Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7132/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 2007 г. N 16565/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - регистрирующий орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2007 по делу N А76-32154/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Риэлтор" (далее - общество "Риэлтор") и общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН-Ч" (далее - общество "РЕГИОН-Ч") к инспекции о признании недействительными ее решений об отказе в государственной регистрации и обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения общества "РЕГИОН-Ч" к обществу "Риэлтор".
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Салимов А.Ю. (доверенность от 21.06.2007 N 05-32239).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Риэлтор" и общество "РЕГИОН-Ч" обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 16.11.2006, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений по формам N Р13001 и Р16003, об отказе в государственной регистрации реорганизации, а также обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения общества "РЕГИОН-Ч" к обществу "Риэлтор".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2007 (резолютивная часть от 21.03.2007) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 (с учетом определения об исправлении опечатки от 18.07.2007) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие у судов оснований для признания недействительными оспариваемых решений.
По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрирующий орган правомерно, в соответствии с п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вынес как решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч", так и решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Риэлтор".
Инспекция также считает, что суды необоснованно взыскали с нее государственную пошлину, от уплаты которой регистрирующий орган освобожден в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество "Риэлтор" в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.11.2006 общество "РЕГИОН-Ч" представило в регистрирующий орган пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, а общество "Риэлтор" - пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Регистрирующим органом 16.11.2006 приняты решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч" и об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Риэлтор".
Решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества "РЕГИОН-Ч" - было принято в связи с тем, что заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003) считается непредставленным, поскольку отсутствуют доказательства уведомления кредиторов и наличия публикации в одном из номеров журнала "Вестник государственной регистрации".
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества "Риэлтор", явилось непредставление соответствующего заявления (форма N Р13001) вследствие невнесения сведений о прекращении деятельности присоединяемого общества "РЕГИОН-Ч".
Посчитав указанные решения инспекции незаконными, общество "Риэлтор" и общество "РЕГИОН-Ч" обжаловали их в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, руководствуясь п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", сделав правильный вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч" и отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Риэлтор".
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
В силу п. 3 ст. 17 названного Закона при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 в заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003) подтверждается, что передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам прекратившего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы прекратившего деятельность присоединенного юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации; содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляется только при представлении доказательств уведомления кредиторов в указанном выше порядке.
Сведения о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество "РЕГИОН-Ч" выполнило требования, касающиеся необходимости уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о реорганизации в форме присоединения. Соответствующие доказательства обществом "РЕГИОН-Ч" представлены в регистрирующий орган.
При этом суды обоснованно указали на то, что действующее законодательство не требует представления в регистрирующий орган в качестве доказательства публикации самого журнала с текстом сообщения.
Таким образом, поскольку обществом "РЕГИОН-Ч" в регистрирующий орган поданы все необходимые документы, перечисленные в п. 3 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также представлены доказательства уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о реорганизации в форме присоединения, суды правомерно признали решение регистрирующего органа от 16.11.2006 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч" недействительным.
Так как решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Риэлтор", явилось следствием решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч", то признание последнего решения недействительным влечет недействительность первого из указанных решений.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом "Риэлтор" и обществом "РЕГИОН-Ч" требования.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, относительно неправомерности взыскания государственной пошлины судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права. Так как при подаче заявления было заявлено два требования, а государственная пошлина уплачена только по одному требованию, суд первой инстанции правильно взыскал с инспекции государственную пошлину в сумме 4000 руб. (2000 руб. в доход федерального бюджета и 2000 руб. в пользу общества "Риэлтор" в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины).
Иные доводы инспекции во внимание также не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по делу N А76-32154/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество "РЕГИОН-Ч" выполнило требования, касающиеся необходимости уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о реорганизации в форме присоединения. Соответствующие доказательства обществом "РЕГИОН-Ч" представлены в регистрирующий орган.
При этом суды обоснованно указали на то, что действующее законодательство не требует представления в регистрирующий орган в качестве доказательства публикации самого журнала с текстом сообщения.
Таким образом, поскольку обществом "РЕГИОН-Ч" в регистрирующий орган поданы все необходимые документы, перечисленные в п. 3 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также представлены доказательства уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о реорганизации в форме присоединения, суды правомерно признали решение регистрирующего органа от 16.11.2006 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "РЕГИОН-Ч" недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7132/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника