Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 октября 2007 г. N Ф09-8560/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2007 по делу N А76-2669/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ремезова О.Б. (доверенность от 28.02.2007 N 04-20-3915).
Представители муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида 2 категории "Детский сад N 33" (далее - учреждение, налогоплательщик), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 29.09.2006 N 1273, принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2006 г.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2007 заявление удовлетворено полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, учреждение применяло в рассматриваемый период льготу при исчислении НДС, установленную подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса, согласно которой от налогообложения освобождаются операции по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
В ходе проверки инспекцией установлено, что фактическая численность детей (111 детей), посещающих учреждение, превысила нормативы, установленные в лицензии на осуществление образовательной деятельности (104 ребенка). Полагая, что оказываемые услуги в части превышающей установленную лицензией численность детей (7 человек) не подлежат освобождению от обложения НДС, налоговый орган сделал вывод о занижении учреждением налоговой базы. Данный вывод, в свою очередь, послужил причиной для доначисления НДС в сумме 1000 руб., соответствующих пеней и штрафа, нашедших свое отражение в оспариваемом решении налогового органа.
Принимая решение, суды исходили из того, что применение льготы, установленной подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса не зависит от контрольных нормативов, указанных в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции от 25.04.2007 и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007, обратилась с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в которой просит судебные акты отменить. По мнению налогового органа, освобождение от налогообложения услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, численность которых превышает контрольные нормативы, необоснованно, поскольку льготный режим налогообложения зависит от наличия лицензии и указанной в приложении к ней предельной численности воспитанников.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции, оснований к отмене обжалуемых судебных актов не нашел.
Законодательство о налогах и сборах разделяет услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях (подп. 4 п. ст. 149 Кодекса) и услуги в сфере образования (подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса).
Согласно п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности, не перечислена в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Таким образом, содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не подлежащее лицензированию не следует смешивать с дошкольным образованием, подлежащим лицензированию.
Дошкольное образование и содержание детей в детском дошкольном учреждении являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения.
При таких обстоятельствах, поскольку услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении не подлежат обложению НДС в силу подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса вне зависимости от наличия лицензии на образовательную деятельность, вывод судов о возможности применения данной льготы независимо от численности контингента (воспитанников), определенного в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, является правильным.
Доводы налогового органа, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2007 по делу N А76-2669/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности, не перечислена в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию.
...
Дошкольное образование и содержание детей в детском дошкольном учреждении являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения.
При таких обстоятельствах, поскольку услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении не подлежат обложению НДС в силу подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса вне зависимости от наличия лицензии на образовательную деятельность, вывод судов о возможности применения данной льготы независимо от численности контингента (воспитанников), определенного в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2007 г. N Ф09-8560/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника