Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 февраля 2008 г. N А60-30236/2007-С9
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2008 года
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрация г. Карпинска, ООО "Энерготранспортная компания", ОАО "Свердловэнерго"
при участии в судебном заседании
от заявителя: Дролова Л.А., представитель по доверенности N 66Б 218639 от 25.12.2007, Кравцов С.М., представитель по доверенности N 66Б 218631 от 25.12.2007.
от заинтересованного лица: Жуков А.В., представитель по доверенности от 30.01.2008, Волков С.Н., доверенность от 10.09.2007.
от ОАО "Свердловэнерго": Савченко О.Ю., доверенность от 27.12.2007 N 33-02-10/4.
от Администрация г. Карпинска: Малеев А.М., зам. главы городского округа, Свиридова С.А., представитель по доверенности от 21.12.06 N 7-2006
от ООО "Энерготранспортная компания": Худорошкова О.Л., представитель по доверенности от 09.01.2008 N 15, Амерханова А.В., доверенность от 30.01.2008 N 16.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 03.10.2007 N 28 в части установления факта нарушения заявителем п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, заявитель просит признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в части непрекращения в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" дела N 28 и передачи материалов дела на рассмотрение должностному лицу Свердловского Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 14.31 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило полностью, сославшись на правомерное привлечение ОАО "Свердловэнергосбыт" к ответственности за нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" в представленном отзыве на заявление пояснило, что в соответствии с Регламентом взаимодействия исполнителя - ОАО "Свердловэнерго" и гарантирующего поставщика - ОАО "Свердловэнергосбыт" при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями гарантирующего поставщика и возобновления их электроснабжения, являющимся приложением к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 7ГП, заключенному между ОАО "Свердловэнерго" и ОАО "Свердловэнергосбыт", заявки на ограничение режима потребления электрической энергии ОАО "Свердловэнергосбыт" направило непосредственно ООО "Энерготранспортная компания".
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготранспортная компания" представило отзыв на заявление, в котором указало на неправильное применение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области нормы материального права, регулирующей порядок прекращения и подачи электроэнергии потребителям, а также на соответствие действий ООО "Энерготранспортная компания" требованиям действующего законодательства и условиям заключенного с ОАО "Свердловэнергосбыт" договора от 01.01.2007 N 1607.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Как следует из материалов дела, комиссией Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области при рассмотрении материалов дела от 01.08.2007 N 28 по признакам нарушения ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Энерготранспортная компания" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что ОАО "Свердловэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии Свердловской области с долей, превышающей 50%. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 11 от 05.02.2007 ОАО "Свердловэнергосбыт" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Кроме того, ОАО "Свердловэнергосбыт" в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК является гарантирующим поставщиком на территории Карпинского городского округа.
Между ОАО "Свердловэнергосбыт" - гарантирующим поставщиком и ООО "Энерготранспортная компания" - исполнителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.11.2006 N 5ПЭ.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" 22 и 30 мая 2007 года направило в адрес ООО "Энерготранспортная компания" и Администрации городского округа Карпинск уведомления (заявки) N 376 от 22.05.2007, N 415 и N 422 от 30.05.2007 на приостановление подачи электрической энергии гаражных массивов г. Карпинска путем ограничения режима электропотребления в связи с отсутствием документального подтверждения факта технологического присоединения к электрическим сетям.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготранспортная компания" исполнила уведомления N 376 от 22.05.2007 путем отключения всех гаражей с 11.00 ч. 29.05.2007 г. согласно списку; N 422 от 30.05.2007 путем отключения гаражей (за исключением п.п. 4, 6) с 10.00 ч. 06.06.2007. Заявка N 415 от 30.05.2007 на ограничение потребителей с 10.00 07.06.2007 не была исполнена сетевой организацией, поскольку 06.06.2007 поступила заявка ОАО "Свердловэнергосбыт" N 436 от 06.06.2007 на отмену ранее отправленных уведомлений.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области также установлено, что в результате указанных мероприятий по отключению предоставление электрической энергии было ограничено в отношении потребителей, имеющих заключенные с 01.08.2005 договоры электроснабжения.
Полагая, что действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по направлению уведомлений о прекращении поставки электрической энергии и по полному ограничению режима электропотребления владельцев индивидуальных гаражей на территории г. Карпинска, заключивших с ОАО "Свердловэнергосбыт" договоры энергоснабжения и оплачивающих своевременно объемы потребленной электроэнергии, являются необоснованными, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области приняла решение от 20.09.2007 N 28, которым признала факт нарушения ОАО "Свердловэнергосбыт" п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Свердловэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. При этом заявитель указывает на отсутствие в его действиях признаков нарушения п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к естественно-монопольным видам деятельности. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях).
Постановлением Региональной энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" открытому акционерному обществу присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Карпинского городского округа Свердловской области.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В силу названных положений ОАО "Свердловэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии Свердловской области с долей, превышающей 50%.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Проверкой установлено, что ОАО "Свердловэнергосбыт", уведомив всех собственников гаражных боксов (потребителей) и сетевую организацию о введении ограничения, не определил конкретных потребителей, кто не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по договору, применив данную меру ответственности ко всем владельцам гаражей, как имеющим договоры энергоснабжения, так и по отношению к тем, у кого они отсутствуют.
Между тем п. 171 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), установлено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору, при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними, или субъектом оперативно-диспетчерского управления, в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении которого находятся энергопринимающие устройства такого потребителя.
В нарушение указанных требований ОАО "Свердловэнергосбыт" прекратило подачу электрической энергии не только потребителям, у которых отсутствуют договор энергоснабжения, но и потребителям электрической энергии, надлежащим образом исполняющим свои обязательства. Данное обстоятельство подтверждается договорами электроснабжения от 01.08.2005 N 16913 и N 16486, заключенными ОАО "Свердловэнергосбыт" с гражданином Малеевым Александром Михайловичем, в соответствии с условиями которого заявитель обязался продавать через присоединенную сеть электрическую энергию, необходимую для бытовых нужд абоненту, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую электрическую энергию. Факт своевременной оплаты Малеевым А.М. электрической энергии подтверждается платежными документами.
Требование о соблюдении гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией прав третьих лиц также следует из положений п. 151 Правил, предусматривающих применение санкций в виде полного ограничения режима потребления электрической энергии только в отношении конкретного лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОАО "Свердловэнергосбыт" требований действующего законодательства, следовательно, вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о наличии в действиях ОАО "Свердловэнергосбыт" факта нарушения 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе от исполнения договоров, заключенных с потребителями, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергией потребителей, при наличии возможности поставок электрической энергии таким потребителям, является обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для признания незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 03.10.2007 N 28 в части установления факта нарушения заявителем п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего в удовлетворении заявленных в данной части требований следует отказать.
Кроме того, не подлежат удовлетворению требования заявителя в части признания незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, выразившихся в непрекращении в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" дела N 28 и передачи материалов дела на рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 14.31 КоАП РФ. При этом суд руководствуется следующим.
В силу ч. 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Частью 5 статьи 39 вышеуказанного закона установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания указанных норм следует, что комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выступающая от имени антимонопольного органа и состоящая из работников антимонопольного органа, вправе передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, решение о передаче материалов дела на рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 февраля 2008 г. N А60-30236/2007-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника