Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9633/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу N А71-3477/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Толстова А.С. (доверенность от 20.12.2006 N 28).
Индивидуальный предприниматель Попова Татьяна Васильевна (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, явку своих представителей не обеспечила.
Представители государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике филиала N 1 (далее - филиал фонда N 1), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными требования фонда от 05.03.2007 N 2370005 о внесении исправлений в отчетность за IV квартал 2006 г. и требования филиала фонда N 1 от 10.05.2007 N 11990015 о внесении исправлений в отчетность за I квартал 2007 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2007 (резолютивная часть от 05.07.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 решение суда отменено, заявленные требований удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях, и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), 235, 236 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, зарегистрировался 26.09.2006 в филиале фонда N 1 в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144 (далее - Правила), предпринимателем представлялась в Фонд социального страхования Российской Федерации отчетность за IV квартал 2006 г. и за I квартал 2007 г. и уплачивались страховые взносы.
По результатам камеральной проверки указанных отчетов предпринимателю направлены требования от 05.03.2007 N 2370005 и от 10.05.2007 N 11990015 о внесении исправлений в отчетности за IV квартал 2006 г. и за I квартал 2007 г., в связи с тем что, по мнению фонда, предпринимателю надлежало исчислять сумму подлежащих уплате страховых взносов из налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, а не из фактически полученного дохода.
Не согласившись с указанными требованиями, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Удмуртской Республики указал на то, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, не ведут учет полученного дохода, поскольку на них не возложена обязанность по представлению в налоговые органы сведений о фактически полученных доходах, подтвердить могут только вмененный доход, в связи с чем расчет страховых взносов должны производить от размера вмененного дохода.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из того, что индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производят уплату страховых взносов, начисляемых на полученные ими доходы, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с гл. 24 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 190-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 10, 11 Правил индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающие за себя страховые взносы, ежеквартально производят уплату страховых взносов, начисленных на полученные ими доходы, исходя из тарифа страховых взносов в размере 3,5 процента доходов и порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом страхователи ведут учет выплат и иных вознаграждений или полученных доходов, на которые должны быть начислены страховые взносы, начисленных и перечисленных в Фонд страховых взносов, а также расходов, произведенных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 16 Правил).
Проанализировав приведенные нормы, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производят уплату страховых взносов, начисляемых на полученные ими доходы, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд апелляционной инстанции, произведенные предпринимателем в представленных отчетностях за IV квартал 2006 г. и за I квартал 2007 г. расчеты страховых взносов, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу, соответствуют требованиям действующего законодательства, тогда как мнение фонда, заключающееся в том, что суммы страховых взносов подлежат исчислению из размера единого налога на вмененный доход, является ошибочным.
Таким образом, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд обоснованно признал недействительными спорные требования фонда и филиала фонда N 1 от 05.03.2007 N 2370005 и от 10.05.2007 N 11990015.
Доводы фонда, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче кассационной жалобы фондом не была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., то она подлежит взысканию на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу N А71-3477/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1, 10, 11 Правил индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающие за себя страховые взносы, ежеквартально производят уплату страховых взносов, начисленных на полученные ими доходы, исходя из тарифа страховых взносов в размере 3,5 процента доходов и порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом страхователи ведут учет выплат и иных вознаграждений или полученных доходов, на которые должны быть начислены страховые взносы, начисленных и перечисленных в Фонд страховых взносов, а также расходов, произведенных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 16 Правил).
Проанализировав приведенные нормы, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производят уплату страховых взносов, начисляемых на полученные ими доходы, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9633/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника