Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 января 2008 г. N Ф09-10970/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6153/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Центроспецстрой" (далее - общество "Центроспецстрой") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2007 (резолютивная часть от 22.08.2007) и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Центроспецстрой" - Жещук С.Ю. (доверенность от 13.06.2007);
закрытого акционерного общества "Экспресс" (далее - общество "Экспресс") - Павлова Е.Г. (доверенность от 02.04.2007 N 7/2007-юр);
администрации г. Ижевска - Корытцев А.Е. (доверенность от 28.12.2007);
Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска (далее - Управление земельных ресурсов) - Путина Т.В. (доверенность от 03.08.2007).
В судебном заседании, назначенном на 11.01.2008, объявлен перерыв до 14.01.2008 до 17 ч. 30 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители: общества "Центроспецстрой" - Жещук СЮ. (доверенность от 13.06.2007);
общества "Экспресс" - Павлова Е.Г. (доверенность от 02.04.2007 N 7/2007-юр).
Общество "Центроспецстрой" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Ижевска от 26.03.2007 N 140/48 "О прекращении у Удмуртского специализированного управления "Центроспецстрой" права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с адресным ориентиром: расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Буммашевской, ул. Дзержинского, ул. Девятого января, проезд от Девятого января до ул. Серова в Индустриальном районе" как противоречащее ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление земельный ресурсов, Федеральное государственное учреждение "Земельно-кадастровая палата" по Удмуртской Республике, общество "Экспресс".
Решением суда первой инстанции от 28.08.2007 (резолютивная часть от 22.08.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Центроспецстрой" просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на необоснованное неприменение судами положений ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильное применение и толкование судом апелляционной инстанции положений ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик "Об аренде" (далее - Основы законодательства об аренде"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами положений ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, общество "Центроспецстрой" является правопреемником Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой", к которому на основании специальной нормы (п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде) перешли имущественные права и обязанности бывшего государственного предприятия, взятого в аренду, в том числе и его права на пользование землей. Заявитель кассационной жалобы также считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что предусмотренное п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде положение о правопреемстве арендным предприятием прав пользования землей применяется только в случае нахождения на предоставленном государственному предприятию земельном участке имущества, которое было передано арендному предприятию.
Общество "Центроспецстрой" полагает, что право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком не прекратилось до настоящего времени, поскольку, несмотря на принятие ненормативного акта о предоставлении в аренду Удмуртскому специализированному предприятию треста "Центроспецстрой" земельного участка, фактически арендные отношения не возникли, а предусмотренные земельным законодательством основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют (ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что основой принятия оспариваемого ненормативного акта являлась Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2004 N 09-06/1130, которая признана судами первой и апелляционной инстанций недостоверным доказательством.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Министерство монтажных и строительных работ СССР (далее - Минмонтажспецстрой СССР) создало в составе треста "Центроспецстрой" на самостоятельном балансе Ижевское специализированное управление г. Ижевска Удмуртской АССР.
Приказом Минмонтажспецстроя СССР от 01.07.1985 N 216 "О частичном изменении сети организаций и предприятий Министерства" Ижевское специализированное управление треста "Центроспецстрой" переименовано в Удмуртское специализированное управление, которое действует на основании Положения от 04.02.1986 (т. 1, л.д. 150).
Согласно условиям указанного положения Удмуртское специализированное управление, расположенное в г. Устинов по ул. Девятое января, 261, входило в состав треста и находилось в непосредственном подчинении треста "Центроспецстрой" Главнефтемонтажа Минмонтажспецстроя СССР, являлось производственной единицей треста и имело отдельный баланс.
Решениями конференции Совета трудового коллектива треста "Центроспецстрой" от 23.11.1990 (т. 2, л.д. 35) и от 08.02.1991 (т. 2, л.д. 37) создано Арендное предприятие - трест "Центроспецстрой", а также утверждены учредительные документы указанного арендного предприятия.
Решением исполкома Сокольнического районного совета народных депутатов г. Москвы от 19.06.1991 N 825 данное арендное предприятие, созданное на базе переданного ему в аренду имущества государственного предприятия - треста "Центроспецстрой", было зарегистрировано (т. 1, л.д. 29).
Минмонтажспецстрой СССР (арендодатель) и организация арендаторов "Центроспецстрой" (арендатор) 23.04.1991 заключили договор аренды (т. 1, л.д. 26) и дополнение к договору аренды (т. 1, л.д. 146), по условиям которых арендодатель передал арендатору находящееся в государственной собственности имущество предприятия - трест "Центроспецстрой".
Приказом Минмонтажспецстроя СССР от 11.07.1991 N 144 в связи с созданием арендного предприятия треста "Центроспецстрой" с 12.09.1991 государственное предприятие - трест "Центроспецстрой" - было ликвидировано (т. 1, л.д. 30).
Правлением арендного предприятия "Трест Центроспецстрой" 17.07.1991 г. было утверждено Положение о специализированном управлении арендного предприятия "Трест Центроспецстрой", согласно которому Удмуртское специализированное управление "Центроспецстрой" находится по адресу: Удмуртская АССР, г. Ижевск, ул. Девятое января, 261, является структурным подразделением арендного предприятия трест "Центроспецстрой" и осуществляет хозяйственную деятельность на основании договора субаренды, а также в соответствии с Уставом предприятия (т. 1, л.д. 31, 32).
Приказом по Удмуртскому спецуправлению треста "Центроспецстрой" от 19.07.1991 N 138 государственное предприятие - Удмуртское специализированное управление треста "Центроспецстрой" - было ликвидировано в связи с созданием арендного предприятия Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой" (т. 1, л.д. 34).
Решением Исполкома Индустриального района г. Ижевска от 16.12.1991 N 259-13 зарегистрировано Удмуртское специализированное управление арендного предприятия "Трест Центроспецстрой" (т. 1, л.д. 38).
Приказом от 13.09.1991 N 5 "О структурной сети арендного предприятия" была утверждена сеть хозрасчетных структурных подразделений в составе арендного предприятия на базе действующих структурных подразделений, где под номером 11 поименовано Удмуртское специализированное управление, г. Ижевск, Удмуртской АССР (т. 1, л.д. 44, 45).
По договору субаренды от 12.09.1991 в редакции протокола согласования арендное предприятие трест "Центроспецстрой" передало в субаренду коллективу Удмуртского специализированного управления "Центроспецстрой" имущество для использования его в хозяйственной деятельности (т. 1, л.д. 39-43).
Постановлением Индустриальной районной администрации от 13.01.1993 N 44 зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой", расположенное по адресу: 426050, г. Ижевск, ул. Девятое января, 261 (т. 1, л.д. 48). Заключен учредительный договор от 15.12.1992 и утвержден его устав.
Государственным комитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом принято Решение от 16.02.1993 N 207-И об осуществлении приватизации государственного имущества, арендованного Удмуртским специализированным управлением арендного предприятия трест "Центроспецстрой".
Работниками преобразуемого структурного подразделения арендного предприятия "Трест "Центроспецстрой" 25.10.1993 заключен учредительный договор о создании товарищества с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой", которое зарегистрировано постановлением главы администрации Индустриального района г. Ижевска от 17.02.1995.
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 16.05.1995 N 207-П/50 утвержден план приватизации и акт оценки стоимости имущества Удмуртского специализированного управления арендного предприятия треста "Центроспецстрой" (т. 1, л.д. 66). Согласно п. 2 данного решения приватизация имущества указанного Управления осуществлялась в форме выкупа арендованного имущества в соответствии с договором аренды от 23.04.1991.
По договору купли-продажи от 26.01.1996 N 35-А товарищество с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой" выкупило в собственность имущество государственного предприятия, арендованное по договору аренды с правом выкупа от 23.04.1991 (т. 1, л.д. 67-69). О регистрации указанного договора купли-продажи Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности выдано свидетельство от 19.02.1996 N 50 (т. 1, л.д. 70).
В дальнейшем товарищество с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой" преобразовано в общество "Центроспецстрой" (т. 1, л.д. 71-94).
Решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 07.02.1991 N 40/4 Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" был предоставлен земельный участок площадью 0,43 га для строительства 5-этажного жилого дома на 63 кв. в Индустриальном районе г. Ижевска (т. 1, л.д. 15).
Письмом от 05.11.1992 N 405 Удмуртское специализированное управление обратилось в Городской комитет по земельной реформе и землеустройству с просьбой об определении координат углов поворота земельного участка и его границ под строительство жилого дома по ул. Дзержинского и выдаче Акта на право пользования землей (т. 1, л.д. 16).
Исполкомом Ижевского горсовета Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 51 008040 (т. 1, л.д. 18-21), которым указанному управлению треста "Центроспецстрой" предоставлено 4362 кв.м земель для строительства 5-этажного жилого дома на 63 квартиры.
Письмом от 26.01.1993 N 27 арендное предприятие Удмуртское специализированное управление треста "Центроспецстрой" обратилось в Исполком Ижевского горсовета с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве 9-этажного жилого дома со встроенным спортивно-оздоровительным центром (т. 1, л.д. 124).
Решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 24.06.1993 N 193/7 Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 4284 кв.м для строительства 9-этажного жилого дома по ул. Дзержинского за счет земли, ранее отведенной Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" под строительство 5-этажного жилого дома решением исполкома горсовета от 07.02.1991 N 40/4 (т. 2, л.д. 125).
Администрацией г. Ижевска принято постановление от 19.04.2001 N 151/1 "О разрешении обществу "Экспресс" проектирования многоквартирного жилого дома с крышной газовой котельной в микрорайоне N 6 жилого района "Буммаш" в Индустриальном районе".
Согласно п. 1 указанного постановления обществу "Экспресс" разрешено в течение одного года выполнение проектно-изыскательских работ для строительства многоквартирного жилого дома с крышной газовой котельной в микрорайоне N 6 жилого района "Буммаш" на земельном участке площадью 0, 43 га за счет земли городской застройки. Также администрация г. Ижевска в п. 4 указанного документа постановила считать утратившим силу решение исполкома Ижевского горсовета от 07.02.1991 N 40/4 о предоставлении Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" земельного участка площадью 0,43 га для строительства 5-этажного жилого дома на 63 кв. в Индустриальном районе г. Ижевска.
В последующем администрацией г. Ижевска 26.03.2007 было принято постановление N 140/48 "О прекращении у Удмуртского строительного управления "Центрспецстрой" права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с адресным ориентиром: расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Буммашевской, ул. Дзержинского, ул. Девятого января, проезду от ул. Девятого января до ул. Серова в Индустриальном районе" (т. 1, л.д. 22).
Общество "Центроспецстрой", полагая, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке правопреемства перешло соответственно к товариществу с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой", а затем к заявителю, а принятым администрацией г. Ижевска постановлением разрешен вопрос об изъятии у данного общества земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления администрации от 26.03.2007 N 140/48.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Центроспецстрой" требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не является правопреемником права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. При этом суд первой инстанции со ссылкой на п. 2 ст. 28 Федерального закона от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации" указал, что покупатель государственного предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством, то есть по смыслу указанной нормы покупатель государственного имущества становится правопреемником обязательств только в отношении выкупленного им имущества.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что арендное предприятие "Центроспецстрой" создано в результате ликвидации государственного предприятия треста "Центроспецстрой" и в силу условий договора аренды от 23.04.1991 и дополнения к нему не является правопреемником данного государственного предприятия.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, исходил из того, что согласно п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия в отношении взятого в аренду имущества. Согласившись с доводом общества "Центроспецстрой" о том, что оно является правопреемником Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой", суд апелляционной инстанции указал, что заявитель не является правопреемником права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, поскольку на данном земельном участке не располагается выкупленное товариществом с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой" имущество.
С учетом того, что договор аренды земельного участка Удмуртским строительным управлением треста "Центроспецстрой" или его правопреемниками не заключался, а 5-летний срок, на который земельный участок предоставлялся ему в аренду, истек в июне 1998 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вещные права на данный земельный участок были прекращены, а обязательственные не были оформлены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что администрация при принятии оспариваемого постановления правомерно исходила из того, что спорный земельный участок свободен от чьих-либо прав.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду, в том числе и его прав пользования землей и другими природными ресурсами.
На основании указанной нормы, с учетом положений п. 1.7 устава товарищества с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой" (т. 1, л.д. 51, 58), п. 2.4 договора купли-продажи от 26.01.1996 (т. 1, л.д. 67), п. 1.1 устава заявителя, общество "Центроспецстрой" является правопреемником Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой".
Материалами дела подтверждается, что Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен спорный земельный участок общей площадью 4362 кв.м (т. 1, л.д. 15, 18-21).
Из текста п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде не следует, что арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия только в отношении взятого в аренду имущества, в связи с чем для правопреемства права пользования землей необходимо нахождение на земельном участке имущества, взятого в аренду.
Таким образом, не является правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что правопреемство заявителя в отношении спорного земельного участка не наступило по причине отсутствия на данном земельном участке имущества, выкупленного товариществом с ограниченной ответственностью "Центроспецстрой", правопреемником которого является общество "Центроспецстрой".
Решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 24.06.1993 N 193/7 земельный участок площадью 4284 кв.м, ранее переданный Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставлен указанному управлению в аренду сроком на 5 лет для строительства 9-этажного жилого дома по ул. Дзержинского за счет земли, ранее отведенной Удмуртскому специализированному управлению треста "Центроспецстрой" под строительство 5-этажного жилого дома решением исполкома горсовета от 07.02.1991 N 40/4 (т. 2, л.д. 125).
Согласно п. 4 указанного решения от 24.06.1993 N 193/7 на городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность заключить договор аренды земли с Удмуртским специализированным управлением треста "Центроспецстрой".
Материалами дела и сторонами подтверждается, что договор аренды указанного земельного участка заключен не был.
Поскольку наличие только распорядительного документа уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в аренду не свидетельствует о возникновении между сторонами арендных отношений, суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о том, что Удмуртское специализированное управление треста "Центроспецстрой" отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, в силу чего указанное право прекращено.
Следовательно, за Удмуртским специализированным управлением треста "Центроспецстрой" сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, а тот факт, что указанное право не было переоформлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, не является основанием для изъятия уполномоченными органами такого земельного участка и его перераспределения (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61).
С учетом того, что общество "Центроспецстрой" является правопреемником Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой", в том числе права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, оспариваемое данным обществом постановление от 26.03.2007 N 140/48 "О прекращении у Удмуртского строительного управления "Центрспецстрой" права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с адресным ориентиром: расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Буммашевской, ул. Дзержинского, ул. Девятого января, проезду от ул. Девятого января до ул. Серова в Индустриальном районе", нарушает права и законные интересы заявителя.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на момент принятия оспариваемого заявителем постановления установлены положениями ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 указанного Кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса, либо, согласно п. 2 данной статьи, принудительно в установленных данной нормой случаях на основании решения суда.
Из содержания ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок с приложением предусмотренных документов подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из фактических обстоятельств и материалов дела следует, что заявитель не обращался в администрацию г. Ижевска с указанным заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Доказательств, подтверждающих факт обращения в суд с заявлением о принудительном прекращении у Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой" права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком администрацией г. Ижевска в нарушение положений ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое постановление принято администрацией г. Ижевска с нарушением положений ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а доводы заявителя кассационной жалобы являются обоснованными.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе полностью отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Таким образом, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, заявленные обществом "Центроспецстрой" требования - удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования в качестве ответчика, не освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
С учетом того, что при подаче заявления о признании постановления администрации г. Ижевска от 26.03.2007 N 140/48 за подачу апелляционной и кассационной жалоб общество "Центроспецстрой" уплачивало государственную пошлину в установленном размере, а также того, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, заявленные требования судом кассационной инстанции удовлетворены, с администрации г. Ижевска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 руб., из них 2000 руб. - государственная пошлина за подачу заявления, 1000 руб. - государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, 1000 руб. - государственная пошлина за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2007 (резолютивная часть от 22.08.2007) по делу N А71-4549/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Центроспецстрой" удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации г. Ижевска от 26.03.2007 N 140/48 "О прекращении у Удмуртского строительного управления "Центроспецстрой" права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с адресным ориентиром: расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Буммашевской, ул. Дзержинского, ул. Девятого января, проезд от Девятого января до ул. Серова в Индустриальном районе" как противоречащее ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с администрации г. Ижевска в пользу закрытого акционерного общества "Центроспецстрой" 4000 рублей судебных расходов по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из фактических обстоятельств и материалов дела следует, что заявитель не обращался в администрацию г. Ижевска с указанным заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Доказательств, подтверждающих факт обращения в суд с заявлением о принудительном прекращении у Удмуртского специализированного управления треста "Центроспецстрой" права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком администрацией г. Ижевска в нарушение положений ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое постановление принято администрацией г. Ижевска с нарушением положений ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а доводы заявителя кассационной жалобы являются обоснованными.
...
Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования в качестве ответчика, не освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2008 г. N Ф09-10970/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника