Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 декабря 2007 г. N Ф09-10104/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 4194/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2007 по делу N А60-7760/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о возложении на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС, Фонд) обязанности совершить в установленный судом срок действий по отбору страховых медицинских организаций, привлекаемых им для оказания финансовой услуги по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) работающего и неработающего населения Свердловской области путем проведения открытых торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а именно: определить в порядке п. 4 ст. 10, п. 3 ст. 65 Закона N 94-ФЗ форму торгов, разработать и утвердить соответствующую избранной форме торгов документацию, опубликовать и разместить извещение о проведении торгов.
Ссылаясь на положения подп. 9 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), управление указало, что иной порядок отбора страховых медицинских организаций будет являться ограничением конкуренции, поскольку таковая проявляется при выборе заказчиком услуги ее исполнителя при заключении договора, а не при его исполнении. Бездействие ТФОМС, выраженное в непроведении торгов, приводит к ограничению конкуренции.
Решением суда от 22.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, после анализа деятельности ТФОМС по реализации государственной политики в области обязательного государственного медицинского страхования управлением сделан вывод о неисполнении Фондом обязанности, предусмотренной подп. 9 п. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суды исходили из того, что взаимодействие Фонда и страховых медицинских организаций по вопросам финансирования ОМС не носит характера гражданско-правовых отношений и поэтому к ним не применимы положения о возникновении гражданских прав и обязанностей и нормы Закона N 94-ФЗ; между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями отношения по страхованию в пользу третьего лица не возникают. С учетом этого из положений подп. 9 п. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ не следует обязанность Фонда осуществлять отбор страховых медицинских организаций на конкурсной основе и соответственно непроведение такого конкурса не влечет последствий в виде устранения конкуренции между страховыми медицинскими организациями.
Выводы судов являются правильными, соответствуют совокупности положений Закона N 94-ФЗ, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.03.1999 N 20 "Об утверждении "Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование", Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного ФФОМС от 05.04.2001 N 1518/21-1, Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных ФФОМ от 03.10.2003 N 3856/30-3, и подтверждаются материалами дела, исследованными судами согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан от 3 октября 2003 г. следует читать как "1518/21-1/и"
Правильно применив положения указанных нормативных правовых актов в их системном толковании и во взаимосвязи с соответствующими нормами Закона N 135-ФЗ, а также достаточно полно и всесторонне проанализировав полномочия Фонда и отношения между субъектами ОМС, между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями (страховщиками), суды обосновано пришли к правильным выводам о том, что отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых для оказания услуг по ОМС, фактически осуществляется страхователями, а в отдельных случаях гражданами (когда страхователь и застрахованное лицо совпадают в одном лице - частные нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели), но не ТФОМС. Из этого также следует, что страховщики по отношению ТФОМС не оказывают услуги по страхованию (финансовые услуги в целях применения Закона N 135-ФЗ), данные услуги оказываются страхователю и застрахованному лицу. Соответственно гражданско-правовые отношения и необходимость отбора страховщиков на конкурсной основе возникают при заключении договора между страхователями и страховыми медицинскими организациями.
Правовых оснований для переоценки указанных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку они в своей совокупности и по существу являлись предметом исследования в апелляционном суде и им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая обстоятельствам дела и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела арбитражным судом (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2007 по делу N А60-7760/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив положения указанных нормативных правовых актов в их системном толковании и во взаимосвязи с соответствующими нормами Закона N 135-ФЗ, а также достаточно полно и всесторонне проанализировав полномочия Фонда и отношения между субъектами ОМС, между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями (страховщиками), суды обосновано пришли к правильным выводам о том, что отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых для оказания услуг по ОМС, фактически осуществляется страхователями, а в отдельных случаях гражданами (когда страхователь и застрахованное лицо совпадают в одном лице - частные нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели), но не ТФОМС. Из этого также следует, что страховщики по отношению ТФОМС не оказывают услуги по страхованию (финансовые услуги в целях применения Закона N 135-ФЗ), данные услуги оказываются страхователю и застрахованному лицу. Соответственно гражданско-правовые отношения и необходимость отбора страховщиков на конкурсной основе возникают при заключении договора между страхователями и страховыми медицинскими организациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2007 г. N Ф09-10104/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника