Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 мая 2007 г. N Ф09-3298/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N 8386/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Курганской области (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.10.2006 по делу N А34-3552/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Чащина Н.К. (доверенность от 11.04.2007 N 45-01/151226).
Представители федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") и Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление), участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным приказа управления от 06.02.2006 N 8 в части включения его в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по разделу "подписка на периодические печатные издания".
Решением суда от 25.10.2006 (резолютивная часть от 16.10.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, указанных в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, на территории Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р создано ФГУП "Почта России".
При этом федеральное имущество и функции государственных учреждений - управлений федеральной почтовой связи - переданы в филиалы ФГУП "Почта России".
Согласно п. 1.11 Устава от 11.02.2003 ФГУП "Почта России" имеет филиалы, в том числе в Курганской области.
В силу п. 2.1 Положения о филиале предприятие является обособленным подразделением ФГУП "Почта России" и осуществляет часть его функций на территории Курганской области. Таким образом, предприятие выполняет все те же функции, что и основное предприятие - ФГУП "Почта России".
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 17.11.2005 N 263 ФГУП "Почта России" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на федеральном рынке России определенного товара долю более 35%, по услугам: пересылка почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых, заказных; пересылка бандеролей простых, заказных; подписка на периодические печатные издания; доставка периодических печатных изданий по подписке с долей более 65%.
Для подтверждения указанной позиции Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации в письме от 23.11.2005 N АГ/17265 предписано руководителям своих территориальных органов установить долю ФГУП "Почта России" на рынке услуг по подписке на периодические печатные издания в географических границах субъектов Российской Федерации, определенной по результатам анализа указанного рынка услуг (т. 1, л.д. 137).
На основании представленной предприятием информации управлением в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, проведен анализ регионального рынка услуг почтовой связи и рынка подписки на периодические печатные издания за 2004-2005 гг. (т. 1, л.д. 83-88). В результате анализа установлено, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке на периодические печатные издания с долей более 65%.
Заключением управления от 30.01.2006 о положении ФГУП "Почта России" на региональном рынке услуг по подписке (доставке) на периодические печатные издания (составленным в соответствии с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 03.06.1994 N 67) установлено, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке (доставке) на периодические печатные издания в пределах Курганской области с долей более 65% (т. 1, л.д. 99, 100).
Приказом управления от 06.02.2006 N 8 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (Курганская область)" предприятие включено в Реестр по оказанию услуг почтовой связи, в том числе по разделам "подписка на периодические печатные издания" и "доставка периодических печатных изданий", с долей на рынке более 65%.
Предприятие, считая указанный приказ управления незаконным в части включения в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по разделу "подписка на периодические печатные издания", обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из обоснованности действий управления по вынесению оспариваемого предприятием приказа и соответствия приказа действующему законодательству.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что доминирующим положением является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп. 7 статьи 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Абзацем 2 п. 2 ст. 18 указанного Закона установлено, что порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (далее - Реестр), определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154 утвержден Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов (независимо от места их государственной регистрации) осуществляются на основании решения Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю более 35% на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом.
Пунктом 6 Порядка установлено, что при формировании Реестра используется информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35% на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации), в частности, результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства; информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке (доставке) на периодические печатные издания в пределах Курганской области с долей более 65%. Следовательно, правильными являются выводы судов о правомерности действий управления по внесению предприятия в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по разделу "подписка на периодические печатные издания".
Суды, руководствуясь п. 2.2.8 Устава ФГУП "Почта России", п. 3.2.10 Положения о предприятии (действовавшими на момент вынесения оспариваемого приказа), ст. 2 и 18 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", правильно отклонили довод предприятия о том, что оно осуществляет лишь прием подписки, которая, в свою очередь, не является услугой почтовой связи. При этом суд первой инстанции правомерно указал, что услуги по подписке на периодические печатные издания не относятся непосредственно к услугам почтовой связи, а являются дополнительными услугами, которые предприятие связи оказывает распространителям периодических печатных изданий на договорной основе. Данные услуги относятся к составной части единой почтовой связи общего пользования, которая открыта на условиях публичного договора всем субъектам гражданских правоотношений.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов, сделанных в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.10.2006 по делу N А34-3552/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 Порядка установлено, что при формировании Реестра используется информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35% на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации), в частности, результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства; информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
...
Суды, руководствуясь п. 2.2.8 Устава ФГУП "Почта России", п. 3.2.10 Положения о предприятии (действовавшими на момент вынесения оспариваемого приказа), ст. 2 и 18 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", правильно отклонили довод предприятия о том, что оно осуществляет лишь прием подписки, которая, в свою очередь, не является услугой почтовой связи. При этом суд первой инстанции правомерно указал, что услуги по подписке на периодические печатные издания не относятся непосредственно к услугам почтовой связи, а являются дополнительными услугами, которые предприятие связи оказывает распространителям периодических печатных изданий на договорной основе. Данные услуги относятся к составной части единой почтовой связи общего пользования, которая открыта на условиях публичного договора всем субъектам гражданских правоотношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2007 г. N Ф09-3298/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника