Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 декабря 2007 г. N Ф09-9983/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 9 Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги (далее - кооператив) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2007 по делу N А34-2043/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) - Левицкая Т.Г. (доверенность от 13.07.2007 N 03/1105), Усачева Л.В. (доверенность от 18.01.2007 N 08/45);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - Денисова И.А. (доверенность от 07.09.2006 N 6015 в порядке передоверия по доверенности от 24.01.2005 N 39-Д).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующим постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО "Российские железные дороги" на территории города Кургана от "Курганской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения" Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" с 01.01.2005" (далее - постановление Департамента от 10.11.2004 N 16-6).
Определением суда от 17.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "РЖД".
Решением суда от 27.09.2007 (резолютивная часть от 19.09.2007) постановление Департамента от 10.11.2004 N 16-6 признано соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, кооператив просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого нормативного акта недействующим, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Департамент и ОАО "РЖД" в отзывах указали, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласны, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, кооператив обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующим постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6, поскольку оно не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал в том числе на то, что при принятии Департаментом оспариваемого постановления от 10.11.2004 N 16-6 расчет тарифов правомерно произведен на основании Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-э/8.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с п. 54 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, что Департаментом при расчете тарифа на тепловую энергию обоснованно использовались Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-э/8.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" определен порядок вступления в силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке были утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и официально опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 01.11.2004 N 44 и в "Российской газете" от 02.11.2004 N 242.
Между тем, как следует из материалов дела, оспариваемое постановление Департамента было принято 10.11.2004 и вступило в силу после его официального опубликования в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" от 20.11.2004 N 221.
Таким образом, на момент вступления в силу оспариваемого постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 был принят и вступил в силу нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Согласно п. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако судом при рассмотрении настоящего дела проверка постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 на предмет установления его соответствия имеющим большую юридическую силу Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не осуществлялась.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене (ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные нарушения, исследовать вопросы о соответствии оспариваемого нормативного акта законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о том, какие права и законные интересы заявителя нарушены (не нарушены) оспариваемым актом, принять решение в соответствии с нормами материального, процессуального права, установленными обстоятельствами и с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст. 286, 287. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2007 по делу N А34-2043/07 отменить.
Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке были утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и официально опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 01.11.2004 N 44 и в "Российской газете" от 02.11.2004 N 242.
Между тем, как следует из материалов дела, оспариваемое постановление Департамента было принято 10.11.2004 и вступило в силу после его официального опубликования в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" от 20.11.2004 N 221.
Таким образом, на момент вступления в силу оспариваемого постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 был принят и вступил в силу нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Согласно п. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако судом при рассмотрении настоящего дела проверка постановления Департамента от 10.11.2004 N 16-6 на предмет установления его соответствия имеющим большую юридическую силу Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не осуществлялась."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2007 г. N Ф09-9983/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника