Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7761/07-С6
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 настоящее постановление отменено
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2008 г. N 16490/07 настоящее постановление передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 (резолютивная часть от 13.06.2007) по делу N А76-738/2007. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - управление ФРС), Управление муниципальной собственности Чебаркульского городского округа (далее - управление муниципальной собственности); Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области; общество с ограниченной ответственностью "Энергомаш" (далее - общество "Энергомаш"), Главное управление лесного хозяйства Российской Федерации, закрытое акционерное общество "Герасименко и К", общество с ограниченной ответственностью "Степ-Инвест", открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ" (далее - администрация) - Якупова Н.Б. (доверенность от 26.04.2007 N 7);
управления муниципальной собственности - Якупова Н.Б. (доверенность от 29.01.2007 N 4);
территориального управления - Сайбулова А.Д. (доверенность от 09.01.2007 N 02);
общества "Энергомаш" - Теленков С.С. (доверенность от 28.12.2006);
Главного управления лесами Челябинской области (далее - управление лесами) - Голубков О.В. (доверенность от 21.02.2007).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к управлению ФРС, территориальному управлению с иском об исключении из земель категории "лесной фонд" кварталов N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества (согласно материалам лесоустройства) общей площадью 23660000 кв.м, субъектом права собственности на которые является Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации от 16.02.2005 74 АА N 010304), а также признания указанных кварталов землями категории "земли населенных пунктов" муниципального образования "Чебаркульский городской округ" и восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации путем прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 (резолютивная часть от 13.06.2007) исковые требования удовлетворены. Кварталы N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного хозяйства признаны землями поселений муниципального образования "Чебаркульский городской округ". Прекращена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда - кварталы N 42-61, 63-64, 66 общей площадью 23660000 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский опытный лесхоз, (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.11.2004 N 74:01/38-044/2004-0297).
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит решение суда от 19.06.2007 отменить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 84, п. 4 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Заявитель указывает на то, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение права собственности на данные участки, а также отмечает, что действующее законодательство не предусматривает судебного порядка перевода земель лесного фонда в земли поселений, перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Челябинского Совета депутатов трудящихся от 29.08.1967 утвержден проект городской черты г. Чебаркуль Челябинской области с включением в городскую черту территории площадью 7270 га.
Границы Чебаркульского городского округа установлены Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО. Описание границ, прилагаемое к данному Закону, совпадает с утвержденным в 1967 г. проектом городской черты.
Указанные документы свидетельствуют о включении в границы городского округа территории, превышающей пределы существующей застройки, занятой лесами и прилегающей к озерам Еловое, Теренкуль. Отнесение земель, включенных в границы городского округа, к землям поселений подтверждается выпиской из годового отчета территориального отдела N 7 Управления Роснедвижимости по Челябинской области "О распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности".
Постановлениями главы муниципального образования "Чебаркульский городской округ" от 30.03.2007 N 289, от 30.03.2007 N 287, от 30.03.2007 N 290, от 30.03.2007 N 288 утверждены проекты границ земельных участков под городскими лесами южной, северо-западной, юго-западной и восточной части территории муниципального образования, площадью, соответственно, 1200833 кв.м, 5190700 кв.м, 5498025 кв.м, 4282858 кв.м. Общая площадь земельных участков, занятых городскими лесами, составляет 16172416 кв.м. Сформированные земельные участки поставлены на кадастровый учет с указанием категории "земли поселений".
Как установлено судом, сопоставление схем, имеющихся в материалах землеустроительных дел, проекта границ г. Чебаркуль со схемой Чебаркульского опытного лесхоза свидетельствует о наложении границ вышеназванных земельных участков с кварталами N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза. План границ Чебаркульского городского округа, совмещенный с материалами лесоустройства Чебаркульского лесничества (т. 1, л.д. 137), не оспорен участвующими в деле лицами. Основанием для включения в городскую черту квартала % 66 (схематично расположенного за границами городской черты) являются постановления главы администрации Челябинской области от 05.04.1994 N 251 и от 17.10.1995 N 497, касающиеся установления границ Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района.
Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (кварталы N 42-61, 63-64, 66) площадью 23660000 кв.м послужили материалы лесоустройства Чебаркульского лесничества Чебаркульского лесхоза - описание расположения, ведомость поквартальных итогов распределения площади лесного фонда и схема лесхоза (т. 1, л.д. 107-136; т. 2, 48-52). Государственная регистрация права подтверждается свидетельством от 24.11.2004 о государственной регистрации права серии 74-А11 N 079925, а также выданным взамен него свидетельством серии 74-АА N 010304 (т. 1, л.д. 21-22).
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Расхождение площади земельных участков, занятых лесами, по материалам землеустройства (16172416 кв.м) и площади участка лесного фонда (23660000 кв.м) обусловлены учетом в составе участка лесного фонда площадей, занятых водными объектами. В состав площади участка лесного фонда вошли также земельные участки, ранее предоставленные хозяйствующим субъектам на праве постоянного пользования как актами Совета Министров Российской Федерации, так и органами местного самоуправления г. Чебаркуль (т. 2, л.д. 61-128), а также земельных участков площадью 142341 кв.м, право собственности на которые зарегистрировано за субъектом федерации Челябинской областью (свидетельство о государственной регистрации - т. 1, л.д. 18).
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Из содержания указанных норм права следует, что к лесам, не входящим в лесной фонд, относятся в том числе леса, находящиеся на землях городских и сельских поселений.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Поскольку земельный участок - кварталы N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза - расположен в границах г. Чебаркуль, данные участки являлись землями поселений в силу действующих в тот период ст. 30 Основ земельного законодательства СССР и ст. 80, 81 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, суд пришел к обоснованному вывод у о том, что отнесение такого участка к лесному фонду противоречит положениям ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации.
С соответствии со ст. 8, 11, 14 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков их одной категории в другую" перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений (п. 5 ст. 14 названного Закона).
В силу ст. 8 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков их одной категории в другую" установление границ населенных пунктов является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, вывод суда о том, что перевод земель осуществлен одновременно с установлением границы г. Чебаркуль, является правильным.
При таких обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о том, что материалы лесоустройства, которые послужили основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, составлены в 1996 году без учета установления границы муниципального образования, в связи с чем спорный земельный участок - кварталы N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза - неправомерно отнесен к участкам лесного фонда при регистрации права федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований является государственной собственностью.
Порядок разграничения государственной собственности на землю установлен Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно ст. 2 названного Закона право собственности в Российской Федерации на земельные участки возникает с момента государственной регистрации. Одним из оснований возникновения права собственности в Российской Федерации согласно ст. 3 данного Закона является включение земельного участка в состав лесного фонда.
Установив, что кварталы N 42-61, 63-64, 66 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза, являясь городскими лесами, не относятся к лесному фонду, суд правомерно отметил, что оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации не имеется.
В силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В связи с тем что такой федеральный закон отсутствует, правовых оснований для отнесения спорного участка к федеральной собственности не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу названного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
С учетом этого суд обоснованно указал на то, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации исключает для органов местного самоуправления возможность распоряжения земельными участками.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о том, что проведен судебный порядок перевода земель лесного фонда в земли поселений, отклоняется, поскольку судом лишь исследованы основания для перевода земель лесного фонда в категорию земель поселений и в связи с этим сделан вывод о переводе земель из одной категории в другую одновременно с установлением границы г. Чебаркуль.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 (резолютивная часть от 13.06.2007) по делу N А76-738/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
...
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу названного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2007 г. N Ф09-7761/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 настоящее постановление отменено