Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 декабря 2007 г. N Ф09-9987/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "М-Транс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2007 по делу N А50-9368/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Шикунец М.В. (доверенность от 29.11.2007 N 151), Звягин М.Г. (доверенность от 15.06.2007 N 63), Митраков М.В., директор (решение общего собрания участников от 28.08.2005 N 2, контракт от 28.08.2005 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни (далее - таможня, административный орган) от 27.06.2007 N 10411000-380/2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 517500 руб.
Решением суда от 30.07.2007 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, Конвенции "О временном ввозе" от 26.06.1990 г. Стамбул, к которой присоединилась Российская Федерация (постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1084), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество, являясь перевозчиком по внешнеторговому контракту от 14.03.2007 N 153/398-7-7117, вывезло с территории Российской Федерации в Республику Казахстан аргон жидкий в двух транспортных цистернах. Цистерны были возвращены на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможней при проведении проверки деятельности общества по вопросу соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации установлено, что аргон жидкий был вывезен по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10109020/120407/0004034 в режиме экспорта, при этом таможенное оформление названных цистерн при вывозе с территории Российской Федерации обществом не произведено.
Обществом 11.05.2007 в таможню представлена ГТД N 10411070/110507/0004951 на указанные цистерны, ввозимые на территорию Российской Федерации в режиме реимпорта.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2007 и вынесено постановление от 27.06.2007 N 10411000-380/2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Указанный вывод судов является ошибочным.
Согласно п. 2 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное законодательство Российской Федерации состоит из актов таможенного законодательства - настоящего Кодекса - и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов,
Пунктом 3 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения, указанные в п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации, могут регулироваться также Указами Президента Российской Федерации.
На основании Указов Президента Российской Федерации и во исполнение актов таможенного законодательства Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
В силу ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1084 Российская Федерация присоединилась к Конвенции "О временном ввозе", заключенной в г. Стамбуле 26.06.1990 (далее - Конвенция).
Согласно ст. 1 Конвенции "временный ввоз" - это таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования.
Из ст. 2 Конвенции следует, что каждая Договаривающаяся Сторона обязуется разрешать временный ввоз товаров (включая транспортные средства), о которых идет речь в Приложениях к настоящей Конвенции, на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Статьей 7 Конвенции предусмотрено, что товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения цели их временного ввоза. Этот срок оговаривается отдельно в каждом Приложении.
В силу ст. 9 Конвенции действие режима временного ввоза обычно прекращается с обратным вывозом товаров (включая транспортные средства), ввезенных в соответствии с процедурой временного ввоза.
На основании ст. 15 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона максимально уменьшит таможенные формальности, связанные с получением льгот, предусмотренных настоящей Конвенцией, и в кратчайшие сроки опубликует свои правила, касающиеся этих формальностей.
Согласно ст. 1 Приложения В.З "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией" к Конвенции в целях применения данного Приложения "контейнеры", ввезенные в связи с какой-либо коммерческой операцией, но ввоз которых сам по себе не является коммерческой операцией, относятся к "товарам, ввезенным в связи с коммерческой операцией" и что "контейнеры" относятся к транспортному оборудованию.
В ст. 2 Приложения В.З к Конвенции указано, что процедура временного ввоза распространяется на груженые или порожние контейнеры, ввезенные в связи с коммерческой операцией.
Статьей 3 Приложения В.З к Конвенции предусмотрено, что положения настоящего Приложения никак не отражаются на таможенных законодательствах Договаривающихся Сторон, касающихся ввоза товаров, транспортируемых в контейнерах.
В соответствии со ст. 4 Приложения В.З к Конвенции для получения возможности использования льгот, предусмотренных настоящим Приложением, контейнеры должны быть снабжены маркировкой, как предусмотрено в Дополнении II к настоящему Приложению.
Нормами, содержащимися в ст. 5 Приложения В.З к Конвенции, установлено, что режим временного ввоза контейнеров предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.
Вместо таможенного документа и гарантии на контейнеры от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство:
i) предоставлять таможенным органам по их требованию подробную информацию о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию временного ввоза и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе.
Из материалов дела следует, что общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации аргон в цистернах (заводские номера -8806113, 8809042). Указанные цистерны не являлись предметом внешнеторгового договора, предусматривающего передачу их в собственность иностранному лицу, а служили исключительно тарой для перевозки аргона и подлежали возврату в Российскую Федерацию. То есть указанные цистерны являются товаром, ввезенным в связи с коммерческой операцией, и относятся к транспортному оборудованию.
В силу Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 11.08.2006 N 762, цистерны заявлялись обществом под п. 3 графы 31 ГТД N 10109020/120407/0004034. В графе 19 проставлена цифра "1" - признак перевозки товара через таможенную границу Российской Федерации в контейнере.
Таким образом, в соответствии с перечисленными положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и Конвенции в отношении данных цистерн предоставляется режим временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенное оформление таких цистерн производится без представления ГТД и карнета АТА.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
Поскольку у общества отсутствовала обязанность подавать в таможню ГТД на цистерны, в которых был вывезен жидкий аргон, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует отменить, требования общества о признании незаконным и отмене постановления таможни от 27.06.2007 N 10411000-380/2007 удовлетворить.
Уплаченная обществом за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из казны Российской Федерации, поскольку по правилам, установленным ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2007 по делу N А50-9368/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "М-Транс" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Пермской таможни от 27.06.2007 N 10411000-380/2007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "М-Транс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "М-Транс" из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 1347 от 24.10.2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 11.08.2006 N 762, цистерны заявлялись обществом под п. 3 графы 31 ГТД N 10109020/120407/0004034. В графе 19 проставлена цифра "1" - признак перевозки товара через таможенную границу Российской Федерации в контейнере.
Таким образом, в соответствии с перечисленными положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и Конвенции в отношении данных цистерн предоставляется режим временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенное оформление таких цистерн производится без представления ГТД и карнета АТА.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
...
Поскольку у общества отсутствовала обязанность подавать в таможню ГТД на цистерны, в которых был вывезен жидкий аргон, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2007 г. N Ф09-9987/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника