Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июля 2007 г. N Ф09-10046/06-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. N 10620/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2007 г. N Ф09-5082/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области (далее - Совет депутатов муниципального образования Кувандыкский район) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2007 (резолютивная часть от 20.04.2007) по делу N А47-5347/06.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Южно-Уральский криолитовый завод" (далее - общество "Криолит") - Синягин А.В. (доверенность от 10.04.2007), Родин С.Н. (доверенность от 10.04.2007);
Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район - Давицкий В.А. (доверенность от 14.06.2007), Семочкин В.В. (доверенность от 14.06.2007).
Общество "Криолит" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район от 02.06.2006 N 69/26-СД "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район от 28.12.2005 N 27 "Об установлении базовых ставок арендной платы за землю на 2006 г." в части утверждения коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю на 2006 г. по следующим категориям арендаторов: предприятия цветной металлургии (коэффициент 12,8), автостоянки (коэффициент 40,7), жилой фонд (коэффициент 13,8) предприятия промышленности, транспорта и связи за чертой населенного пункта (коэффициент 126), с учетом уточнения требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.09.2006 (резолютивная часть от 25.08.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2006 решение отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2007 (резолютивная часть от 20.04.2007) требования общества "Криолит" удовлетворены. Решение Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район от 02.06.2006 N 69/26-СД "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район от 28.12.2005 N 27 "Об установлении базовых ставок арендной платы за землю на 2006 г." в части утверждения коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю по категориям арендаторов на 2006 г. (Приложение N 1): предприятия цветной металлургии (коэффициент 12,8), автостоянки (коэффициент 40,7), жилой фонд (коэффициент 13,8) предприятия промышленности, транспорта и связи за чертой населенного пункта (коэффициент 126) признано не соответствующим п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", п. 4 ст. 43, 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 6 Устава муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области. Оспариваемое решение признано недействующим в указанной части и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу. На Совет депутатов муниципального образования Кувандыкский район возложена обязанность привести решение в оспариваемой части в соответствие с нормами действующего законодательства.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Совет депутатов муниципального образования Кувандыкский район просит указанное решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-111-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области", на неправильное применение судом первой инстанции положений ст. 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". При этом заявитель кассационной жалобы полагает, что, принимая оспариваемый нормативный акт, Совет депутатов Кувандыкского района реализовал свое право на определение порядка расчета арендной платы, предусмотренное п. 3 ст. 14 Закона Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области". Кроме того, заявитель указывает на то, что действующее федеральное законодательство не ограничивает права собственника земельного участка при сдаче его в аренду и определении методики расчета арендной платы, таким образом, базовый размер арендной платы и коэффициенты по категориям арендаторов установлены Советом депутатов законно. Вывод суда об отсутствии экономического обоснования размера арендной платы, по мнению Совета депутатов Кувандыкского района, является неправильным, так как в основу экономических расчетов арендной платы заявителем положен принцип определения суммы арендной платы на 2006 г. с учетом увеличения суммы арендной платы 2005 г. на прогнозируемый коэффициент инфляции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Законе Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" пункт 3 статьи 14 отсутствует
В отзыве на кассационную жалобу заместитель прокурора Оренбургской области доводы Совета депутатов Кувандыкского района поддерживает, просит решение отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Общество "Криолит" в отзыве указывает на то, что коэффициенты к базовым ставкам арендной платы за землю установлены Советом депутатов Кувандыкского района произвольно, без экономической оценки доходности земельного участка в конкретной зоне, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Советом депутатов муниципального образования Кувандыкский район принято решение от 28.12.2005 N 27 "Об установлении базовых ставок арендной платы за землю на 2006 г." Указанный нормативный акт опубликован 07.03.2006 в Кувандыкской районной газете "Новый путь".
Решением Совета депутатов муниципального образования "Кувандыкский район" от 02.06.2006 N 69/26-СД в решение Совета депутатов муниципального образования "Кувандыкский район" от 28.12.2005 N 27 "Об установлении базовых ставок арендной платы за землю на 2006 г." внесены изменения и дополнения. В приложении N 1 к указанному решению утверждены коэффициенты к базовым ставкам арендной платы за землю по категориям арендаторов, в частности: предприятия цветной металлургии - коэффициент 12,8; автостоянки - коэффициент 40,7; жилой фонд - коэффициент 13,8; предприятия промышленности, транспорта и связи за чертой населенного пункта - коэффициент 126. Кроме того, утверждено положение "О методике расчета арендной платы за землю".
Общество "Криолит", полагая, что решение Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район от 02.06.2006 N 69/26-СД принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного нормативного акта недействующим.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Между тем муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Действующим законодательством не определены порядок и условия установления коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю по категориям арендаторов.
Вместе с тем, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, в отсутствие единых правил расчета дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В связи с этим при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками в городе, судам рекомендовано выявлять, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что при принятии Советом депутатов муниципального образования Кувандыкский район оспариваемого решения по установлению дополнительных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю какое-либо экономическое обоснование на основе многофакторного анализа оценочных характеристик арендованных земельных участков отсутствовало.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район не основано на требованиях действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества "Криолит", поскольку привело к необоснованному повышению арендной платы за земельные участки общества. В связи с этим суд правомерно признал требования общества "Криолит" подлежащими удовлетворению.
Довод Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район о том, что базовый размер арендной платы и коэффициенты по категориям арендаторов установлены Советом депутатов законно и являются экономически обоснованными, судом кассационной инстанции отклоняется, так как расчет, представленный заявителем кассационной жалобы, в качестве такого обоснования признан быть не может, поскольку основан лишь на показателях 2005 г.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2007 (резолютивная часть от 20.04.2007) по делу N А47-5347/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Действующим законодательством не определены порядок и условия установления коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю по категориям арендаторов.
Вместе с тем, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, в отсутствие единых правил расчета дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2007 г. N Ф09-10046/06-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника