Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2023 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 5 декабря 2022 г. N 142
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - государственная программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 сентября 2013 г. N 1054)
12 мая, 19 декабря 2014 г., 12 марта 2015 г., 10 марта, 1 июля, 2, 21 декабря 2016 г., 6 апреля, 5 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3 октября 2019 г., 9, 28 декабря 2020 г., 20 мая, 27 декабря 2021 г., 29 апреля, 14 июня, 12 июля, 5, 30 декабря 2022 г., 6 марта, 11 мая, 6 июля, 18 декабря 2023 г., 6 февраля, 7 августа, 27 декабря 2024 г.
Паспорт изменен с 29 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 807
Паспорт
государственной программы
Куратор государственной программы |
Макаревич Наталия Владимировна - временно исполняющая обязанности заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы |
Министерство экономической и инвестиционной политики Тамбовской области |
Период реализации государственной программы |
I этап - 2013 - 2022 гг.; II этап - 2023 - 2030 гг. |
Цели государственной программы |
Формирование в отраслях промышленности Тамбовской области конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности |
Направления (подпрограммы) государственной программы |
- |
Исключена с 7 февраля 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 6 февраля 2024 г. N 60 Информация об изменениях: | |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации / государственной программой Российской Федерации |
1. "Устойчивая и динамичная экономика" /показатель "Обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года", показатель "Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата", показатель "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы" 2. "Технологическое лидерство" /показатель "Увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40 процентов по сравнению с уровнем 2022 года" /государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
Раздел 1 изменен с 29 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 807
1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Государственная программа является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области и характеризуется следующими результатами.
По состоянию на 01 июля 2022 г. производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях промышленности области осуществляют 967 организаций и 886 индивидуальных предпринимателей.
Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы:
более 16% валового регионального продукта;
более 30% налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней;
более 17% численности экономически активного населения области.
Доля производителей Тамбовской области в общероссийском производстве отдельных видов промышленной продукции:
100% - органических пигментов, красителей и оптических отбеливателей России;
73% - средств индивидуальной защиты населения;
40% - ЦСП, каркасно-панельное домостроение России;
24% - нетканых материалов;
11% - теплоизоляционных материалов.
Индекс промышленного производства в целом по промышленности за 2021 год составил 102,5% к уровню прошлого года.
Объем промышленного производства в Тамбовской области по полному кругу производителей составил 265,8 млрд. рублей, темп роста 127% к уровню прошлого года.
Объем инвестиций в основной капитал от индустриальных отраслей промышленности за 2021 год составил 4,7 млрд. рублей.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств за январь - декабрь 2021 года составила 47122 человека или 97,8% к аналогичному периоду предыдущего года, среднемесячная заработная плата персонала - 34,5 тыс. рублей (108,8%), что больше среднего значения по области на 2,1% (33,8 тыс. рублей).
Объем прибыли за 2021 год составил 16,2 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений за 2021 год в консолидированный бюджет Российской Федерации по виду деятельности "обрабатывающие производства" составил 13,5 млрд. рублей, в том числе в индустриальных отраслях промышленности - 9,0 млрд. рублей (103,1%).
Текущее состояние обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
С этой точки зрения замедление темпов роста промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами, постепенная трансформация и интеграция в эффективную технологическую среду, а также решение проблемных вопросов, возникающих перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающих социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в развитии классических базовых отраслей промышленного комплекса Тамбовской области, а также перспективных направлений в межотраслевом взаимодействии и построении на их основе кластерных цепочек (химическое производство, производство строительных материалов и легкая промышленность).
Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:
формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков сбыта (несуществующих или незначительных по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющихся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является формирование в отраслях промышленности конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности.
Государственная программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
стимулирование экспорта конкурентоспособной промышленности, снятие регуляторных барьеров и формирование условий для вывода на рынок инновационной продукции.
Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир для развития региональной промышленности и в этом смысле являются достаточными.
Государственная программа вносит существенный вклад на достижение национальных целей Российской Федерации.
Основным инструментом государственной программы, влияющим на достижение национальных целей "Устойчивая и динамичная экономика" и "Технологическое лидерство", является реализация инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, в том числе с предоставлением государственной поддержки, направленных на создание, техническое и технологическое перевооружение, модернизацию производства предприятий индустриальных отраслей промышленности, содействие в подготовке (переподготовке), повышении квалификации.
Государственная программа соотносится с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" через общую систему целей, задач и целевых показателей.
Государственная программа реализуется в два этапа:
I этап - 2013 - 2022 гг.;
II этап - 2023 - 2030 гг.
В ходе реализации I этапа государственной программы промышленный комплекс Тамбовской области последние 9 лет показывал положительные темпы роста производства, повысилась его конкурентоспособность, рентабельность, финансовая устойчивость. Достигнуты следующие промежуточные результаты:
за 2013 - 2022 годы объем отгруженной продукции в Тамбовской области в действующих ценах составил 1513,4 млрд. рублей, индекс физического объема достиг 171,4%;
положительные темпы роста объемов производства в промышленном комплексе области обусловлены активизацией инвестиционной деятельности. За 2013 - 2022 года в обрабатывающие производства Тамбовской области направлено инвестиций в основной капитал на сумму более 36 млрд. рублей.
За данный период создано и модернизировано более 4000 высокопроизводительных рабочих мест.
В целях увеличения объемов промышленного производства промышленные предприятиях области активно реализуют мероприятия направленные на увеличение производительности труда, в том числе мероприятия по применению инструментов бережливого производства. За 2013 - 2022 годы производительность труда увеличилась более чем в 2 раза.
За три года существенно улучшилось финансовое состояние предприятий обрабатывающих производств. Положительная динамика роста налоговых поступлений прослеживается на протяжении последних лет. За период с 2013 - 2022 годы в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов от индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (без производства пищевых продуктов и напитков) на сумму более 52 млрд. рублей.
Средняя заработная плата на предприятиях обрабатывающих производств за 9 лет увеличилась в 1,8 раза.
В ходе реализации II этапа планируется достижение следующих промежуточных результатов: промышленный комплекс области должен не только существенно повысить конкурентоспособность традиционных товаров (продукты химии, машиностроения, деревообработки, легкой промышленности и др.), но и выйти на рынок с качественно новыми, возможно, прорывными продуктами.
Это обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
Планируемые мероприятия, направленные на достижение задач государственной программы, и ожидаемые результаты реализации государственной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов приведены в приложении N 2 к государственной программе.
Раздел 2 изменен с 20 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 18 декабря 2023 г. N 989
2. Показатели достижения целей государственной программы
По итогам реализации государственной программы к 2030 году планируется достижение следующих показателей:
"объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области" - 437,1 млрд. рублей.
Данные об объемах отгруженной продукции формируются на основе официальной статистической информации о продукции с использованием данных регулярной статистической отчетности промышленных предприятий, а также с использованием системы мониторингов предприятий в неформальном секторе экономики;
"индекс промышленного производства" (раздел BCDE по общероссийскому классификатору) - 103,5%.
Индекс промышленного производства формируется в соответствии с действующей методологией приказа Росстата от 16.01.2020 N 7 "Об утверждении Официальной статистической методологии исчисления индекса промышленного производства";
"объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" - 6700 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал определяется в соответствии с действующим приказом Росстата от 25.11.2016 N 746 (в редакции приказа Росстата от 19.04.2018 N 205) и регулярной информацией промышленных предприятий;
"индекс инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" - 108,0%.
Индекс инвестиций в основной капитал формируется в соответствии с действующей методологией приказа Росстата от 16.01.2020 N 7 "Об утверждении Официальной статистической методологии исчисления индекса промышленного производства";
"объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" - 107,0 млн. долларов США.
Объем экспорта формируется в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2019 N 1464 "Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и федерального проекта "Промышленный экспорт" и информацией промышленных предприятий;
"налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объем налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства")" - 11000 млн. рублей.
Данные по налоговым поступлениям формируются на основе официальной регулярной статистической отчетности, отчетности промышленных предприятий, а также с использованием системы мониторингов промышленных предприятий.
Все показатели являются измеряемыми и рассчитываемыми по установленным методикам, определяемым на основе данных официальной ведомственной и /или статистической отчетности.
Показатели государственной программы Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Основным ожидаемым конечным результатом реализации государственной программы является устойчивое развитие промышленного комплекса Тамбовской области, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере промышленности.
Раздел 3 изменен с 29 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 807
3. Структура государственной программы
Достижение цели государственной программы обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных региональными проектами "Развитие индустриальных отраслей промышленности", "Развитие промышленного экспорта", "Развитие инфраструктуры и совершенствование работы институтов развития промышленной деятельности", комплексом процессных мероприятий "Обеспечение условий развития индустриальных отраслей промышленности".
Реализация регионального проекта "Развитие индустриальных отраслей промышленности" направлена на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий индустриальных отраслей промышленности.
Реализация регионального проекта "Развитие промышленного экспорта" направлена на достижение международной конкурентоспособности промышленными производителями в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках в рамках реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта "Развитие инфраструктуры и совершенствования работы институтов развития промышленной деятельности" направлена на создание условий совершенствования работы институтов развития промышленной деятельности и создание условия повышения энергоэффективности промышленных предприятий.
Реализация комплекса процессных мероприятий "Обеспечение условий развития индустриальных отраслей промышленности" направлена на организацию (участие) в совещаниях и семинарах по развитию индустриальных отраслей промышленностей.
Все структурные элементы государственной программы и их задачи взаимосвязаны с показателями государственной программы.
На достижение показателя "Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области" направлена реализация регионального проекта "Развитие индустриальных отраслей промышленности".
На достижение показателя "Индекс промышленного производства" направлена реализация региональных проектов "Развитие индустриальных отраслей промышленности" и "Развитие инфраструктуры и совершенствование работы институтов развития промышленной деятельности".
На достижение показателя "Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" направлена реализация регионального проекта "Развитие индустриальных отраслей промышленности".
На достижение показателя "Индекс инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" направлена реализация регионального проекта "Развитие индустриальных отраслей промышленности".
На достижение показателя "Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающее производства" направлена реализация региональных проектов "Развитие индустриальных отраслей промышленности" и "Развитие промышленного экспорта".
На достижение показателя "Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объем налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" направлена реализация региональных проектов "Развитие индустриальных отраслей промышленности" и "Развитие промышленного экспорта".
Реализация комплекса процессных мероприятий направлена на достижение всех показателей государственной программы.
Структура государственной программы представлена в приложении N 2 к государственной программе.
Раздел 4 изменен с 29 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 807
4. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансовое обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы утверждается Законом Тамбовской области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования II этапа государственной программы на 2023 - 2030 годы составляет 3310566,6 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 122432,9 тыс. рублей, бюджет Тамбовской области - 290373,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 2897760,7 тыс. рублей.
Привлечение федеральных средств на реализацию государственной программы будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Минпромторгом России.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Внебюджетными источниками являются средства хозяйствующих субъектов, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), участвующих в софинансировании мероприятий (проектов), кредитных организаций, в различных формах, в том числе в форме денежных средств.
Объем расходов на финансовое обеспечение реализации Государственной программы корректируется в течение периода ее действия с учетом ежегодного утверждения бюджета Тамбовской области и средств, привлеченных из других источников.
В рамках государственной программы налоговые расходы не осуществляются.
Более подробная информация по финансовому обеспечению реализации региональных проектов и комплексов процессных мероприятий государственной программы и прогнозной оценке за счет внебюджетных источников с указанием главных распорядителей представлена соответственно в приложении N 3 к государственной программе.
Раздел 5 изменен с 29 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 807
5. Механизмы реализации государственной программы
Механизмы реализации государственной программы представляют собой взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач государственной программы.
Реализация государственной программы осуществляется ответственным исполнителем - министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области совместно с соисполнителем - министерством экономической и инвестиционной политики Тамбовской области.
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта Государственной программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в управление организации проектной деятельности Правительства Тамбовской области и министерство финансов Тамбовской области;
организует и координирует реализацию Государственной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию структурных элементов Государственной программы, принимает решение о внесении изменений в Государственную программу в соответствии с требованиями постановления администрации Тамбовской области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" и несет ответственность за достижение показателей Государственной программы в целом и в части, его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности Государственной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет показатели, региональные проекты и комплексы процессных мероприятий, затраты по ним, механизм реализации Государственной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в Государственную программу;
предоставляет по запросам управления организации проектной деятельности Правительства Тамбовской области и министерства финансов Тамбовской области сведения о реализации Государственной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы;
разрабатывает совместно с соисполнителями дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в управление организации проектной деятельности Правительства Тамбовской области.
Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию региональных проектов и/или комплекса процессных мероприятий Государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за показатели в части, их касающихся;
разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию региональных проектов и/или комплекса процессных мероприятий Государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления организации проектной деятельности Правительства Тамбовской области, министерства финансов Тамбовской области, а также отчеты о ходе реализации мероприятий (результатов) структурных элементов Государственной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации Государственной программы.
К реализации Государственной программы ответственным исполнителем и/или соисполнителем после утверждения Государственной программы могут привлекаться исполнители структурных элементов:
организации, определяемые в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
областные государственные учреждения в соответствии с порядком о формировании государственного задания в отношении областных государственных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания;
юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - получатели субсидий в соответствии с бюджетным законодательством;
хозяйствующие субъекты (по согласованию), реализующие собственные проекты, направленные на достижение целей и решение задач Государственной программы.
Государственная программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий. Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства Тамбовской области по итогам оценки эффективности государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.