению своего здоровья, профилактику различных заболеваний, сохранение активного долголетия, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего, факторы поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
С 2012 года полномочия по организации медицинской помощи населению города Тамбова были отнесены к полномочиям органа государственной власти Тамбовской области.
На основании постановления администрации Тамбовской области от 28.12.2011 N 1900 "О принятии из муниципальной собственности городского округа - город Тамбов в государственную собственность Тамбовской области муниципальных учреждений здравоохранения" и в соответствии с решениями Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.11.2011 N 453 - 456 в государственную собственность Тамбовской области безвозмездно было передано 12 имущественных комплексов, а именно: нежилые и жилые помещения, гаражи, подсобные помещения.
В период с 2012 по 2017 год на основании постановлений администрации города Тамбова Тамбовской области и в связи с обращениями учреждений здравоохранения Тамбовской области нежилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за муниципальными образовательными учреждениями, переданы им в безвозмездное пользование на срок 5 лет.
За счет городского бюджета все медицинские кабинеты образовательных учреждений оборудованы в соответствии с санитарными нормами и пролицензированы.
В настоящее время в образовательных организациях города функционируют 96 медицинских кабинетов (33 медицинских кабинета, расположенных на базе 20 муниципальных дневных общеобразовательных организаций города Тамбова, и 63 медицинских кабинета в 51 дошкольном учреждении).
Материальные затраты по текущему содержанию медицинских кабинетов в образовательных организациях (коммунальные услуги, связь, интернет) входят в расходы городского бюджета.
При вводе в эксплуатацию новых общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений государственным медицинским учреждениям в безвозмездную собственность передаются нежилые помещения для оказания медицинских услуг несовершеннолетним.
Привлечение молодых специалистов для работы в государственных медицинских организациях города Тамбова - одна из задач, решение которой создает благоприятные условия для оказания медицинской помощи населению города Тамбова.
В настоящее время укомплектованность врачами в городе Тамбове - 59,9%, средним медицинским персоналом - 70,7%. В медицинских учреждениях не хватает квалифицированных врачей-специалистов: эндокринологов, кардиологов, гастроэнтерологов, педиатров, врачей "скорой помощи".
Большое значение в привлечении медицинских кадров играет профориентационная работа среди старшеклассников. В 2016 году из выпускников общеобразовательных организаций города Тамбова в медицинские вузы поступили 140 чел., в 2017 году - 180 чел.
По целевым направлениям управления здравоохранения Тамбовской области в настоящее время в медицинских вузах обучаются 274 выпускника города Тамбова, из них 78 чел. поступили в 2017 году.
Мероприятия Программы направлены на проведение систематической и целенаправленной профориентационной работы на базе всех общеобразовательных организаций города Тамбова. Для оказания помощи учащимся в их профильном, а в дальнейшем и в профессиональном и социальном самоопределении в школах необходимо проводить ориентационные элективные курсы, в том числе медицинской направленности, продолжить профильное обучение в химико-биологических классах.
Одним из условий правильной организации медицинской помощи населению является лекарственное обеспечение медикаментами Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также наркотическими, психотропными и сильнодействующими препаратами.
В целях обеспечения доступности лекарственной помощи населению на территории города Тамбова осуществляет свою деятельность единственное муниципальное аптечное предприятие - МУП "Аптека N 3".
Основной задачей предприятия является выполнение социальных функций: реализация населению и медицинским организациям, а также другим организациям изготовленных и готовых лекарственных средств, медицинских изделий, наркотических средств и психотропных веществ и других товаров аптечного ассортимента.
Более половины ассортимента розничного сектора муниципальной аптеки составляют медикаменты Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Цены на медикаменты данного списка регулируются государством. Наряду с растущими затратами аптечных учреждений наценка на указанную группу препаратов не увеличивается. Ассортимент этих препаратов самый полный именно в муниципальной аптеке. Ежегодно реализуется медикаментов Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на общую сумму более 27 млн. рублей, средняя наценка на эти препараты - 16,8%.
Программой предусмотрена организация отпуска лекарственных препаратов через аптечные пункты МУП "Аптека N 3", расположенные в районах города и медицинских организациях.
Целесообразность решения проблем по охране здоровья населения на основе программно-целевого подхода обусловлена, во-первых, масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем; во-вторых, необходимостью модернизационных преобразований с целью повышения эффективности и результативности проводимых мероприятий, в-третьих, межведомственным характером решаемых проблем, требующим координации действий участников Программы.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей (индикаторов), являются:
экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменения среднемесячных заработков в экономике;
законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации, Тамбовской области, города Тамбова, ограничивающие возможность реализации предусмотренных программой мероприятий;
политический фактор: изменение приоритетов городской политики в сфере реализации программы;
социальные факторы: изменение социальных установок профессионального сообщества и населения, обуславливающее снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных программой мероприятий.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, Стратегией социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, утвержденной решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 23.05.2012 N 584, приоритетами социально-экономического развития города Тамбова, требующими программно-целевого метода планирования на 2019 год и плановый период 2020 - 2024 годов, перечнем муниципальных программ городского округа - город Тамбов.
Одной из задач стратегических приоритетов социально-экономического развития города Тамбова, требующих решения в рамках муниципальных программ, является пропаганда ЗОЖ и участие в создании условий охраны здоровья населения.
Мероприятия по ЗОЖ реализуются в городе на постоянной основе, однако действующая система формирования принципов ЗОЖ нуждается в преобразовании и качественно новом подходе, в дальнейшей модернизации и совершенствовании.
Целью Программы является: сохранение и укрепление здоровья населения города Тамбова.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
- формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний;
- создание условий для оказания медицинской помощи населению города Тамбова.
Сроки реализации Программы - 2019 - 2024 годы.
Программа реализуется в один этап.
Раздел 3 изменен с 15 июня 2019 г. - Постановление администрации города Тамбова от 13 июня 2019 г. N 3131
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
Достижение цели Программы будет характеризоваться следующими целевыми индикаторами:
общая заболеваемость населения 1720,0 на 1000 населения;
охват населения профилактическими мероприятиями по ЗОЖ - 35000 чел.;
увеличение доли информационных материалов по ЗОЖ в местных СМИ на 10%;
увеличение количества профилактических мероприятий по ЗОЖ - 260 ед.;
доля медицинских кабинетов в образовательных организациях, оборудованных в соответствии с санитарными нормами, - 100%;
удовлетворенность населения лекарственным обеспечением в муниципальной аптеке - 85%.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации Программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за системой здравоохранения Тамбовской области, а также отчетности областных государственных учреждений здравоохранения и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий Программы.
Перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации представлен в приложении N 1.
Раздел 4 изменен с 15 июня 2019 г. - Постановление администрации города Тамбова от 13 июня 2019 г. N 3131
4. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
Решение задач Программы и достижение поставленной цели планируется с помощью выполнения мероприятий Программы (приложение N 2).
В рамках реализации Программы запланированы мероприятия по организации работы совещательных органов при администрации города Тамбова - межведомственного совета по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни населения города Тамбова, городской антинаркотической комиссии. В рамках их деятельности осуществляется мониторинг показателей состояния здоровья населения и принимаются управленческие решения по сохранению и укреплению здоровья населения.
В состав этих совещательных органов входят депутаты Тамбовской городской Думы Тамбовской области, руководители органов администрации города Тамбова Тамбовской области, управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, УМВД России по городу Тамбову, представители духовенства, наркоконтроля, специалисты-эксперты управления здравоохранения Тамбовской области и другие представители различных ведомств и организаций. Планируется включить в состав этих органов представителей общественного совета города Тамбова, руководителей некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья жителей города Тамбова. Заседания городской антинаркотической комиссии проводятся ежеквартально, межведомственного совета по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни населения города Тамбова 2 раза в год. Управленческие решения, принимаемые на заседаниях, утверждаются главой города Тамбова Тамбовской области и являются обязательными для исполнения.
Проведение в СМИ информационной политики, направленной на формирование принципов здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска развития заболеваний планируется проводить путем размещения видеороликов социальной рекламы, использования социальных сетей в интернете для освещения профилактических и оздоровительных мероприятий, проводимых в городе, публикацией статей в газете "Наш город Тамбов". Запланировано создать и разместить в виде социальной рекламы на светодиодных экранах не менее 6 видеороликов по здоровому образу жизни.
При проведение агитационной политики формирования в детской и молодежной среде системы общественных и личностных ценностей по сохранению и укреплению здоровья будут проведены:
ежегодные массовые профилактические акции, направленные на формирование ЗОЖ, тематические семинары, лекции, конкурсы, выставки, приуроченные к знаменательным датам Всемирной организации здравоохранения;
спортивно-массовые мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ.
В культурно-досуговых учреждениях культуры будут организованы книжно-иллюстративные выставки, дни информации, видеолектории и другие мероприятия о вреде табакокурения, потребления алкогольной продукции и наркотиков.
В подростковых клубах по месту жительства продолжится реализация проектов и программ для подростков и молодежи - "Здоровым быть модно", "Вы - движение", "Лаборатория нерешенных проблем", "На старт, внимание, будь здоров!", "Мама, папа, я - здоровая и крепкая семья".
В образовательных организациях города планируется проведение заседаний "общественных приемных" для подростков по вопросам профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании, асоциального поведения в обществе.
В подростковой и молодежной аудитории планируется проведение мероприятий агитационного характера, побуждающих к ведению здорового образа жизни.
Информационно-просветительными и массовыми профилактическими мероприятиями по здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, "болезней поведения" к 2024 году будет охвачено не менее 95% подростков и молодежи.
В проведении мероприятий в общеобразовательных организациях города по формированию здорового образа жизни будут участвовать педагоги, социальные педагоги, психологи.
Обучающие семинары, конференции, лекции для педагогов, социальных педагогов, психологов общеобразовательных организаций по вопросам пропаганды ЗОЖ, включая сокращение потребление табака, алкоголя, наркотиков, запланированные в рамках Программы, будут способствовать повышению профессионального уровня специалистов в работе с детьми и подростками. Ежегодно планируется обучать не менее 80 чел.
Для оценки уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья планируется проводить ежегодно анкетирование 1000 человек. Результаты проведенных опросов будут использоваться для корректировки проводимых мероприятий.
К знаменательным датам, установленным Всемирной организацией здравоохранения, запланированы крупномасштабные городские мероприятия: акция "Тамбов молодой" - ко Дню борьбы с наркоманией, велопробег ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа, акция "Меняю сигарету на конфету" ко Дню отказа от курения.
В целях профилактики распространения социально значимых заболеваний запланировано предоставление продуктовых наборов малоимущим гражданам и тубинфицированным детям за счет средств городского бюджета (решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.07.2008 N 706 "О Положении "О дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове").
В рамках реализации Программы запланированы ежегодные медицинские осмотры школьников и проведение психологического тестирования не менее 30% старшеклассников, позволяющего выявить предрасположенность подростков к употреблению психоактивных веществ.
С целью контроля за работой предприятий и организаций потребительского рынка по соблюдению правил продажи табака, алкогольной продукции, соблюдению требований действующего санитарного законодательства ежегодно будет проводиться не менее 80 межведомственных рейдовых проверок.
Решению задачи по созданию условий для оказания медицинской помощи населению будут способствовать мероприятия по проведению профориентационной работы среди выпускников общеобразовательных организаций с целью получения ими медицинского образования, что в свою очередь приведет к повышению укомплектованности медицинских организаций кадрами специалистов.
Развитие сети муниципальных аптечных пунктов позволит обеспечить доступность для населения лекарственных препаратов, в том числе отпускаемым по рецептам врача, и препаратов Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Реализация мероприятий Программы позволит создать предпосылки улучшения показателей состояния здоровья населения, смертности и заболеваемости, укомплектованности медицинскими кадрами в государственных медицинских организациях.
Оценка результатов Программы и степень достижения целевых индикаторов будет осуществляться на основе статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, управления здравоохранения Тамбовской области, анкетных опросов населения.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации Программы
Раздел не приводится в связи с отсутствием муниципального задания на предоставление муниципальных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам.
Раздел 6 изменен с 12 января 2022 г. - Постановление администрации города Тамбова от 30 декабря 2021 г. N 6613
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования составляет всего 112 949,5 тыс. руб., в том числе средства бюджета городского округа-город Тамбов 1 290,1 тыс. руб. и внебюджетные источники - 111 659,4 тыс. руб.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области о бюджете городского округа-город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период.
Внебюджетные средства за счет хозяйственной деятельности МУП "Аптека N 3" и от оказания платных услуг и иной, приносящей доход, деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений.
Более подробная информация по ресурсному обеспечение реализации мероприятий Программы и прогнозной оценке на период до 2024 года за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена в приложениях N 2, 3.
В рамках Программы предоставление налоговых расходов не осуществляется.
Раздел 7 изменен с 2 сентября 2020 г. - Постановление администрации города Тамбова от 28 августа 2020 г. N 3737
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя с соисполнителями в порядке, установленном постановлением администрации города Тамбова от 29.07.2013 N 6316 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Тамбова".
Ответственным исполнителем Программы является комитет по молодежной и социальной политике, физической культуре и спорту администрации города Тамбова Тамбовской области, соисполнителями - органы администрации города Тамбова Тамбовской области.
Программа предусматривает персональную ответственность исполнителя за реализацию закрепленных за ним мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы обеспечивается четкое взаимодействие между всеми соисполнителями Программы.
Разработчик Программы:
организует реализацию Программы, вносит предложение о внесении в нее изменений и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы в целом, а также конечных результатов ее реализации;
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки квартального и годового отчетов о ходе реализации Программы (далее - отчеты);
готовит отчеты.
Соисполнители:
организуют реализацию соответствующей подпрограммы, осуществляют реализацию основных мероприятий, в отношении которых они является соисполнителем, вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
несут ответственность за достижение показателей (индикаторов) соответствующей подпрограммы;
представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за квартал в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным, за год в срок до 25 января года, следующего за отчетным), и подготовки отчетов;
представляют ответственному исполнителю оперативную информацию, необходимую для подготовки отчетов и анализа реализации Программы.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы города Тамбова Тамбовской области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Разработчик Программы размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе реализации Программы, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.