Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 июля 2007 г. N Ф09-5786/07-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 15485/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-полисистем" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2007 по делу N А50-3258/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми (далее - инспекция) - Кичев В.С. (доверенность от 16.07.2007 N 04-11/8576).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительными решения от 13.03.2007 N 10866 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решения от 20.03.2007 N 53 и постановления от 20.03.2007 N 53 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 07.05.2007 в удовлетворении заявления обществу отказано.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей общества 12.02.2007 принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, 20.02.2007 по уведомлению общества указанные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инспекцией в адрес общества направлено требование по состоянию на 22.02.2007 об уплате акцизов на алкогольную продукцию в общей сумме 1900940 руб. 88 коп. В связи с неисполнением требования в срок до 12.03.2007 инспекцией приняты решение от 13.03.2007 N 10866 о взыскании акцизов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решение от 20.03.2007 N 53, постановление от 20.03.2007 N 53 о взыскании акцизов за счет имущества налогоплательщика.
Считая указанные решения и постановление инспекции незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из правомерности бесспорного взыскания обязательных платежей в бюджет до утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
Вместе с тем статьей 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения и постановление инспекции о принудительном взыскании задолженности по акцизам в бесспорном порядке, принятые после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.
Вывод суда о правомерности принудительного взыскания обязательных платежей в бюджет в бесспорном порядке до утверждения промежуточного ликвидационного баланса противоречит ст. 49 Кодекса, согласно которой при ликвидации организации обязанность по уплате налогов и сборов исполняется ликвидационной комиссией ликвидируемой организации.
С учетом изложенного заявление общества о признании недействительными оспариваемых решений и постановления следует удовлетворить. На основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
В силу ст. 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пользу общества подлежат взысканию с инспекции судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и кассационной жалобы в сумме 7000 руб., а также подлежит возврату из средств федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина при подаче кассационной жалобы в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2007 по делу N А50-3258/07 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-полисистем" удовлетворить.
Признать недействительными принятые Инспекцией Федеральной налоговой службой по Кировскому району города Перми решения от 13.03.2007 N 10866 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, от 20.03.2007 N 53 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, постановление от 20.03.2007 N 53 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-полисистем" судебные расходы по заявлению и кассационной жалобе в сумме 7000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арсенал-полисистем" из средств федерального бюджета излишне уплаченную в филиале 0022/0200 Западно-Уральского банка Сбербанка России по чеку-ордеру от 18.06.2007 N 170 госпошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
...
Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
...
Вывод суда о правомерности принудительного взыскания обязательных платежей в бюджет в бесспорном порядке до утверждения промежуточного ликвидационного баланса противоречит ст. 49 Кодекса, согласно которой при ликвидации организации обязанность по уплате налогов и сборов исполняется ликвидационной комиссией ликвидируемой организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2007 г. N Ф09-5786/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника