Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф09-902/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Буздякский район" Республики Башкортостан (далее - администрация муниципального района "Буздякский район") на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2007 о процессуальном правопреемстве по делу N А07-19009/03 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество "Башнефть") к администрации Буздякского района Республики Башкортостан (далее - администрация Буздякского района) и Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Буздякского района Республики Башкортостан (далее - управление) о взыскании 18615762 руб. 16 коп.
В судебном заседании приняли участие представитель общества "Башнефть" - Вахитов P.P. (доверенность от 15.06.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
На стадии исполнения судебного акта общество "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о замене ответчика (должника) - управления - на его правопреемника - администрацию муниципального района "Буздякский район".
Определением суда первой инстанции от 02.10.2006 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2006 определение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2007 определение суда первой инстанции от 02.10.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.11.2006 отменены как недостаточно обоснованные, дело передано на новое рассмотрение.
Определением суда первой инстанции от 28.03.2007 заявление удовлетворено. Произведена замена должника - управления - по исполнительному листу от 20.10.2004 N 0092621 на его правопреемника - администрацию муниципального района "Буздякский район".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 определение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация муниципального района "Буздякский район" просит определение суда первой инстанции от 28.03.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.06.2007 отменить, в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказать.
Обжалуя судебные акты, заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции ч. 2 ст. 18, ч. 2 и 3 ст. 176, п. 6 ч. 1 ст. 185, ч. 1 ст. 287, п. 15 ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно на то, что при новом рассмотрении дела вместо судьи ... заявление рассматривала судья ...; в материалах дела отсутствует резолютивная часть определения суда от 28.03.2007; не указаны мотивы, по которым отклонены доводы администрации муниципального района "Буздякский район"; указания суда кассационной инстанции не выполнены. Кассатор также указывает на неполное исследование судами представленных в материалы дела доказательств и неправильное применение положений ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 8 ст. 36 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан".
Общество "Башнефть" в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 с управления в пользу общества "Башнефть" взыскано 18610650 руб. 38 коп. задолженности, в удовлетворении иска к администрации Буздякского района отказано. На основании данного судебного акта Арбитражным судом Республики Башкортостан выдан исполнительный лист N 0092621.
Поскольку исполнительный лист был возвращен Территориальным финансовым управлением Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района взыскателю без исполнения со ссылкой на закрытие лицевого счета должника на основании постановления главы администрации Буздякского района от 30.10.2005 N 323 "О ликвидации местных органов государственной власти Буздякского района Республики Башкортостан", общество "Башнефть" в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявление общества "Башнефть" о процессуальном правопреемстве, обоснованно исходили из того, что в силу ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и аналогичной нормы, содержащейся в ч. 8 ст. 36 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з "О местном самоуправлении в Республики Башкортостан", органы местного самоуправления вновь образованных в соответствии с этими Законами муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с 1 января 2006 года.
Из материалов дела видно, что управление ликвидировано как структурное подразделение администрации Буздякского района во исполнение ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 27.10.2005 N 220-З "О признании утратившими силу законодательных актов Республики Башкортостан, регулирующих организацию и деятельность местных органов государственной власти в Республике Башкортостан", принятого в целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Факт ликвидации управления и администрации Буздякского района подтвержден соответствующими свидетельствами серии 02 N 005093642 и серии 02 N 005093077, выданными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Башкортостан.
Сведений об изменении границ административной территории Буздякского района по сравнению с границами территории муниципального района "Буздякский район" в связи с реализацией положений вышеуказанных Федерального и республиканского законов в деле не имеется.
Администрация муниципального района "Буздякский район" 29.12.2005 зарегистрирована в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 02 N 004922979).
Таким образом, суды, установив факт правопреемства, обоснованно удовлетворили заявление общества "Башнефть" о замене должника - управления - на его правопреемника - администрацию муниципального района "Буздякский район" - в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами сделан правильный вывод о том, что отсутствие передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, составление которого предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является основанием для отказа в признании правопреемства.
Доказательств наличия неурегулированных разногласий между органами местного самоуправления в связи с наделением Буздякского района статусом муниципального района заинтересованными лицами не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие резолютивной части определения суда первой инстанции от 28.03.2007 судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку согласно протоколу судебного заседания от 28.03.2007 в судебном заседании было оглашено определение о процессуальном правопреемстве, изготовленное в полном объеме.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, так как по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2007 по делу N А07-19009/03 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Буздякский район" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что управление ликвидировано как структурное подразделение администрации Буздякского района во исполнение ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 27.10.2005 N 220-З "О признании утратившими силу законодательных актов Республики Башкортостан, регулирующих организацию и деятельность местных органов государственной власти в Республике Башкортостан", принятого в целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
Администрация муниципального района "Буздякский район" 29.12.2005 зарегистрирована в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 02 N 004922979).
Таким образом, суды, установив факт правопреемства, обоснованно удовлетворили заявление общества "Башнефть" о замене должника - управления - на его правопреемника - администрацию муниципального района "Буздякский район" - в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами сделан правильный вывод о том, что отсутствие передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, составление которого предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является основанием для отказа в признании правопреемства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-902/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника