Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 ноября 2007 г. N Ф09-9539/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее -Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2007 по делу N А76-2083/07-56-121 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области - Клименченко А.В. (доверенность от 12.02.2007 N 4).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - Территориальное управление) и государственное предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" (далее - предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий") о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области от 07.12.2006 N 609 об отказе в государственной регистрации юридического лица - предприятия "Редакция газеты "Карабашский рабочий"; третье лицо - предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий".
Решением суда от 10.05.2007 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Челябинской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты обеих инстанций отменить. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что при государственной регистрации юридических лиц, образованных в результате реорганизации хозяйственных обществ, надлежит руководствоваться не только положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", но и нормами Федеральных законов "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об акционерных обществах", обязывающих представлять доказательства уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 1124-р государственное предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 г.
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.12.2004 N 181 "О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 год" Территориальному управлению Федерального агентства по Челябинской области поручено принятие решения об условиях приватизации предприятия "Редакция газеты "Карабашский рабочий".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 08.11.2006 N 1680-р предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество с аналогичным наименованием с уставным капиталом в 158000 руб., разделенным на 1583 обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 100 руб.
В данной связи предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации юридического лица, созданного в результате преобразования государственного предприятия.
Решением Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области от 07.12.2006 N 609 в государственной регистрации заявителю отказано в связи с непредставлением доказательств, свидетельствующих об уведомлении кредиторов о принятии решения о реорганизации, а также отсутствием соответствующей публикации в органах печати.
Территориальное управление, полагая, что принятое регистрирующим органом решение противоречит нормам действующего законодательства, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, признавая решение от 07.12.2006 N 609 недействительным, пришли к выводу о том, что предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" представило в регистрирующий орган все необходимые документы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Между тем принятые по делу судебные акты нельзя признать достаточно обоснованными.
Из положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, п. 7 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено, что унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
В силу п. 8 ст. 29 названного Закона государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 7 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Таким образом, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган должны представляться доказательства уведомления кредиторов, включая публикации в соответствующих печатных изданиях.
Поскольку предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" не представило в регистрирующий орган доказательств уведомления всех кредиторов, включая публикации, о принятом решении о реорганизации, регистрирующий орган обоснованно вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области от 07.12.2006 N 609 ввиду несоответствия их ст. 14, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являются ошибочными, в удовлетворении заявленных требований по указанным основаниям следует отказать.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2007 по делу N А76-2083/07-56-121 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2007 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области о признании недействительным решения МИФНС России N 3 по Челябинской области N 609 от 07.12.2006 отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области в пользу МИФНС России N 3 по Челябинской области 1000 руб. в возмещение расходов по уплате гос. пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 8 ст. 29 названного Закона государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 7 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
...
Поскольку предприятие "Редакция газеты "Карабашский рабочий" не представило в регистрирующий орган доказательств уведомления всех кредиторов, включая публикации, о принятом решении о реорганизации, регистрирующий орган обоснованно вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области от 07.12.2006 N 609 ввиду несоответствия их ст. 14, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являются ошибочными, в удовлетворении заявленных требований по указанным основаниям следует отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2007 г. N Ф09-9539/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника