Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2007 г. N Ф09-9412/07 по делу N А34-5569(11)/05
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дядченко Л.В.,
судей Матанцева И.В., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта (далее - Курганское МПГПТ) - Алешиной Н.В. - на определение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2007 по делу N А34-5569(11)/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов Курганского МПГПТ 1957719 руб. 87 коп. - задолженности по договору аренды недвижимого имущества, из них основной долг составляет 1511754 руб. 83 коп. и пени 445965 руб. 04 коп.
Определением суда от 03.07.2007 требования заявителя признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, конкурсный управляющий Курганского МПГПТ Алешина Н.В., ссылаясь на неприменение судами норм материального права, подлежащих применению (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, п. 6 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), просит судебные акты обеих инстанций отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. По мнению подателя кассационной жалобы, Администрация г. Кургана не обладает полномочиями по предъявлению денежных требований муниципального образования в делах о банкротстве. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Администрацией г. Кургана не представлен нормативный акт, закрепляющий ее полномочия на представление требований по денежным обязательствам муниципального образования г. Кургана в делах о банкротстве и процедурах банкротства. Конкурсный управляющий полагает, что суды, удовлетворяя требования заявителя, неправильно сослались на ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Кургана, и Положение о Департаменте экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана.
Как следует из материалов дела, между Департаментом муниципального имущества администрации г. Кургана (арендодатель), действующего на основании Положения о Департаменте, утвержденного распоряжением мэра г. Кургана от 01.08.2003 N 3958-р, и Курганским МПГПТ (арендатор) заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества от 16.08.2004 N 43-04, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное арендное владение и пользование за плату встроенное нежилое помещение общей площадью 630,1 кв.м, расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Красина, 21.
Согласно п. 4.2.2 договора арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в размере, порядке и сроки, установленные органом местного самоуправления.
В случае невнесения арендатором арендной платы в сроки, установленные договором, им уплачивается пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 6.1 договора).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 27.06.2006 по делу N А34-5596/05 Курганское МПГПТ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждена Алешина Н.В.
Администрация г. Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов Курганского МПГПТ 1957719 руб. 87 коп. - задолженности по договору аренды недвижимого имущества, из которых основной долг составляет 1511754 руб. 83 коп. и пени 445 965 руб. 04 коп.
Суды удовлетворили заявление и включили в третью очередь реестра требований кредиторов должника 1957719 руб. 87 коп., исходя из того что наличие задолженности по внесению арендной платы за период с 3 квартала 2004 г. по первое полугодие 2006 г. в сумме 1511754 руб. 83 коп. и оплате пени в сумме 445965 руб. 04 коп. подтверждено материалами дела. При этом суды указали на правомочность Администрации г. Кургана представлять интересы собственника имущества, входящего в состав муниципальной казны.
Довод заявителя кассационной инстанции о том, что в силу п. 6 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Администрации г. Кургана не имеется полномочий на заявление требования по денежным обязательствам муниципального образования в делах о банкротстве ввиду отсутствия правового акта, прямо закрепляющего за Администрацией такие полномочия, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что названный довод основан на неверном толковании норм п. 6 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к уполномоченным органам отнесены в том числе органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам муниципальных образований.
Следует отметить, что применительно к настоящему спору Администрация г. Кургана выступает непосредственно в качестве кредитора в деле о банкротстве Курганского МПГПТ.
В п. 6 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что компетенция органов местного самоуправления определяется правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Согласно п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
Судами установлено, что в п 6.1 "Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана", утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 N 311, определены органы местного самоуправления, обладающие властными полномочиями в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, одним из которых является администрация муниципального образования "г. Курган".
В систему Администрации г. Кургана входят органы и структурные подразделения: департаменты, комитеты, городские инспекции, управления, отделы и службы (решение Курганской городской Думы от 15.04.2005 N 68 "О структуре администрации города Кургана").
В соответствии с п. 20.5 "Положения о Департаменте экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана" в договорах аренды объектов муниципальной казны в качестве арендодателя от имени муниципального образования города Кургана выступает Администрация г. Кургана в лице уполномоченного Департамента.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что при заключении договора аренды от 16.08.2004 N 43-04 Администрация г. Кургана на законных основаниях в соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации реализовала полномочия собственника муниципального имущества.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что полномочия Администрации г. Кургана представлять интересы муниципального образования в правоотношениях, возникающих по поводу использования имущества, составляющего казну муниципального образования, включая реализацию права на защиту имущественных прав в судебном порядке, в том числе путем заявления требований к должнику в рамках дела о банкротстве, подтверждаются п. 6.1 "Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана", утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 N 311.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 по делу N А34-5569(11)/05 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Дядченко |
Судьи |
И.В. Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 20.5 "Положения о Департаменте экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана" в договорах аренды объектов муниципальной казны в качестве арендодателя от имени муниципального образования города Кургана выступает Администрация г. Кургана в лице уполномоченного Департамента.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что при заключении договора аренды от 16.08.2004 N 43-04 Администрация г. Кургана на законных основаниях в соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации реализовала полномочия собственника муниципального имущества.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что полномочия Администрации г. Кургана представлять интересы муниципального образования в правоотношениях, возникающих по поводу использования имущества, составляющего казну муниципального образования, включая реализацию права на защиту имущественных прав в судебном порядке, в том числе путем заявления требований к должнику в рамках дела о банкротстве, подтверждаются п. 6.1 "Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана", утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 N 311."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2007 г. N Ф09-9412/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника