Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8860/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.06.2007 по делу N А60-8514/2007-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Хаминчук B.C. (доверенность от 09.01.2007 N 08-16/232).
Общество с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 об отказе в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 24.11.2006 и обязании зарегистрировать данный договор.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.06.2007 заявленные требования общества удовлетворены: решение управления от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 об отказе в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 24.11.2006, расположенного по адресу: Свердловская область, Волчанское лесничество Карпинского лесхоза, кварталы N 1-33, признано недействительным. Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав). Заявитель указывает на то, что с учетом вступивших в силу с 08.12.2006 изменений в Лесной кодекс Российской Федерации леса и многолетние насаждения не относятся к недвижимым вещам, которые подлежат государственной регистрации. Понятие участка лесного фонда замещено понятием лесного участка. Заявитель полагает, что, поскольку участки лесного фонда не являются объектами лесных отношений, договоры аренды участков лесного фонда до их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, управление считает, что к заявлению о государственной регистрации необходимо было приложить кадастровый план лесного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании итогового протокола заседания конкурсной комиссии от 27.10.2006 N 619 между федеральным государственным учреждением "Карпинский лесхоз" (далее - учреждение) и обществом 24.11.2006 подписан договор аренды участка лесного фонда, согласно условиям которого учреждение передает обществу в аренду на срок 25 лет для заготовки и переработки древесины участок лесного фонда, расположенного в границах Волчанского лесничества в кварталах N 1-133, площадью 30997 га.
Общество 21.12.2006 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора от 24.11.2006.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию регистрирующим органом были получены следующие документы: заявление общества от 21.12.2006; платежное поручение от 13.12.2006 N 1040; договор аренды участка лесного фонда от 24.11.2006; итоговый протокол заседания конкурсной комиссии от 27.10.2006 N 619 по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда; карта-схема Карпинского лесхоза, акт технического обследования участка лесного фонда (л.д. 26).
Решением от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 управление отказало обществу в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 24.11.2006 на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона о государственной регистрации прав.
В решении об отказе регистрирующий орган ссылается на то, что 08.12.2006 вступил в силу Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), согласно которому из объектов недвижимости исключены лес и многолетние насаждения, а договоры аренды участков лесного фонда подлежат переоформлению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и прошедших государственный кадастровый учет, и обязательным для государственной регистрации является предоставление кадастрового плана данного лесного участка (ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды является незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 1 ст. 16 Федерального закона о государственной регистрации прав).
Судами установлено, что обществом представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды участков лесного фонда в соответствии с Инструкцией "О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)", утвержденной приказом Министерства юстиции от 23.01.2002 N 18 (действовавшей до 22.03.2007). Указанной Инструкцией предусмотрено представление при государственной регистрации договора аренды, в частности, подлинника и копии плана участка лесного фонда, а также документа, содержащего описание участка лесного фонда, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные требования общества о признании отказа от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 в регистрации договора аренды недействительным, суды исходили из того, что оснований для отказа в государственной регистрации, перечисленных в ст. 20 Федерального закона о государственной регистрации прав, не имелось, поскольку обществом представлены все необходимые для государственной регистрации документы (л.д. 31-51), в том числе план и расчет, а также из того, что регистрирующим органом при вынесении отказа применен закон, не подлежащий применению, так как ранее действовавшим законодательством, регламентирующим спорные отношения по поводу лесного фонда Российской Федерации, оформление кадастрового плана участка лесного фонда не требовалось.
Поскольку Федеральный закон N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вступил в силу 08.12.2006, в соответствии со ст. 1 которого Лесной кодекс Российской Федерации вводится в действие с 01.01.2007, договор аренды участка лесного фонда заключен 24.11.2006, по форме и по содержанию он соответствует действовавшему на момент его заключения Лесному кодексу Российской Федерации от 29.01.1997, при государственной регистрации применению подлежит Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что леса и многолетние насаждения не относятся к недвижимым вещам, об отсутствии в числе представленных документов кадастрового плана лесного участка отклоняются. Они рассмотрены судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о признании отказа управления от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 недействительным и удовлетворили заявленные требования.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.06.2007 по делу N А60-8514/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования общества о признании отказа от 08.02.2007 N 40/009/2006-390 в регистрации договора аренды недействительным, суды исходили из того, что оснований для отказа в государственной регистрации, перечисленных в ст. 20 Федерального закона о государственной регистрации прав, не имелось, поскольку обществом представлены все необходимые для государственной регистрации документы (л.д. 31-51), в том числе план и расчет, а также из того, что регистрирующим органом при вынесении отказа применен закон, не подлежащий применению, так как ранее действовавшим законодательством, регламентирующим спорные отношения по поводу лесного фонда Российской Федерации, оформление кадастрового плана участка лесного фонда не требовалось.
Поскольку Федеральный закон N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вступил в силу 08.12.2006, в соответствии со ст. 1 которого Лесной кодекс Российской Федерации вводится в действие с 01.01.2007, договор аренды участка лесного фонда заключен 24.11.2006, по форме и по содержанию он соответствует действовавшему на момент его заключения Лесному кодексу Российской Федерации от 29.01.1997, при государственной регистрации применению подлежит Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8860/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника