Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8916/07-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2008 г. N Ф09-6666/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2007 по делу N А76-3658/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ремезова О.Б. (доверенность от 28.02.2007 N 04-20-3915).
Представители открытого акционерного общества "Челябэнерго" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа инспекции в проведении возврата переплаты налога на имущество в сумме 209695 руб. 05 коп. и переплаты по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции в сумме 1344 руб. и обязании налогового органа произвести возврат переплаты указанных сумм.
Решением суда от 22.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 26.12.2006 N 109-6670 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организации в сумме 211998 руб. и сбора на содержание милиции в сумме 1344 руб.
Налоговым органом письмом от 20.04.2007 N 10-23-7770 отказано в возврате отмеченных выше сумм по причине того, что в базе данных инспекции отсутствует указанный налогоплательщиком расчетный счет, сумма с указанным в заявлении ОКАТО 75254000000 не соответствует сумме переплаты по карточке расчетов с бюджетом. Кроме того, инспекция считает, что переплата по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции в сумме 1344 руб. образовалась в результате технической ошибки в программном комплексе и при выявлении данного факта было произведено сторнирование ошибочной записи.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из неправомерности действий инспекции.
Вывод судов основан на материалах дела и соответствует действующему законодательству.
В подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса указано, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в ст. 78 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В пункте 9 ст. 78 Кодекса установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, у общества имелась переплата по налогу на имущество, целевому сбору на содержание милиции в пределах суммы, которая была заявлена к возврату из бюджета (акт сверки от 16.05.2007 N 2728) и о наличии которой обществу стало известно после проведения сверки с налоговым органом (акт сверки от 06.12.2006 N 6149).
Учитывая положения ст. 78 Кодекса, а также принимая во внимание фактические обстоятельства по данному делу, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налога.
Причины отказа, изложенные в письме инспекции, не являются обстоятельствами, подтверждающими невозможность возврата излишне уплаченного налога.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2007 по делу N А76-3658/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты по налогу, сославшись на отсутствие в базе его расчетного счета, указанного в заявлении на возврат переплаты.
Суд счел, что позиция налогового органа не соответствует налоговому законодательству.
Согласно подп.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В п.9 ст.78 НК РФ установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
В соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Суд установил, что у общества имелась переплата по налогу в пределах суммы, которая была заявлена к возврату из бюджета, о наличии которой обществу стало известно после проведения сверки с налоговым органом.
При этом причины отказа в возврате налога, по мнению суда, не являются обстоятельствами, подтверждающими невозможность возврата излишне уплаченного налога.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налога.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8916/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника