Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 августа 2007 г. N Ф09-6901/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 17313/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Воткинска на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2007 (резолютивная часть от 15.03.2007) по делу N А71-9537/2006.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Воткинска - Карпов А.П. (доверенность от 18.01.2007 N 01-78);
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике - Брагина Н.В. (доверенность от 09.01.2007 N 1).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Воткинска обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, Федеральному агентству лесного хозяйства по Удмуртской Республике, Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о признании недействительной записи о регистрации права собственности Российской Федерации от 18.02.2004 N 18-01/26-73/2003-424 на участки лесного фонда в кварталах 32, 33, 34, 35, 38, 53-62 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации 18 АА N 504654 от 27.02.2004.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Федеральное управление кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Воткинский лесхоз".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2007 (резолютивная часть от 15.03.2007) в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Воткинска просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших на период регистрации, ст. 2, 3, 6 Федерального закона от 17.07.1991 N 101 "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 6, 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 128 "О государственном земельном кадастре", положений Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Федерального Закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует читать как 17 июля 2001 года N 101-ФЗ
В отзывах на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике и Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике просят обжалуемое решение оставить в силе ввиду необоснованности доводов заявителя. Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в отзыве на кассационную жалобу указало на то, что оно не является участником материально-правовых отношений по поводу спорных участков лесного фонда, поэтому требования в отношении него несостоятельны.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.02.2004 произведена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации N 18-01/26-73/2003-424 на участки лесного фонда в кварталах N 1-82 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза (назначение: леса 1 группы - запретные полосы лесов, защищающие нерестилища; защитные полосы вдоль автомобильных дорог; запретные полосы по берегам рек; леса зеленых зон поселений, в том числе лесохозяйственная часть зеленой зоны; лесопарковая часть зеленой зоны; леса 2 группы; площадь 12272 га).
Администрация г. Воткинска, ссылаясь на то, что указанная регистрация произведена незаконно, поскольку участки лесного фонда расположены в пределах муниципального образования "Город Воткинск", а также указывая, что данной регистрацией нарушено ее право, предусмотренное п. 10 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 128 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжаться землями городского поселения и право распоряжения городскими лесами, которые в силу ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации не входят в состав лесного фонда, в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым требованием. В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данные участки проведена с нарушением ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших в период регистрации, ст. 1, 7, 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 128 "О государственном земельном кадастре" участки лесного фонда как объекты гражданского права в отсутствие земельного участка, надлежащим образом занесенного в государственный земельный кадастр, не могут быть зарегистрированы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует читать как 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, номер Федерального Закона от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" следует читать как "N 28-ФЗ"
Проанализировав доводы администрации г. Воткинска, указанные в обоснование заявленных требований, суд пришел к верному выводу о том, что фактически администрацией г. Воткинска оспаривается зарегистрированное право собственности Российской Федерации на названные выше участки лесного фонда, в том числе основания его возникновения, а не сама по себе запись о государственной регистрации (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), поэтому данные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства. В связи с изложенным судом правомерно отклонены доводы ответчиков о пропуске заявителем срока на подачу заявления, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд пришел к верному выводу о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные выше участки лесного фонда произведена в соответствии с нормами действовавшего в тот период законодательства.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 22.01.1997, действовавшей на момент регистрации права собственности на данные участки за Российской Федерацией, лесной фонд находится в федеральной собственности и формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом.
Статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации была предусмотрена необходимость государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством.
Как видно из материалов дела, определение границ лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, было согласовано с Горкомземом г. Воткинска в период проведения подготовительных работ по лесоустройству, о чем свидетельствует акт согласования границ от 16.04.1997, таксационное описание лесов, заключение комиссии государственной экологической экспертизы. Данные документы были представлены на государственную регистрацию.
В силу ст. 128-130 Гражданского кодекса Российской Федерации участки лесного фонда являются объектами недвижимости. Согласно п. 23, 24 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, в государственном реестре прав участки лесного фонда как объект права идентифицированы кадастровым номером.
Между тем, учитывая, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в судебном порядке может быть оспорено только зарегистрированное право, а не сама по себе запись о государственной регистрации, при этом действующим законодательством не предусмотрено такое основание прекращения прав собственности, как признание недействительной записи государственной регистрации либо свидетельства о такой регистрации, суд правильно указал на несостоятельность требований, предъявленных администрацией г. Воткинска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, не являющемуся участником материально-правовых отношений по поводу объектов лесных участков.
Исковые требования администрации г. Воткинска к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, Федеральному агентству лесного хозяйства по Удмуртской Республике и Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики суд также обоснованно признал подлежащими отклонению ввиду отсутствия у них притязаний в отношении спорных объектов.
Отказывая в удовлетворении требований истца к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике об оспаривании права Российской Федерации на указанные выше участки лесного фонда, суд правомерно исходил из следующего.
Статьями 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 22.01.1997, действовавшей на момент регистрации права собственности на данные участки за Российской Федерацией, устанавливалось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые растительностью, образуют лесной фонд. Городские леса в лесной фонд не входят.
Ссылаясь на то, что спорные участки лесного фонда расположены в пределах муниципального образования "Город Воткинск", администрация г. Воткинска указала на постановление Верховного Совета Удмуртской Республики от 13.03.1992 N 336-Х и закон Удмуртской Республики от 23.11.2004 N 68-РЗ "Об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как "N 336-ХII"
Между тем, как верно отметил суд, акт выбора земельного участка для изменения городской черты г. Воткинска не составлялся, перевод земель лесного фонда в состав земель поселений в соответствии с действовавшим в тот период Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 не производился.
Имеющиеся в материалах дела выписки из государственного земельного кадастра от 15.08.2006 свидетельствуют о том, что спорные земельные участки являются участками неучтенных земель, находящихся в государственной собственности.
В силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 25.10.2001 земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 38 указанного кодекса).
Согласно землеустроительному делу по установлению (восстановлению) границ земельного участка городских лесов, расположенных в северной части города Воткинска в пределах городской черты, составленным кадастровым планам, проведенным работам по межеванию объектов землеустройства в 2006 г. в границах города Воткинска находятся земельные участки, расположенные в кварталах 32, 33, 34, 35, 38, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза общей площадью 1532 га. Данные границы в натуре указаны на плане границ городской черты г. Воткинска, выполненной федеральным государственным унитарным предприятием "Удмуртгипрозем".
Однако в законе Удмуртской Республики от 23.11.2004 N 68-РЗ "Об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики" при описании границы указано, что граница проходит по северной границе кварталов 32, 33, 34 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза 3,75 км, далее по восточной границе полосы автомобильной дороги, включая ее в границу муниципального образования "Город Воткинск", до автомобильной дороги Воткинск-Кельчино 2,38 км, далее по северной границе полосы автомобильной дороги Воткинск-Кельчино, включая ее в границу муниципального образования "Город Воткинск", далее по границе земель подсобного хозяйства Воткинского НГДУ открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - урочище Лесное поле, прилегающим лесным массивам, северной границе полосы отвода автомобильной дороги Воткинск-Кельчино 7,08 км, далее по восточной стороне квартала 53 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза до садоводческого некоммерческого товарищества. Другие границы оспариваемых кварталов не описаны.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о недоказанности истцом факта отнесения спорных участков леса к городским лесам ввиду отсутствия в материалах дела документов по лесоустройству.
Доводы заявителя о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные выше участки лесного фонда нарушает его право на распоряжение землями, находящимися в пределах городского поселения и городскими лесами, обоснованно отклонены судом, поскольку в соответствии с положениями действующего лесного законодательства участки лесного фонда могут находиться в составе земель разных категорий.
Таким образом, поскольку администрацией г. Воткинска не представлено доказательств нахождения спорных объектов в собственности муниципального образования, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований об оспаривании права собственности на них Российской Федерации.
Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду вышеизложенного доводы администрации г. Воткинска, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, при рассмотрении дела допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2007 (резолютивная часть от 15.03.2007) по делу N А71-9537/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Воткинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно землеустроительному делу по установлению (восстановлению) границ земельного участка городских лесов, расположенных в северной части города Воткинска в пределах городской черты, составленным кадастровым планам, проведенным работам по межеванию объектов землеустройства в 2006 г. в границах города Воткинска находятся земельные участки, расположенные в кварталах 32, 33, 34, 35, 38, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза общей площадью 1532 га. Данные границы в натуре указаны на плане границ городской черты г. Воткинска, выполненной федеральным государственным унитарным предприятием "Удмуртгипрозем".
Однако в законе Удмуртской Республики от 23.11.2004 N 68-РЗ "Об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Воткинска Удмуртской Республики" при описании границы указано, что граница проходит по северной границе кварталов 32, 33, 34 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза 3,75 км, далее по восточной границе полосы автомобильной дороги, включая ее в границу муниципального образования "Город Воткинск", до автомобильной дороги Воткинск-Кельчино 2,38 км, далее по северной границе полосы автомобильной дороги Воткинск-Кельчино, включая ее в границу муниципального образования "Город Воткинск", далее по границе земель подсобного хозяйства Воткинского НГДУ открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - урочище Лесное поле, прилегающим лесным массивам, северной границе полосы отвода автомобильной дороги Воткинск-Кельчино 7,08 км, далее по восточной стороне квартала 53 Воткинского лесничества Воткинского лесхоза до садоводческого некоммерческого товарищества. Другие границы оспариваемых кварталов не описаны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2007 г. N Ф09-6901/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника