Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 апреля 2007 г. N Ф09-2905/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 по делу N А07-21615/06 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Бешкарева Е.П. (доверенность от 29.03.2007 N 0103-976).
Представители открытого акционерного общества "Гостинично-Сервисный комплекс "Белорецк" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в применении обществом упрощенной системы налогообложения, недействительными решения от 22.08.2006 N 59 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и уведомления от 07.06.2006 N 0256-1003/902 налогового органа.
Решением суда от 27.10.2006 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 решение суда отменено. Требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе в применении обществом упрощенной системы налогообложения, недействительными решения от 22.08.2006 N 59 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и уведомления от 07.06.2006 N 0256-1003/902 налогового органа.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, полагая правомерным отказ в применении обществом упрощенной системы налогообложения, поскольку созданное путем реорганизации в форме преобразования юридическое лицо вправе ее применять с момента создания при условии подачи заявления о переходе на данный специальный режим одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственное унитарное предприятие "Гостинично-Сервисный комплекс "Белорецк" (правопредшественник общества) применяло упрощенную систему налогообложения на основании уведомления инспекции от 04.11.2004 N 560.
В порядке приватизации государственное унитарное предприятие "Гостинично-Сервисный комплекс "Белорецк" было преобразовано в открытое акционерное общество "Гостинично-Сервисный комплекс "Белорецк", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 02 N 004999608 и записью, внесенной 28.10.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц.
После преобразования обществом представлены в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2005 г., 1-й и 2-й кварталы 2006 г.
Уведомлением от 07.06.2006 N 0256-1003/902 налоговым органом было отказано обществу в применении упрощенной системы налогообложения.
Свой отказ инспекция мотивировала тем, что налогоплательщиком не подавалось заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В связи с непредставлением обществом деклараций и отчетности по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, единому социальному налогу инспекцией вынесено решение от 22.08.2006 N 59 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Считая, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в применении обществом упрощенной системы налогообложения, являются незаконными, решение инспекции от 22.08.2006 N 59 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, уведомление инспекции от 04.11.2004 N 560 недействительными, нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходя из того что применение упрощенной системы налогообложения является правом налогоплательщика, порядок перехода к упрощенной системе налогообложения предусмотрен п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и носит заявительный характер. В связи с тем что обществом не было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган, у налогоплательщика отсутствует право на ее применение.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, посчитав правомерным применение обществом упрощенной системы налогообложения, указав при этом на универсальность правопреемства, поскольку вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организацией в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Кодексом не регламентирован.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 Кодекса.
В соответствии со ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.13 Кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организации в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Кодексом не регламентирован.
Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что общество является правопреемником государственного унитарного предприятия "Гостинично-Сервисный комплекс "Белорецк", уплачивающего единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае имеет место универсальное правопреемство и к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о правомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения и незаконности действий инспекции, выразившихся в отказе в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, а также о недействительности решения от 22.08.2006 N 59 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и уведомления инспекции от 07.06.2006 N 0256-1003/902 являются обоснованными.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 по делу N А07-21615/06 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 ст. 346.13 Кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организации в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Кодексом не регламентирован.
Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2007 г. N Ф09-2905/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника