Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8926/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2007 по делу N А07-27287/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Сода" (далее - общество) - Бакулин В.А. (доверенность от 02.07.2007).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 3158938 руб., начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2007 (резолютивная часть объявлена 12.03.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие инспекции, выразившееся в невозврате процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 3158938 руб., начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль, признано незаконным. В части отказа от иска на сумму 439 руб. производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление от 03.09.1999 N 1002).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией принято решение от 16.11.2001 N 07/039 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по федеральным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам в соответствии с Постановлением от 03.09.1999 N 1002.
Решением инспекции от 17.01.2003 N 07/039-И в решение о предоставлении права на реструктуризацию внесены изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2005 по делу N А07-36329/05, вступившим в законную силу, решение инспекции от 17.01.2003 N 07/039-И признано недействительным в части исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 45475000 руб. из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включения данной суммы в состав основной задолженности по налогу на прибыль.
В связи с этим общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 30.06.2006 N 07-07-180 о возврате уплаченных процентов за пользование бюджетными средствами, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Поскольку указанное письмо оставлено инспекцией без ответа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что установленным порядком проведения реструктуризации задолженности по налоговым платежам не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Вывод судов является правильным и соответствует действующему законодательству.
Постановлением от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок проведения реструктуризации).
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Такие платежи являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и представляют собой проценты.
Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
Таким образом, Порядком проведения реструктуризации не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, в связи с чем оснований для начисления и взыскания оспариваемой суммы процентов у инспекции не имелось.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 13.11.2001 N 225-О, 10.01.2002 N 5-О и Высшим Арбитражным Судом в Постановлении Президиума от 05.07.2005 N 15242/04.
Довод налогового органа о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, на которые ссылается налоговый орган, касались других правоотношений (возврата дополнительных платежей по налогу на прибыль).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2007 по делу N А07-27287/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
Таким образом, Порядком проведения реструктуризации не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, в связи с чем оснований для начисления и взыскания оспариваемой суммы процентов у инспекции не имелось.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 13.11.2001 N 225-О, 10.01.2002 N 5-О и Высшим Арбитражным Судом в Постановлении Президиума от 05.07.2005 N 15242/04."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2007 г. N Ф09-8926/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника