Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 изменено с 6 августа 2024 г. - Постановление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области от 6 августа 2024 г. N 2163
Приложение N 5
к муниципальной Программе
"Обеспечение доступным и
комфортным жильем и
коммунальными услугами граждан
Тамбовского муниципального округа
Тамбовской области"
Подпрограмма
"Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Тамбовского муниципального округа"
(далее - Подпрограмма)
8 февраля, 7 марта, 5 апреля, 24 июня, 6, 30 августа, 16 октября, 2 декабря 2024 г.
Паспорт изменен с 4 декабря 2024 г. - Постановление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области от 2 декабря 2024 г. N 3818
Паспорт
Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству |
Соисполнитель Подпрограммы |
|
Цель Подпрограммы |
Развитие систем коммунальной инфраструктуры; повышение качества оказываемых коммунальных услуг; увеличение уровня коммунального обустройства жилья в сельской местности; улучшение экологической ситуации. |
Задачи Подпрограммы |
Строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт систем коммунальной инфраструктуры; обеспечение возможности подключения вновь построенных (реконструированных) объектов к системам коммунальной инфраструктуры; снижение степени износа объектов коммунальной инфраструктуры; снижение уровня потерь при передаче коммунальных ресурсов до конечного потребителя; привлечение частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений; повышение качества коммунальных услуг в результате модернизации систем коммунальной инфраструктуры; внедрение современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности; повышение престижности проживания в сельской местности. |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы, их значения на последний год реализации |
снижение доли износа коммунальной инфраструктуры до 76,0%, в том числе: объектов водоснабжения до 76,0%; объектов водоотведения до 83,0%; объектов теплоснабжения до 55,0%; увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоснабжения до 63,0%; увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоотведения до 37,0%; снижение уровня потерь при передаче воды до конечного потребителя до 9,3%; снижение уровня потерь при передаче тепла до конечного потребителя до 9,7%; |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется с 2024 по 2030 год. |
Объемы и источники Подпрограммы |
Общий объем финансирования - 63609,77 тыс. рублей, в том числе: 2024 - 32409,77 тыс. рублей; 2025 - 5200,00 тыс. рублей, 2026 - 5200,00 тыс. рублей, 2027 - 5200,00 тыс. рублей, 2028 - 5200,00 тыс. рублей, 2029 - 5200,00 тыс. рублей, 2030 - 5200,00 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей: 2024 год - 0,00 тыс. рублей; 2025 год - 0,00 тыс. рублей; 2026 год - 0,00 тыс. рублей; 2027 год - 0,00 тыс. рублей; 2028 год - 0,00 тыс. рублей; 2029 год - 0,00 тыс. рублей; 2030 год - 0,00 тыс. рублей; средства областного бюджета - 0,00 тыс. рублей: 2024 год - 0,00 тыс. рублей; 2025 год - 0,00 тыс. рублей; 2026 год - 0,00 тыс. рублей; 2027 год - 0,00 тыс. рублей; 2028 год - 0,00 тыс. рублей; 2029 год - 0,00 тыс. рублей; 2030 год - 0,00 тыс. рублей; средства бюджета муниципального округа - 62209,77 тыс. рублей: 2024 год - 32209,77 тыс. рублей; 2025 год - 5000,00 тыс. рублей; 2026 год - 5000,00 тыс. рублей; 2027 год - 5000,00 тыс. рублей; 2028 год - 5000,00 тыс. рублей; 2029 год - 5000,00 тыс. рублей; 2030 год - 5000,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1400,00 тыс. рублей: 2024 год - 200,00 тыс. рублей. 2025 год - 200,00 тыс. рублей 2026 год - 200,00 тыс. рублей 2027 год - 200,00 тыс. рублей 2028 год - 200,00 тыс. рублей 2029 год - 200,00 тыс. рублей 2030 год - 200,00 тыс. рублей Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год. |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
Разработка Подпрограммы вызвана необходимостью обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, формирования новых подходов к повышению эффективности, развития конкуренции в сфере предоставления услуг, формирования современной системы ценообразования, разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Высокая значимость проблемы комплексного развития коммунальной инфраструктуры обусловлена тем, что затраты на коммунальные ресурсы составляют существенную часть затрат муниципального бюджета, населения и хозяйствующих субъектов, а в условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по реконструкции и строительству объектов коммунальной инфраструктуры.
Исходя из перспектив развития муниципального образования и прогноза спроса на коммунальные ресурсы необходимо проведение мероприятий в следующих направлениях:
- реконструкция систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;
- строительство систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения;
Комплексный подход позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала округа, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня благоустройства территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Необходимость решения проблемы комплексного развития коммунальной инфраструктуры программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Комплексный характер проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, необходимость координации совместных усилий.
2. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития муниципального округа.
3. Необходимость согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях.
4. Недостаток средств бюджета Тамбовского муниципального округа для финансирования всего комплекса мероприятий, необходимость софинансирования из областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников.
Основные риски, связанные с реализацией подпрограммы, определяются следующими факторами:
- ограниченность источников финансирования;
- неразвитость механизмов привлечения средств.
Выполнение мероприятий, включенных в Подпрограмму, позволит получить социально-экономический эффект в производственной и социальной сферах экономики Тамбовского муниципального округа, будет способствовать развитию инвестиционной и инновационной деятельности, улучшению экологической ситуации на территории округа.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Подпрограммы
К приоритетным направлениям развития комплекса коммунальной инфраструктуры в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство объектов теплоснабжения, водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
Целью подпрограммы является развитие систем коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребностей жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых коммунальных услуг соответствующим требованиям безопасности и безвредности, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами, улучшение экологической ситуации.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры;
обеспечение возможности подключения вновь построенных (реконструированных) объектов к системам коммунальной инфраструктуры;
снижение степени износа объектов коммунальной инфраструктуры;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунальное хозяйство путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений;
предоставление муниципальной поддержки проектам развития систем коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах с небольшой численностью населения;
повышение качества коммунальных услуг в результате модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
внедрение современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Подпрограмма реализуется с 2024 по 2030 год. Предусматривается выполнение первоочередных мероприятий, связанных с улучшением качества предоставления коммунальных услуг в населенных пунктах Тамбовского муниципального округа, испытывающих наибольший дефицит в качественной питьевой воде.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач:
доля износа коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
снижение уровня потерь при передаче воды и тепла до конечного потребителя;
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит достичь следующих результатов к 2030 году:
снижение доли износа коммунальной инфраструктуры с 77,0% в 2024 до 76,0% в 2030, в том числе:
объектов водоснабжения с 78,0% в 2024 до 76,0% в 2030;
объектов водоотведения с 85,0% в 2024 до 83,0% в 2030;
объектов теплоснабжения с 56,0% в 2024 до 55,0% в 2030;
увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоснабжения с 62,0% в 2020 до 63,0% в 2030;
увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоотведения 36,0% в 2024 до 37,0% в 2030;
снижение уровня потерь при передаче воды до конечного потребителя с 9,5% в 2024 до 9,3% в 2030;
снижение уровня потерь при передаче тепла до конечного потребителя с 10,0% в 2024 до 9,7% в 2030;
Ожидается, что в результате реализации Подпрограммы повысится обеспеченность населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям.
При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования Подпрограммы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Подпрограммы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Приложение N 1 к Подпрограмме.
4. Обобщённая характеристика мероприятий Подпрограммы
Мероприятия подпрограммы сгруппированы по видам коммунальных услуг и скоординированы по срокам реализации с целью достижения намеченных результатов Приложение N 2 к Подпрограмме. Перечень мероприятий по годам представлен в Приложении N 3 к Подпрограмме.
Мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, включенные в Подпрограмму, предусматривают использование инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также закупку российского оборудования, материалов и услуг.
Корректировка и уточнение перечня мероприятий Подпрограммы и проведение их стоимостной оценки должна проводиться не реже 1 раза в год. Заинтересованность Тамбовского муниципального округа в переходе на заключение концессионных соглашений вместо договоров аренды заключается в привлечении частных инвестиций в развитие объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. При этом концессионер - организация коммунального комплекса - берет на себя обязательства по созданию, реконструкции, эксплуатации, содержанию в надлежащем состоянии на весь срок действия соглашения имущества, являющегося предметом концессионного соглашения.
Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.
Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению.
Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий.
Аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны договора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.
Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли.
Концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.
Раздел 5 изменен с 4 декабря 2024 г. - Постановление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области от 2 декабря 2024 г. N 3818
5. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Основными источниками финансирования Подпрограммы являются средства федерального, областного, бюджетов, бюджета округа, внебюджетные источники. Планируемый объем финансирования Подпрограммы за счет всех предусмотренных источников финансирования в 2024 - 2030 годах составит 63,61 млн. руб., в том числе по годам:
Период |
Всего (млн. руб.) |
Бюджетные средства |
|||
федерального бюджета |
Областного бюджета |
Местный бюджет |
Внебюджетные средства |
||
2024 |
32,40 |
0,00 |
0,00 |
32,20 |
0,20 |
2025 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
2026 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
2027 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
2028 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
2029 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
2030 |
5,20 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
0,20 |
Итого |
63,61 |
0,00 |
0,00 |
62,21 |
1,40 |
В ходе реализации Подпрограммы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей федерального, областного бюджетов и бюджета округа.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации цели и задач подпрограммы. Он базируется на принципе взаимодействия органов государственной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников подпрограммы которые, в конечном счете, и реализуют мероприятия по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры.
При предоставлении субсидий муниципальным образованиям округа на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры учитываются уровень износа и степень снижения надежности функционирования систем, а также объем средств, необходимый для ввода объекта в эксплуатацию. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству администрации округа несет ответственность за выполнение и конечные результаты Подпрограммы, рациональное использование выделяемых средств и определяет формы и методы управления реализацией Подпрограммы.
Контроль (мониторинг) хода выполнения Подпрограммы должен осуществляться ежегодно по целевым показателям подпрограммы. Набор показателей мониторинга может изменяться после появления новых нормативных требований к системе показателей выполнения подпрограммы и новых нормативно-правовых актов в области развития коммунальной инфраструктуры, как на федеральном, так и на областном уровне. Ежемесячно органы местного самоуправления, на территории которых реализуются мероприятия Подпрограммы с использованием средств федерального и областного бюджетов, представляют по электронной почте и на бумажном носителе отчет об использовании средств федерального и областного бюджетов и реализации указанных мероприятий ответственному исполнителю Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.