Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 января 2003 г. N Ф09-5122/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Новотроицку (далее - инспекция) на решение от 15.10.2003 г. Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-7175/03 по заявлению инспекции к предпринимателю Колегову Владимиру Павловичу (далее предприниматель) о взыскании 131313,66 руб.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в суд не прибыли.
Письменных ходатайств не поступило.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к предпринимателю о взыскании 131313,66 руб., в том числе НДС за 2001 г. - 34283 руб., пени по НДС - 21597,53 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ - 6856,60 руб., штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ - 68566 руб., целевой сбор на содержание муниципальной милиции - 6 руб., пени по целевому сбору на содержание муниципальной милиции - 3,33 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ- 1,2 руб.
Решением от 15.10.2003 г. Арбитражного суда Оренбургской области заявленные требования удовлетворены частично. С предпринимателя взыскано 10 руб. 53 коп., в том числе: 6 руб. - целевой сбор на содержание муниципальной милиции за 2001 г., пени по целевому сбору на содержание муниципальной милиции - 3 руб. 33 коп., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ -1 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
Инспекция с решением суда не согласна, просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований инспекции, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - ст. 143, 168 НК РФ, ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт и вынесено решение от 26.03.2003 г. N 06/4091 о взыскании с предпринимателя 131313,66 руб., в том числе НДС за 2001 г. -34283 руб., пени по НДС - 21597,53 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ - 6856,60 руб., штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ - 68566 руб. за непредставление налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2001г., целевой сбор на содержание муниципальной милиции - 6 руб., пени по целевому сбору на содержание муниципальной милиции - 3,33 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ -1,2 руб.
В связи с неуплатой указанных сумм в добровольном порядке, инспекция обратилась с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из отсутствия у предпринимателя обязанностей по уплате НДС в спорный период, что исключает правомерность доначисления суммы НДС, пени и взыскания штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ и по п. 2 ст. 119 НК РФ.
Такой вывод суда является правильным, соответствующим требованиям законодательства и материалам дела.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О изложена его правовая позиция относительно толкования понятия - ухудшения условий для субъектов малого предпринимательства. Данное определение также содержит вывод о необходимости распространения действовавшего на момент государственной регистрации индивидуальных предпринимателей более благоприятного порядка налогообложения на период после введения в действие ст. 143 НК РФ.
Установленная ст. 143 НК РФ обязанность для предпринимателей с 01.01.2001 г. исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость ухудшает условия хозяйствования субъектов малого предпринимательства, поскольку на них возлагается дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальными предпринимателями, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Так как предприниматель была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 13.04.1998 г., а уплата НДС была вменена ему в обязанность с 01.01.2001 г., он не обязан платить НДС в течение 4-х лет с момента регистрации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в проверяемый налоговым органом период - 2001 г. у предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате НДС в бюджет. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания как для взыскания суммы начисленного налога, так и для начисления пени за несвоевременную уплату данного налога (ст. 75 НК РФ;, а также взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ и по п. 2 ст. 119 НК РФ (ст. 108 НК РФ).
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 15.10.2003 г. арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-7175/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленная ст. 143 НК РФ обязанность для предпринимателей с 01.01.2001 г. исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость ухудшает условия хозяйствования субъектов малого предпринимательства, поскольку на них возлагается дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальными предпринимателями, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Так как предприниматель была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 13.04.1998 г., а уплата НДС была вменена ему в обязанность с 01.01.2001 г., он не обязан платить НДС в течение 4-х лет с момента регистрации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в проверяемый налоговым органом период - 2001 г. у предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате НДС в бюджет. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания как для взыскания суммы начисленного налога, так и для начисления пени за несвоевременную уплату данного налога (ст. 75 НК РФ;, а также взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ и по п. 2 ст. 119 НК РФ (ст. 108 НК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2003 г. N Ф09-5122/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника