Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 апреля 2010 г. N Ф09-1529/10-С1 по делу N А47-2906/2009
Дело N А47-2906/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2009 по делу N А47-2906/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области - Шумаков А.А. (доверенность от 01.12.2009 N 01/07-2064).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального образования Бузулукский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484.
Третье лицо - Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области.
Решением суда от 30.09.2009 (судья Федорова С.Г.) заявленные требования удовлетворены. Предписание территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484 признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений Правил расчета размера социальной выплаты и формирования списков участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 28.08.2006 N 286-п (далее - Правила от 28.08.2006 N 286-п), Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 (далее - Правила от 13.05.2006 N 285), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, в период с 28.01.2009 по 03.02.2009 территориальным управлением проведена проверка по вопросам использования субсидий бюджету Оренбургской области на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья администрацией Бузулукского района Оренбургской области.
В ходе проведения проверки территориальным управлением установлено, что администрацией не выносились решения о признании молодых семей участниками программы и включении этих семей в список молодых семей - участников подпрограммы.
Кроме того, территориальным управлением установлено, что администрацией не соблюден порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, в частности, в список участников подпрограммы 24.11.2006 неправомерно включена Семенова Е.В., поскольку представленные на проверку документы датированы мартом-апрелем 2007 г., что привело к необоснованной выплате Семеновой Е.В. в сентябре 2007 г. субсидии на строительство жилого дома в сумме 376920 руб. (94230 руб. - за счет средств федерального бюджета; 282690 руб. - за счет средств областного бюджета).
Тем самым, по мнению территориального управления, в действиях администрации имеются нарушения требований Правил от 28.08.2006 N 286-п и Правил от 13.05.2006 N 285.
По результатам проверки территориальным управлением составлен акт от 03.02.2009, вынесено предписание от 04.03.2009 N 53-07-07/484, которым администрации предписано устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а также возместить в доход федерального бюджета средства в сумме 94230 руб.
Считая предписание территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484 незаконным, нарушающим ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484 недействительным, суды исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта территориального управления требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также наличия нарушений прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основаниям их получения.
Судами установлено, что основанием для выдачи территориальным управлением предписания от 04.03.2009 N 53-07-07/484 явился факт выдачи субсидии для приобретения жилья Семеновой Е.В.
Из содержания п. 15, 17 Правил от 13.05.2006 N 285 следует, что прием необходимых документов, а также организация работы по проверке сведений, содержащихся в документах, возложены на орган местного самоуправления.
Пунктом 22 Правил от 13.05.2006 N 285 предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 10 Правил от 28.08.2006 N 286-п учет молодых семей, желающих стать участниками программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", осуществляют органы местного самоуправления. Для постановки на учет молодые семьи, указанные в п. 3 названных Правил, подают в органы местного самоуправления по месту своей регистрации заявление на участие в программе и предъявляют определенный перечень документов и их копии.
Пунктом 23 Правил от 28.08.2006 N 286-п предусмотрена возможность внесения дополнительных лиц (в том числе по решению государственного заказчика) до момента утверждения списка участников программы - претендентов на получение субсидий в планируемом году.
Суды с учетом правильного применения требований Правил от 13.05.2006 N 285, а также Правил от 28.08.2006 N 286-п правомерно отметили, что действующим законодательством предусмотрено два способа внесения молодой семьи в список участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году. Первый способ заключается в последовательной заявительной процедуре со строго регламентированными сроками формирования единых списков участников программы и их утверждения. Второй способ предусматривает возможность включения в списки участников программы молодой семьи на основании решения государственного заказчика.
Согласно п. 2 Правил от 28.08.2006 N 286-п государственным заказчиком программы является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что семья Семеновой Е.В. включена в список претендентов на получение субсидии на основании решения государственного заказчика - министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - от 22.11.2006 (т. 1, л.д. 79).
Судами также установлено, что Семеновой Е.В. в администрацию представлен определенный пакет документов.
При этом судами при рассмотрении спора по существу обоснованно отмечено, что действующее законодательство (в частности, п. 15 Правил от 13.05.2006 N 285) не содержит требований об обязательном признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий именно тем органом местного самоуправления, в который подается заявление на участие в Программе, и, соответственно, приняты во внимание имеющиеся в материалах дела постановление главы города Бузулука Оренбургской области от 27.10.2006 N 111 и уведомление муниципального образования "Город Бузулук Оренбургской области" от 27.10.2006 N 682, которыми молодая семья Семенова Е.М. (супруга Семеновой Е.В.) с составом три человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что все предусмотренные п. 15 Правил от 13.05.2006 N 285 и п. 10, 20 Правил от 28.08.2006 N 286-п документы, необходимые для признания молодой семьи участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", на момент постановки семьи Семеновой Е.В. на учет в качестве молодой семьи, желающей стать участником программы, имелись.
Согласно п. 23 Правил от 28.08.2006 N 286-п молодые семьи, внесенные в единый список участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по решению государственного заказчика программы на основании ходатайства муниципального образования включаются в число участников программы - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Судами при рассмотрении спора по существу приняты во внимание уведомление от 22.11.2006 N 1498, которым администрация сообщила Семеновой Е.В. о том, что она 21.11.2006 поставлена на учет по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области", адресованное министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайство администрации от 22.11.2006 N 1499 о включении молодой семьи Семеновой Е.В. в число участников программы - претендентов на получение субсидии в 2007 г., приказ Комитета по делам молодежи Оренбургской области от 22.11.2006 N 137 о включении в областной список молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", желающих получить субсидию в 2007 г., молодой семьи Семеновой Е.В., решение министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 22.11.2006 о том, что молодая семья Семеновой Е.В. включена в список молодых семей, желающих получить субсидию в 2007 г.
На основании указанного суды пришли к обоснованному выводу о том, что включение семьи Семеновой Е.В. в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы" до момента утверждения списка претендентов соответствует требованиям п. 23 Правил от 28.08.2006 N 286-п.
При таких обстоятельствах суды с учетом правильного применения указанных выше норм права, а также установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела документов в их совокупности пришли к правомерному выводу о том, что действия администрации по использованию субсидий бюджету Оренбургской области на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья в данном конкретном случае требований действующего законодательства, в частности, Правил от 13.05.2006 N 285 и Правил от 28.08.2006 N 286-п не нарушают.
Следовательно, выводы судов о несоответствии оспариваемого предписания территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484 требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим данным предписанием прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются обоснованными.
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований и признания недействительным оспариваемого предписания территориального управления от 04.03.2009 N 53-07-07/484 являются правильными.
Доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2009 по делу N А47-2906/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 23 Правил от 28.08.2006 N 286-п молодые семьи, внесенные в единый список участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по решению государственного заказчика программы на основании ходатайства муниципального образования включаются в число участников программы - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
...
На основании указанного суды пришли к обоснованному выводу о том, что включение семьи Семеновой Е.В. в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы" до момента утверждения списка претендентов соответствует требованиям п. 23 Правил от 28.08.2006 N 286-п.
При таких обстоятельствах суды с учетом правильного применения указанных выше норм права, а также установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела документов в их совокупности пришли к правомерному выводу о том, что действия администрации по использованию субсидий бюджету Оренбургской области на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья в данном конкретном случае требований действующего законодательства, в частности, Правил от 13.05.2006 N 285 и Правил от 28.08.2006 N 286-п не нарушают."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2010 г. N Ф09-1529/10-С1 по делу N А47-2906/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника