Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 апреля 2007 г. N А60-6734/07-С6
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" к Территориальному отделу Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании: от заявителя - Ужегов Ю.П., главный инженер, доверенность от 19.04.2007 г.; Фокина А.П., инженер по ТБ, доверенность от 19.04.2007 г.; Данилова Н.А., юрисконсульт, доверенность от 16.01.2007 г. N 53/07; от заинтересованного лица - Антропов И.В., специалист, доверенность N 05-28/18 от 12.01.2006 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 27.03.2007 г. N 208 о назначении административного наказания на основании ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 МРОТ - 10000 руб.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
15.03.2007 г. Территориальным отделом Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск на основании распоряжения N 22-08-24/1 от 09.02.2007 г. проведена проверка в отношении Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" на предмет соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- на предприятии не проводится производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, на границе санитарно-защитной зоны;
- на предприятии отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны;
с августа 2006 г. по настоящее время не осуществляется производственный лабораторный контроль на: силикатсодержащие пыли, силикаты, алюмосиликаты, искусственные минералволокна силикатные стеклообразной структуры (стекловолокно, стекловата, вата минеральная и шлаковая); кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%; марганец в сварочных аэрозолях; никель и его соединения; азота оксиды; пропан-2-он; углерода оксид; масла минеральные нефтяные; бензин (растворитель топливный); моющие синтетические средства; керосин; бензол; метилбензол; серная кислота; газы шинного производства, вулканизационные (по суммарному содержанию аминосоединений в воздухе);
допускается применение следующей спецодежды и средств индивидуальной защиты, на которые не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке: куртка х/б на утепленной прокладке; перчатки резиновые; валенки; галоши резиновые; перчатки диэлектрические; маска защитная для лица; шлем защитный; галоши диэлектрические; брюки х/б на утепленной прокладке; белье нательное; фартук прорезиненный;
- эквивалентный уровень звука не соответствует нормативным величинам в точках: ПМУП "ПЖКУ" (УАЗ 374419 N Н013НВ, р.м. водителя; автобус КАВЗ N М197УХ, р.м. водителя).
По мнению заинтересованного лица, Первоуральским муниципальным унитарным предприятием "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" нарушены ст.ст. 13, 20, ст. 27 п. 1, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.10 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п.п. 1.5, 2.4.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 3.1 СП 4616-88 СП по гигиене труда водителей автомобилей, п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
По итогам проверки оформлен акт от 15.03.2007 г. и составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2007 г.
Постановлением заинтересованного лица от 27.03.2007 г. N 208 Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 МРОТ - 10000 рублей.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий согласно статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 названного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Согласно п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющим дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции (п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
Производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье (п.п. "б" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий")
На основании ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
Работа без предусмотренных спецодежды и средств индивидуальной защиты не допускается. Руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке (п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту").
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (п. 3.1 СП 4616-88 "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей").
Факт совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела (актом проверки от 15.03.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 15.03.2007 г.) и по существу заявителем не оспаривается. Однако заявитель просит суд освободить Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" от административной ответственности в связи с тем, что подобная проверка проводилась впервые, руководитель и главный инженер предприятия привлечены к административной ответственности, штрафы уплачены и, кроме того, по мнению заявителя, за данное нарушение возможно наказание в виде предупреждения.
Указанные доводы судом не принимаются исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, назначение наказания в виде наложения штрафа на руководителя предприятия и главного инженера не является основанием для освобождения юридического лица - ПМУП "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" от административной ответственности.
Относительно возможности применения к заявителю такой меры ответственности как предупреждение, суд поясняет, что указанная санкция исходя из формулировки ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяется лишь при назначении наказания в отношении граждан, а не юридических лиц.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что подобная проверка проводилась впервые, судом не принимается, так как противоречит фактическим обстоятельствам дела. Из материалов дела следует, что в 2006 г. предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановления от 14.11.2006 г. N 859, от 18.04.2006 г. N 261).
Что касается довода предприятия о том, что деятельность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения велась (заключен договор N 11 от 12.03.2007 г.), а часть нарушений (п. 4 постановления) на момент рассмотрения дела об административном правонарушении устранена, следует отметить, что указанные обстоятельства были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления, о чем свидетельствует наложение штрафа по нижнему пределу санкции, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: в размере 100 МРОТ - 10000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных Первоуральским муниципальным унитарным предприятием "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" требований отказать.
В соответствии с частью 5 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17ааs.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2007 г. N А60-6734/07-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника