Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
администрации области
от 23.11.2021 г. N 848
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением главы администрации области от 29.05.2013 N 171 "Об утверждении Положения об управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области" устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Тамбовской области (далее - региональный государственный лицензионный контроль).
1.2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 248-ФЗ и иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с осуществлением регионального государственного лицензионного контроля.
1.3. Предметом регионального государственного лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиаты), лицензионных требований.
1.4. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного лицензионного контроля, является управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление).
Должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного лицензионного контроля (далее - должностные лица Управления, инспекторы), являются:
начальник Управления;
заместитель начальника управления, начальник отдела лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами управления;
начальник отдела по контролю за содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг управления;
начальник отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы управления;
начальник отдела капитального ремонта управления;
главный консультант отдела по контролю за содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг управления;
главный консультант отдела капитального ремонта управления;
консультант отдела по контролю за содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг управления;
консультант отдела капитального ремонта управления;
консультант отдела лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами управления;
главный специалист-эксперт отдела по контролю за содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг управления;
1.5. Должностными лицами Управления, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
начальник Управления;
заместитель начальника Управления, начальник отдела лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами Управления.
1.6. Управление обеспечивает учет объектов регионального государственного лицензионного контроля (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля (далее - реестр).
Управление осуществляет учет следующих объектов контроля: деятельность, действия (бездействие) лицензиатов, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования.
Ведение реестра осуществляется должностными лицами Управления. Получение сведений об объектах контроля осуществляется должностным лицом Управления, уполномоченным на ведение реестра, ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Управлением, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления (далее - официальный сайт Управления). Актуализация реестра (внесение объектов контроля либо внесение изменений об объектах контроля в реестр) осуществляется в течение 5 дней со дня получения Управлением соответствующих сведений.
Реестр размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления в течение 10 рабочих дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами Управления в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности".
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
2.1. Региональный государственный лицензионный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Управление для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к категории риска осуществляется Управлением на основе сопоставления его характеристик с критериями риска, приведенными в приложении к настоящему Положению.
2.4. В случае если объект контроля не отнесен Управлением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.5. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий устанавливается по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, определенных пунктом 4.2 настоящего Положения, для каждой категории риска:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска:
инспекционный визит - 1 раз в 2 года;
документарная проверка - 1 раз в 2 года;
выездная проверка - 1 раз в 2 года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 3 года;
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
3.1. Профилактические мероприятия проводятся Управлением в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении регионального государственного лицензионного контроля Управлением могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Управление осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением обеспечивается подготовка проекта ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - проект доклада), который в срок до 15 февраля текущего года размещается на официальном сайте Управления для публичного обсуждения с указанием срока публичного обсуждения и адресов электронной почты для направления предложений и замечаний.
3.5. По истечении срока публичного обсуждения проекта доклада Управление составляет перечень поступивших предложений и замечаний с указанием мнения Управления по каждому предложению и замечанию и размещает перечень на официальном сайте Управления.
3.6. Управление осуществляет доработку проекта доклада о правоприменительной практике за предшествующий год с учетом поступивших предложений и замечаний.
3.7. Доклад о правоприменительной практике за предшествующий календарный год утверждается начальником Управлением до 01 марта каждого года и размещается на официальном сайте Управления в течение 7 рабочих дней со дня его утверждения.
3.8. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Управления о состоянии регионального государственного лицензионного контроля.
3.9. Предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований объявляется и направляется лицензиату в случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.10. Лицензиат вправе в течение 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований подать в Управление возражение в отношении предостережения.
3.11. Возражение направляется в Управление на бумажном носителе или в электронном виде и содержит следующую информацию:
сведения о лицензиате;
дату и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
3.12. Лицензиат вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Возражение рассматривается Управлением в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения. В случае необходимости возражение рассматривается с участием лицензиата или его представителя.
3.13. По результатам рассмотрения возражения Управление принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется лицензиату в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного лицензиатом возражения.
Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
3.14. Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований.
Соответствующие данные используются Управлением для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.15. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного лицензионного контроля осуществляется должностным лицом Управления по обращениям лицензиатов и их представителей без взимания платы.
3.16. Консультирование осуществляется должностным лицом Управления по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.17. Время консультирования при личном обращении устанавливается начальником Управления и должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в здании Управления в доступном для ознакомления лицензиатов месте, на официальном сайте Управления.
3.18. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
содержание лицензионных требований;
периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
основания для включения объектов контроля в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок обжалования решений должностных лиц Управления, их действий (бездействий).
3.19. В письменной форме консультирование осуществляется по всем вопросам, предусмотренным пунктом 3.18 настоящего Положения в случае, если лицензиатом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования.
3.20. В случае консультирования должностными лицами Управления в письменной форме ответ лицензиату направляется в течение 30 дней со дня регистрации его обращения.
3.21. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений лицензиатов и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления письменного разъяснения, подписанного начальником (заместителем начальника) Управления.
3.22. Учет консультирований осуществляется в журнале консультирования.
3.23. Профилактический визит проводится должностным лицом Управления в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путём использования видео-конференц-связи.
3.24. Обязательный профилактический визит проводится Управлением в отношении:
лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами;
объектов регионального государственного лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
3.25. Управление обязано предложить проведение профилактического визита лицензиатам, приступающим к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
3.26. О проведении обязательного профилактического визита лицензиат должен быть уведомлен не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.27. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
3.28. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Виды контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых в рамках регионального государственного лицензионного контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия
4.1. В рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля осуществляются следующие контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с лицензиатом:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
без взаимодействия с лицензиатом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.2. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов.
4.5. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.
4.6. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий с периодичностью, предусмотренной пунктом 2.5 настоящего Положения.
4.7. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:
наличие у Управления сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, утвержденными постановлением администрации области, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных лицензиатов;
требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения Управления об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения представленной информации Управлением принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для предоставления лицензиатом - индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.9. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.10. Должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного лицензионного контроля, для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств при проведении выездной проверки или инспекционного визита.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором Управления самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
4.11. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
4.12. Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
4.13. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи приобщаются к акту.
5. Обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Правом на досудебное обжалование решений Управления, актов, действий (бездействия) должностных лиц Управления в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают лицензиаты, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля.
Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) должностных лиц Управления рассматривается начальником Управления.
5.2. Жалоба подлежит рассмотрению начальником Управления в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.3. По итогам рассмотрения жалобы Управление принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение Управления полностью или частично;
отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц Управления незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Пункт 5.4 вступает в силу с 1 января 2023 г.
5.4. Судебное обжалование решений Управления, действий (бездействий) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.