Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 августа 2007 г. N Ф09-6013/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2007 по делу N А07-2961/07 по заявлению открытого акционерного общества "НефАЗ" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Исламов М.М. (доверенность от 15.01.2007 N 10).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.02.2007 N 11-13/02080, которым ему доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь, февраль, март 2005 г. в общей сумме 1528891 руб.
Решением суда от 30.03.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм положений ст. 168, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), полагая, что для применения вычетов по НДС обязательным условием является выделение налога в кассовом чеке отдельной строкой.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за январь-март 2005 г. инспекцией принято оспариваемое решение, согласно которому обществу начислен НДС в сумме 1528891 руб. в связи с необоснованным предъявлением к вычету сумм налога.
Отказывая обществу в применении налогового вычета по НДС, налоговый орган сослался на отсутствие счетов-фактур, подтверждающих уплату оспариваемой суммы налога, а также на тот факт, что в представленных контрольно-кассовых чеках суммы НДС отдельной строкой не выделены.
Суд удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о неправомерности действий инспекции, указав, что налогоплательщиком соблюдены все предусмотренные законом условия для использования вычета НДС за январь-март 2005 г.
Вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.
Согласно ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (ст. 172 Кодекса).
В силу п. 6, 7 ст. 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что требования, предусмотренные ст. 169, 171, 172 и 176 Кодекса, обществом выполнены - им представлены документы в обоснование произведенных расходов (командировочные удостоверения, служебные задания, путевые листы, авансовые отчеты), чеки АЗС и первичные бухгалтерские документы в подтверждение факта отражения спорных сумм на счетах аналитического учета.
Материалами дела подтверждается, что горюче-смазочные материалы приобретались работниками общества для нужд предприятия через розничную сеть АЗС за наличный расчет.
Довод инспекции о необходимости указания в чеках контрольно-кассовой техники сумм налога судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку выделение в кассовом чеке отдельной строкой сумм налога не предусмотрено нормами законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у общества права на применение налогового вычета по НДС за январь-март 2005 г. является правомерным.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2007 по делу N А07-2961/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 6, 7 ст. 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что требования, предусмотренные ст. 169, 171, 172 и 176 Кодекса, обществом выполнены - им представлены документы в обоснование произведенных расходов (командировочные удостоверения, служебные задания, путевые листы, авансовые отчеты), чеки АЗС и первичные бухгалтерские документы в подтверждение факта отражения спорных сумм на счетах аналитического учета.
...
Довод инспекции о необходимости указания в чеках контрольно-кассовой техники сумм налога судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку выделение в кассовом чеке отдельной строкой сумм налога не предусмотрено нормами законодательства о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2007 г. N Ф09-6013/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника