Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 января 2008 г. N Ф09-11293/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная сетевая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-26502/07.
В судебном заседании принял участие представитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) - Нагибин С.Г. (доверенность от 09.01.2008 N 02-18/2).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК "Об утверждении нормативных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями Свердловской области" (далее - постановление РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК).
Решением суда от 23.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Оспариваемое постановление РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК признано соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а также Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В порядке апелляционного производства решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судом в нарушение ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка доводам общества об экономической необоснованности тарифов, утвержденных оспариваемым постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК.
РЭК Свердловской области в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласна, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями Свердловской области с 01.01.2005.
Ссылаясь на то, что постановление РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК не соответствует требованиям Закона N 35-ФЗ, принято неуполномоченным органом, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое постановление РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК соответствует требованиям Закона N 41-ФЗ, Закона N 35-ФЗ, Основам ценообразования, принято уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются законными и обоснованными.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Статьей 5 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, в том числе полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (ст. 6 Закона N 41-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Основ ценообразования органами, регулирующими отношения в сфере ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, являются Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в силу положений Указа Губернатора Свердловской области от 29.11.2005 N 949-УГ "О Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области" и п. 2 положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ является РЭК Свердловской области.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 09.03.2004 N 19-э/12 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Свердловской области" утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Свердловской области.
Тарифы, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для конкретных сетевых организаций, могут быть ниже указанных предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России (абз. 2 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 27.12.2004 N СН-2793/12 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК принято в пределах предоставленных данному органу полномочий и не противоречит требованиям Закона N 41-ФЗ, Закона N 35-ФЗ, соответствует Основам ценообразования. Кроме того, указанное постановление РЭК Свердловской области утвердило нормативные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для применения энергоснабжающими организациями Свердловской области, которые не обращались в установленном порядке для утверждения индивидуальных тарифов.
Поскольку общество на момент принятия РЭК Свердловской области постановления от 22.12.2004 N 228-ПК с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии не обращалось, суд сделал правильный вывод об отсутствии нарушения оспариваемым постановлением РЭК Свердловской области прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как на него указанным постановлением незаконно какие-либо обязанности не возлагаются и препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не создаются.
Доказательств того, что оспариваемое постановление РЭК Свердловской области не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК недействующим.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что тарифы, утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК, не являются экономически обоснованными, судом кассационной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Как следует из разделов 1, 2 "Нормативных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями Свердловской области", утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК, указанные тарифы учитывают расходы, связанные с эксплуатацией электрических сетей и (или) устройств преобразования электрической энергии, принадлежащим энергоснабжающим организациям Свердловской области, в тарифах учтены ставки за содержание электрических сетей и ставки по оплате потерь электрической энергии. Таким образом, оснований для вывода об экономической необоснованности нормативных тарифов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод общества о том, что нормативные тарифы, утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК, не покрывают все обоснованные затраты общества при оказании услуг по передаче электрической энергии, не принимается, поскольку обеспечение возмещения расходов, учитывающее затраты конкретной энергоснабжающей организации, возможно при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, с заявлением о принятии которых общество на момент принятия оспариваемого постановления РЭК Свердловской области не обращалось.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" также отклоняется, поскольку указанное постановление определяет полномочия только Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации при установлении предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Ссылка общества на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, также отклоняется, так как указанные Методические указания предназначены для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен (п. 2 Методических указаний).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-26502/07 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная сетевая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о том, что нормативные тарифы, утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 N 228-ПК, не покрывают все обоснованные затраты общества при оказании услуг по передаче электрической энергии, не принимается, поскольку обеспечение возмещения расходов, учитывающее затраты конкретной энергоснабжающей организации, возможно при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, с заявлением о принятии которых общество на момент принятия оспариваемого постановления РЭК Свердловской области не обращалось.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" также отклоняется, поскольку указанное постановление определяет полномочия только Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации при установлении предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Ссылка общества на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, также отклоняется, так как указанные Методические указания предназначены для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен (п. 2 Методических указаний)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2008 г. N Ф09-11293/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника