В соответствии с Законом области от 23.06.2006 N 51-З "О правовых актах Тамбовской области" (в редакции от 07.12.2017) и Методическими рекомендациями по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 (в редакции от 26.07.2016), администрация области постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации области от 04.02.2016 N 102 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
3. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
И.о. главы администрации области |
О.О. Иванов |
Утверждён постановлением
администрации области
от 24.06.2019 г. N 723
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом области от 23.06.2006 N 51-З "О правовых актах Тамбовской области" и Методическими рекомендациями по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159, и определяет последовательность действий при проведении процедуры экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза, НПА).
1.2. Экспертиза НПА области проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. Экспертиза проводится в отношении НПА области, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.4. Экспертиза НПА области проводится управлением экономической политики администрации области (далее - уполномоченный орган).
1.5. Экспертиза НПА области осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
органов государственной власти области;
органов местного самоуправления муниципальных образований области;
научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
иных лиц.
1.6. Экспертиза НПА области проводится путем сопоставления подготовленного на стадии разработки проекта НПА области заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) с фактическими результатами применения нормативного правового акта области для определения степени достижения цели регулирования.
1.7. Экспертиза НПА области, в отношении проекта которого не проводилась ОРВ, проводится путём анализа его положений во взаимосвязи со сложившейся практикой применения, их соответствия принципам правового регулирования, установленным федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области, характера и степени воздействия положений НПА области на регулируемые отношения.
1.8. Экспертиза НПА области осуществляется не реже одного раза в 3 года.
1.9. Срок проведения экспертизы составляет не более 3 месяцев. При необходимости срок может быть продлён уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
2. Формирование плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области
2.1. Экспертиза НПА области осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы НПА области на очередной календарный год (далее - план), формируемым в соответствии с настоящим Порядком.
2.2. Для формирования плана уполномоченный орган не позднее 01 октября года, предшествующего плановому, размещает на информационном сайте области "Официальный интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Тамбовской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расположенном по адресу https://regulation.tambov.gov.ru (далее - официальный сайт) извещение о формировании плана проведения экспертизы с указанием почтового и электронного адресов, по которым можно направить предложения о проведении экспертизы НПА области по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.3. Предложения о проведении экспертизы НПА области (далее - предложения) принимаются до 01 ноября года, предшествующего плановому.
2.4. Поступившие предложения о проведении экспертизы НПА подлежат обязательной регистрации в течение трех рабочих дней с момента поступления.
2.5. Уполномоченный орган обобщает поступившие в установленный срок предложения в План проведения экспертизы нормативных правовых актов области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и направляет его в орган государственной власти области, принявший НПА области, или орган государственной власти области, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - орган-разработчик).
2.6. Органы-разработчики по результатам рассмотрения предложений в течение десяти рабочих дней направляют ответ в уполномоченный орган.
2.7. По результатам рассмотрения предложений уполномоченный орган дорабатывает проект плана.
2.8. План на предстоящий год утверждается постановлением администрации области не позднее 30 декабря года, предшествующего плановому периоду.
2.9. В течение пяти рабочих дней после утверждения плана уполномоченный орган размещает его на официальном сайте.
2.10. Отчёт о выполнении плана размещается на официальном сайте не позднее двадцати рабочих дней со дня начала нового планового периода.
В случае отказа лицам, указанным в пункте 1.5. во включении предложения в план проведения экспертизы НПА области уполномоченный орган сообщает о причине отказа по адресу, указанному в предложении.
3. Проведение публичных консультаций по нормативному правовому акту области
3.1. В целях организации публичных консультаций НПА области уполномоченный орган размещает на официальном сайте уведомление о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку с указанием даты его начала и окончания, способа направления предложений участниками публичных консультаций, текст НПА области, а также опросный лист для участников публичных консультаций в рамках экспертизы НПА области по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку с перечнем вопросов, рассматриваемых в ходе публичных консультаций.
3.2. Перечень вопросов, включаемых в опросный лист для проведения публичных консультаций, определяется в зависимости от специфики НПА. В опросный лист подлежат включению вопросы, касающиеся положений НПА области.
Орган-разработчик представляет уполномоченному органу интересующий перечень вопросов участникам публичных консультаций и контакты адресатов правового регулирования для направления приглашений к участию в публичных консультациях.
3.3. Органы-разработчики по запросу уполномоченного органа представляют в адрес уполномоченного органа материалы, необходимые для проведения экспертизы.
Указанные материалы содержат сведения (расчёты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
В случае если органом-разработчиком на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом указываются в тексте заключения.
Уполномоченный орган может обращаться к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, обозначая в нём срок для их представления.
3.4. О проведении публичных консультаций уполномоченный орган извещает заинтересованные органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Тамбовской области, Союз "Тамбовская областная торгово-промышленная палата", Союз - региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей", Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", иных лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием, в соответствии с предоставленным органом-разработчиком перечнем вопросов.
3.5. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее тридцати календарных дней со дня, установленного для начала экспертизы.
3.6. В целях организации и проведения публичных консультаций как уполномоченный орган, так и орган-разработчик могут заключать соглашения с общественными организациями предпринимателей, предусматривающие их взаимодействие при проведении экспертизы НПА области, проводить рабочие встречи и согласительные совещания с заинтересованными органами государственной власти области, муниципальными образованиями области и иными заинтересованными лицами.
3.7. Результаты публичных консультаций отражаются органом-разработчиком в своде предложений по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и в течение трёх рабочих дней со дня окончания публичных консультаций направляются как в электронном виде, так и в установленном порядке в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте.
3.8. Орган-разработчик в целях принятия обоснованного решения об учёте или отклонении поступивших предложений при составлении заключения может организовывать их коллегиальное обсуждение, проводимое с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Тамбовской области, а также участников публичных консультаций, представивших свои предложения.
Рекомендации, выработанные в ходе коллегиального обсуждения, добавляются в свод предложений и учитываются уполномоченным органом при подготовке заключения об экспертизе НПА области.
4. Исследование нормативного правового акта
4.1. В ходе экспертизы проводится исследование НПА области на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.2. Исследование нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом во взаимодействии с органом-разработчиком, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
4.3. При проведении исследования уполномоченным органом подлежат рассмотрению замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчёты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций, анализируются положения НПА области во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения, учитывается их соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, определяется характер и степень воздействия положений НПА области на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливается наличие затруднений в её осуществлении, вызванных применением положений НПА области, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.
5. Подготовка заключения об экспертизе нормативного правового акта области
5.1. Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления свода предложений от органа-разработчика готовит заключение об экспертизе НПА области (в рамках оценки регулирующего воздействия) (далее - заключение) по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, которое подписывает руководитель уполномоченного органа (в его отсутствие - лицо, его замещающее).
5.2. В заключении указываются сведения о НПА области, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, выявленных положениях, которые создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности или об отсутствии таких положений, а также объяснение сделанных выводов, информация о проведённых публичных консультациях, позициях его участников.
5.3. Заключение в течение пяти рабочих дней со дня подписания размещается уполномоченным органом на официальном сайте и направляется органу-разработчику.
5.4. Если в заключении содержится вывод о наличии в НПА области положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, орган-разработчик в целях исключения таких положений в течение тридцати календарных дней со дня получения заключения осуществляет подготовку в установленном порядке проекта НПА области о внесении изменений в НПА области либо о признании утратившим силу НПА области или его отдельных положений.
5.5. Если в заключении содержатся только замечания по процедуре проведения экспертизы НПА области, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания направляет органу-разработчику заключение, в котором указываются замечания по процедуре проведения экспертизы НПА области. Орган-разработчик устраняет такие замечания в срок, установленный в заключении, и повторно направляет заключение в уполномоченный орган.
5.6. В случае возникновения разногласий уполномоченный орган оформляет таблицу разногласий к проекту НПА области по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку и направляет её органу-разработчику.
5.7. В случае недостижения договорённости по представленным возражениям разногласия разрешаются посредством согласительных и иных процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Приложение N 1
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Извещение
о формировании плана проведения экспертизы
Настоящим управление экономической политики администрации области
извещает о начале сбора предложений в план проведения экспертизы
нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности на ________ год.
Предложения принимаются по адресу: ________________________________,
а также по адресу электронной почты: ___________________________________.
Срок приёма предложений: до 01 ноября т.г.
Все поступившие предложения будут рассмотрены.
Свод предложений и ответ ответственного органа государственной
власти области будет размещён на сайте __________________________________
(адрес официального сайта)
не позднее __________________________.
(число, месяц, год)
Сведения о нормативном правовом акте области (вид нормативного правового акта, наименование, дата его принятия, номер, редакция) |
Положения, затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Значимость проблемы и её обоснование |
Наименование органа или лица, вносящего предложение; контакты (адрес для направления ответа о рассмотрении предложения: почтовый, электронный) |
|
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
План
проведения экспертизы нормативных правовых актов области на 20__ год
Реквизиты нормативного правового акта (вид нормативного правового акта, наименование, дата его принятия, номер, редакция) |
Информация о разработчике нормативного правового акта или об ответственном органе |
Заявитель проведения экспертизы |
Дата начала экспертизы |
Дата окончания публичных консультаций |
Дата подготовки заключения |
Размещение заключения на официальном сайте |
Предполагаемый срок завершения экспертизы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель
уполномоченного органа
(или лицо, его замещающее) ______________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 3
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Уведомление о проведении публичных консультаций
Настоящим управление экономической политики администрации области
уведомляет о проведении публичных консультаций в рамках проведения
экспертизы нормативного правового акта
_________________________________________________________________________
(вид, наименование, иные реквизиты нормативного правового акта)
и сборе предложений от заинтересованных лиц.
Предложения направляются по прилагаемой форме опросного листа по адресу:
________________________________________________________________________,
а также по адресу электронной почты:
________________________________________________________________________.
Срок приёма предложений: .
Информация о размещении нормативного правового акта в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
________________________________________________________________________.
(полный электронный адрес)
Контактное лицо по вопросам публичных консультаций:
________________________________________________________________________.
(Ф.И.О. ответственного лица)
Все поступившие предложения будут рассмотрены.
Свод предложений будет размещён на сайте ________________________________
(адрес официального сайта)
не позднее __________________________.
(число, месяц, год)
Приложение: опросный лист; текст нормативного правового акта.
Приложение N 4
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Примерная форма опросного листа
для участников публичных консультаций в рамках экспертизы
нормативного правового акта области
Вид, наименование, иные реквизиты нормативного правового акта области:
_________________________________________________________________________
Пожалуйста, заполните и направьте данную форму по электронной почте на
адрес ______________________________________ не позднее ________________.
(электронный адрес ответственного лица) (дата)
Контактная информация об участнике публичных консультаций
Название участника: _____________________________________________________
Сфера деятельности участника: ___________________________________________
Ф. И. О. контактного лица: ______________________________________________
Номер контактного телефона: _____________________________________________
Адрес электронной почты: ________________________________________________
1. Актуальна ли проблема, на решение которой направлен нормативный
правовой акт?
2. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным, в
том числе с точки зрения выгод и издержек для субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности области? Если да,
выделите те из них, которые, по вашему мнению, были бы менее затратны
и/или более эффективны.
3. Какие риски и негативные последствия возникают в связи с
действующим правовым регулированием? По возможности, приведите числовые
данные.
4. Какие выгоды и преимущества возникают в связи с действующим
правовым регулированием? По возможности, приведите числовые данные.
5. Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более
эффективные) способы решения проблемы? Если да, опишите их. Продолжение
приложения N 4 к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и
инвестиционной деятельности
6. Какие положения нормативного правового акта необоснованно
затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности?
Приведите обоснования по каждому положению.
7. Какие издержки несут субъекты предпринимательской и
инвестиционной деятельности в связи с действием нормативного правового
акта (укрупнено: виды издержек, их стоимостное выражение, количество
таких операций в год и т.п.)? Какие из указанных издержек Вы считаете
избыточными?
8. Содержит ли НПА нормы, положения и термины, позволяющие их
толковать неоднозначно или противоречащие действующему законодательству?
Если да, укажите их.
9. При наличии дополнительных замечаний и предложений опишите их в
произвольной форме и/или приложите к Вашему письму соответствующие
материалы.
Приложение N 5
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Свод предложений
Ссылка на нормативный правовой акт: _______________________________.
Даты проведения публичных консультаций: ___________________________.
Приглашения для участия в публичных консультациях были направлены
(перечислить адресатов, которым было направлено приглашение к
обсуждению): ___________________________________________________________.
Количество экспертов, участвовавших в обсуждении: _________________.
Отчёт сгенерирован: _______________________________________________.
N |
Участник обсуждения |
Позиция участника обсуждения |
Комментарии органа-разработчика |
|
|
|
|
Общее количество поступивших предложений |
|
Общее количество учтённых предложений |
|
Общее количество частично учтённых предложений |
|
Общее количество неучтённых предложений |
|
________________________________ "___" __________ 20__г. ________________
Ф. И. О. руководителя дата подпись
органа-разработчика
(или лицо, его замещающее)
Приложение N 6
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Заключение
об экспертизе нормативного правового акта области
(в рамках оценки регулирующего воздействия)
________________________________________________________ в соответствии с
(наименование уполномоченного органа)
____________________________________________________, рассмотрев ________
(НПА, устанавливающий порядок проведения экспертизы)
__________________________________________, сообщает следующее.
(наименование НПА, проходящего экспертизу)
Настоящее заключение подготовлено _________________________________.
(впервые/повторно)
________________________________________________________________________1
(информация о предшествующей подготовке заключения об ОРВ проекта акта)
Уполномоченным органом проведены публичные консультации по НПА в срок
с ______________________ по _________________________.
(срок начала (срок окончания
публичного обсуждения) публичного обсуждения)
Информация об экспертизе нормативного правового акта размещена на
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
по адресу: _____________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения проекта акта в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
Информация о проведённых публичных консультациях
_________________________________________________________________________
(краткие комментарии о проведённых публичных консультациях, включая
обоснование необходимости их проведения, количества и
состава участников, основной вывод)
На основе проведённой экспертизы НПА сделаны следующие выводы2:
_________________________
1 Указывается в случае направления нормативного правового акта
для проведения экспертизы повторно.
2 В случае, если по результатам экспертизы выявлено отсутствие
положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для
субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или
способствующих их введению, а также положений, приводящих к
возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности, а также бюджета субъекта Российской
Федерации, и установлено наличие достаточного обоснования решения
проблемы предложенным способом регулирования, подготовка заключения
экспертизе после указания соответствующих выводов завершена и
дальнейшего заполнения настоящей формы не требуется.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(вывод о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные
обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также
положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности,
а также бюджета Тамбовской области)
_________________________________________________________________________
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)
Указание (при наличии) на приложения.
Руководитель
уполномоченного органа
(или лицо, его замещающее)
__________________________ ________________ ____________________
Ф.И.О. дата подпись
Приложение N 7
к Порядку проведения экспертизы нормативных правовых
актов области, затрагивающих вопросы осуществления
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Форма
Таблица
разногласий к нормативному правовому акту области
_________________________________________________________________________
(наименование и иные реквизиты нормативного
правового акта Тамбовской области)
по результатам проведения экспертизы (в рамках оценки регулирующего
воздействия) нормативного правового акта Тамбовской области (заключения
по результатам проведения экспертизы от ____________ N _____)
N п/п |
Замечания и предложения уполномоченного органа, сделанные по результатам проведения экспертизы (в рамках оценки регулирующего воздействия) |
Обоснования несогласия с замечаниями и предложениями уполномоченного органа, высказанные разработчиком акта |
Мотивированные обоснования несогласия с возражениями разработчика акта, высказанные уполномоченным органом, или иные комментарии |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
Руководитель
уполномоченного органа
(или лицо, его замещающее)
______________________________ ________________ __________________
(Ф.И.О.) (дата) (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовской области от 24 июня 2019 г. N 723 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Тамбовской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"
Настоящее постановление вступает в силу с 26 июня 2019 г.
Текст постановления опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 25 июня 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 июня 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Тамбовской области от 23 апреля 2024 г. N 267
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2024 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 2 июня 2022 г. N 437
Изменения вступают в силу с 4 июня 2022 г.