Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 ноября 2007 г. N Ф09-9251/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2008 г. N 488/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Илецксоль" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 по делу N А47-339/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Иванков И.А. (доверенность от 09.01.2007 N 03);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (далее - управление) - Чашкин П.В. (доверенность от 27.08.2007 N 21).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов "Проекта разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа - 185/-215 м", утвержденного приказом управления от 08.11.2006 N 280-Э.
Решением суда от 15.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит обжалуемые судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, обществом для проведения государственной экологической экспертизы был представлен "Проект разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа -185/-215 м". Приказом управления от 08.11.2006 N 280-Э утверждено заключение экспертной комиссии, в котором содержался вывод о несоответствии указанного проекта требованиям нормативных и инструктивно-методических документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, наличии в нем существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам.
Не согласившись с выводами экспертной комиссии, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводам об отсутствии нарушений управлением требований действующего законодательства при вынесении заключения государственной экологической экспертизы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определен порядок проведения государственной экологической экспертизы, принципами которой в силу ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) являются: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта.
В соответствии со ст. 12 Закона N 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня подлежат все виды градостроительной документации, в том числе технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов.
В силу п. 4 "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 (далее - Положение), обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, представленный на экспертизу проект разработки месторождения каменной соли предусматривает разработку месторождения на более глубоком этаже, чем осуществлялась ранее. При таких обстоятельствах суды с учетом системного толкования ст. 3, 12 Закона N 174-ФЗ, п. 4 Положения обоснованно указали на то, что проведение государственной экологической экспертизы указанного проекта, при которой дается оценка возможного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, обязательно.
Кроме того, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь ст. 3, п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 26 Закона N 174-ФЗ, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 11 Положения пришли к правильным выводам о соответствии формы и содержания представленных обществом на государственную экологическую экспертизу материалов требованиям законодательства, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы, о надлежащей квалификации членов экспертной комиссии, а также об отклонении довода общества о несоответствии материалов "Проекта разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа - 185/-215 м" требованиям СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Оснований для переоценки фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о необходимости лицензирования деятельности общества по обращению с опасными отходами в части их размещения и сбора.
Согласно подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности - горнодобывающей деятельности - образуются отходы.
Таким образом, отходы образуются как результат производственной деятельности общества. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет, не получает прибыли от такой деятельности. Следовательно, выводы судов о том, что осуществляемая обществом деятельность по сбору и размещению отходов подлежит лицензированию, недостаточно обоснованы.
Вместе с тем, поскольку данные выводы судов не повлекли принятия неправильного решения по делу, судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанные обстоятельства достаточно полно исследованы судами, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для переоценки обстоятельств дела у суда не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 по делу N А47-339/07 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Илецксоль" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждено материалами дела, представленный на экспертизу проект разработки месторождения каменной соли предусматривает разработку месторождения на более глубоком этаже, чем осуществлялась ранее. При таких обстоятельствах суды с учетом системного толкования ст. 3, 12 Закона N 174-ФЗ, п. 4 Положения обоснованно указали на то, что проведение государственной экологической экспертизы указанного проекта, при которой дается оценка возможного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, обязательно.
Кроме того, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь ст. 3, п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 26 Закона N 174-ФЗ, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 11 Положения пришли к правильным выводам о соответствии формы и содержания представленных обществом на государственную экологическую экспертизу материалов требованиям законодательства, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы, о надлежащей квалификации членов экспертной комиссии, а также об отклонении довода общества о несоответствии материалов "Проекта разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа - 185/-215 м" требованиям СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
...
Согласно подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2007 г. N Ф09-9251/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника