Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 июня 2007 г. N Ф09-4917/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФСФР России в лице Регионального отделения ФСФР России в УрФО (далее - Региональное отделение ФСФР России в УФО) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.12.2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по делу N А60-28661/06 по заявлению Регионального отделения ФСФР России в УФО о принудительной ликвидации открытого акционерного общества "Ляля-Лес" (далее - общество "Ляля-Лес").
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения ФСФР России в УРФО - Коноплева Н.Л. (доверенность от 22.06.2007 N 40), Котельникова Е.В. (доверенность от 01.03.2007 N 16).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Региональное отделение ФСФР России в УРФО обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о принудительной ликвидации общества "Ляля-Лес" в связи с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства.
Определением суда от 09.11.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации.
Решением суда от 18.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Региональное отделение ФСФР России в УРФО просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", п. 12, 14 Положения "О порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 24.06.1997 N 21 (далее - Положение). По мнению заявителя, для устранения ответчиком нарушений законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг путем передачи функций по ведению реестра ценных бумаг регистратору необходимо не только заключение соответствующего договора, но и передача регистратору документов, составляющих систему ведения реестра, подтвержденная актом приема-передачи.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ежеквартальных отчетов общества "Ляля-Лес" за 2004-2006 годы Региональным отделением ФСФР России в УРФО установлено, что ответчик, имеющий 138 участников (акционеров), в нарушение п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" самостоятельно осуществляет ведение реестра акционеров.
По результатам указанной проверки Региональным отделением ФСФР России в УРФО в адрес общества "Ляля-Лес" были направлены предписания об устранении выявленных нарушений от 23.09.2005 и от 27.12.2005.
Поскольку выданные ответчику предписания в установленные сроки им не исполнены, истец, полагая, что противоправное поведение нарушителя носит длительный характер и ведет к нарушению прав акционеров, обратился с иском в суд.
Согласно п. 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд уполномоченным на то государственным органом.
В силу п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество с числом акционеров более 50 обязано передать ведение реестра владельцев ценных бумаг регистратору.
Материалами дела подтверждено, что во исполнение требований Регионального отделения ФСФР России в УРФО ответчиком 11.12.2006 был заключен договор на ведение и хранение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг N ЦМД/ЛЕС - N 20/2006, по условиям которого регистратор - ОАО "Центральный Московский Депозитарий" обязался принять реестр по акту приема-передачи в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и приступить к ведению реестра на следующий день после подписания акта приема-передачи реестра (п. 1, 2.1.1., 2.1.6).
Вместе с тем названный акт в материалах дела отсутствует.
Иных доказательств, подтверждающих фактическое исполнение сторонами условий данного договора, в том числе передачу регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, ответчиком также не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд, исследовав доводы истца об отсутствии акта приема-передачи документов, указал, что данное обстоятельство не является основанием для ликвидации общества "Ляля-Лес", поскольку ответчиком было частично исполнено требование истца - заключен договор от 11.12.2006 N ЦМД/ЛЕС - N 20/2006, а отсутствие акта приема-передачи документов не является грубым нарушением закона и носит устранимый характер.
В то же время апелляционный суд не учел, что если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)".
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии оснований для ликвидации общества "Ляля-Лес", предусмотренных ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует считать преждевременными и недостаточно обоснованными.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, предложить обществу "Ляля-Лес" принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.12.2006 по делу N А60-28661/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
АО, имеющее свыше 50 акционеров, заключило с регистратором договор о передаче ему ведения реестра. Однако фактически реестр ему не передало и продолжало его вести самостоятельно.
ФСФР обратилась в суд с иском о ликвидации общества, указав, что оно не исполнило выданные ему предписания об устранении нарушений.
Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение, отметив следующее.
Данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер. Поэтому суд вправе предложить АО принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок. Если нарушение не будет устранено, суд вправе решать вопрос о ликвидации юридического лица.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2007 г. N Ф09-4917/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника