Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2007 г. N Ф09-6210/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Уралоргсинтез" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2007 по делу N А50-3184/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - управление) - Лузин Т.Е. (доверенность от 11.01.2007 N 09-34);
общества - Пьянкова О.В. (доверенность от 23.07.2007 N 28/58).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения управления от 12.01.2007 об отказе в выдаче свидетельства о регистрации лица, осуществляющего производство прямогонного бензина, и о распространении действия свидетельства серии 59 N 003526966 на период с 12.01.2007.
Решением суда от 27.04.2007 (резолютивная часть от 20.04.2007) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения управления от 12.01.2007 отказано. В части заявленных обществом требований о распространении действия свидетельства на период с 12.01.2007 производство по делу прекращено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 4 ст. 179.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество 22.12.2006 обратилось в управление с заявлением о выдаче свидетельства (л.д. 52). Решением управления от 12.01.2007 обществу отказано в выдаче названного свидетельства.
Основанием для отказа явилось непредставление обществом копий документов, подтверждающих право собственности на производственные мощности, и сведений об их наличии.
Считая, что решение управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения управления от 12.01.2007, суд исходил из обоснованности отказа управления в выдаче свидетельства.
Прекращая производство по делу в части заявленных обществом требований о распространении действия свидетельства на период с 12.01.2007, суд исходил из того, что дело в данной части не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Выводы суда являются ошибочными.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 179.3 Кодекса свидетельство на производство прямогонного бензина выдается организациям и индивидуальным предпринимателям при наличии в собственности (на праве владения или пользования или на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя на 100 процентов состоит из вклада (доли) организации - собственника производственных мощностей) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству прямогонного бензина и (или) при наличии договора об оказании услуг по переработке налогоплательщиком сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, в результате которой осуществляется производство прямогонного бензина.
В силу абз. 4 п. 4 ст. 179.3 Кодекса для получения свидетельства на производство прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель - переработчик сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по производству прямогонного бензина, могут представить в налоговый орган заверенную копию договора об оказании услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки. Указанная отметка проставляется при представлении в налоговый орган по месту нахождения этой организации или месту жительства индивидуального предпринимателя копии договора об оказании услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.
Частью 3 ст. 179.3 Кодекса установлено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2006 N 122н (далее - Порядок выдачи свидетельств), установлены требования, при соблюдении которых выдается названное свидетельство. Указанные требования аналогичны требованиям, содержащимся в ст. 179.3 Кодекса.
Из содержания абз. 1 ч. 4 ст. 179.3 Кодекса и п. 3 Порядка выдачи свидетельств следует, что ограничений на выдачу свидетельства исключительно заявителям, представившим документы, подтверждающие право собственности на соответствующие мощности и сведения о наличии производственных мощностей, указанные нормы не содержат.
Напротив, Кодексом и Порядком выдачи свидетельств предусмотрена альтернативная возможность представить в управление заверенную копию договора об оказании услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.
Как следует из материалов дела, обществом при подаче заявления на выдачу свидетельства в управление представлена заверенная копия договора от 01.12.2005 N 712/СХ.0699, заключенного с открытым акционерным обществом "АКС Холдинг", на переработку на давальческих условиях углеводородного сырья.
Следовательно, обществом при подаче заявления на выдачу свидетельства соблюден порядок, установленный п. 4 ст. 179.3 Кодекса.
Данные обстоятельства подтверждаются также тем, что, как пояснил представитель общества и не оспаривает представитель инспекции, одновременно с отказом в выдаче свидетельства на производство прямогонного бензина инспекцией обществу было выдано свидетельство на переработку прямогонного бензина при наличии тех же документов.
При таких обстоятельствах отказ управления в выдаче свидетельства является необоснованным.
Согласно п. 11 Порядка выдачи свидетельств в случае выявления несоответствия заявления и представленных с ним документов требованиям, установленным в п. 7 и 8 Порядка выдачи свидетельств, документы подлежат возврату с обоснованием причин возврата.
Пунктом 12 Порядка выдачи свидетельств предусмотрено, что возврат представленных документов осуществляется в пятидневный срок со дня их регистрации налоговым органом с письмом налогового органа за подписью руководителя (заместителя руководителя) почтовым отправлением.
Между тем из материалов дела следует, что управлением 12.01.2007 вынесено решение об отказе в выдаче свидетельства обществу, в результате чего общество было лишено возможности своевременно устранить недостатки, допущенные при оформлении документов.
Следовательно, управлением нарушена процедура, предусмотренная п. 11, 12 Порядка выдачи свидетельств.
Указанные нарушения лишили общество возможности своевременно воспользоваться правами, предоставленными Кодексом.
Кроме того, судом первой инстанции прекращено производство по делу в части заявленных обществом требований о распространении действия свидетельства на период с 12.01.2007.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку требование общества о распространении срока действия свидетельства на период с 12.01.2007 не является самостоятельным, а содержит указание на способ устранения допущенных управлением нарушений, решение суда в данной части принято с нарушением норм процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2007 по делу N А50-3184/07 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 12.01.2007 N 21-07/3/00536.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю распространить действие свидетельства о регистрации лица, осуществляющего производство прямогонного бензина, от 14.02.2007 серии 59 N 003526966, выданного открытому акционерному обществу "Уралоргсинтез", с 12.01.2007.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в пользу открытого акционерного общества "Уралоргсинтез" 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Уралоргсинтез" из средств федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 19.06.2007 N 4441.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, обществом при подаче заявления на выдачу свидетельства в управление представлена заверенная копия договора от 01.12.2005 N 712/СХ.0699, заключенного с открытым акционерным обществом "АКС Холдинг", на переработку на давальческих условиях углеводородного сырья.
Следовательно, обществом при подаче заявления на выдачу свидетельства соблюден порядок, установленный п. 4 ст. 179.3 Кодекса.
...
Согласно п. 11 Порядка выдачи свидетельств в случае выявления несоответствия заявления и представленных с ним документов требованиям, установленным в п. 7 и 8 Порядка выдачи свидетельств, документы подлежат возврату с обоснованием причин возврата.
Пунктом 12 Порядка выдачи свидетельств предусмотрено, что возврат представленных документов осуществляется в пятидневный срок со дня их регистрации налоговым органом с письмом налогового органа за подписью руководителя (заместителя руководителя) почтовым отправлением.
Между тем из материалов дела следует, что управлением 12.01.2007 вынесено решение об отказе в выдаче свидетельства обществу, в результате чего общество было лишено возможности своевременно устранить недостатки, допущенные при оформлении документов.
Следовательно, управлением нарушена процедура, предусмотренная п. 11, 12 Порядка выдачи свидетельств.
Указанные нарушения лишили общество возможности своевременно воспользоваться правами, предоставленными Кодексом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2007 г. N Ф09-6210/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника