Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июля 2007 г. N Ф09-5169/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2007 по делу N А47-12582/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Кузнецова Вера Ивановна (далее -предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным действий инспекции, выразившихся в отказе проведения зачета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязании налогового органа произвести зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов в сумме 12500 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2007 (резолютивная часть от 28.02.2007) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель ошибочно перечислил страховые взносы в сумме 10180 руб., направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, с кода бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160, а также страховые взносы в сумме 2320 руб., направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160.
Предприниматель обратился в инспекцию с заявлениями о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговый орган в письме от 01.12.2006 N 08-81/7412 в зачете (возврате) указанных сумм отказал, так как страховые взносы не отвечают понятию налогового платежа и в связи с этим не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса. Кроме того, налоговый орган указал, что у него не имеется полномочий по зачету (возврату) вышеуказанных сумм.
Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов лежит на налоговом органе.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации состоит, в частности, из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления возврата излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется нормами, содержащимися в ст. 78, 79 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель ошибочно перечислил страховые взносы в сумме 10180 руб., направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, с кода бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160, а также страховые взносы в сумме 2320 руб., направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160.
Факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в указанных суммах инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования предпринимателем по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерны.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом того, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2007 по делу N А47-12582/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
...
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом того, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2007 г. N Ф09-5169/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника